Т.е. отменяется не просто анафема на легатов, но анафема на саму хартию Гумберта. А если отменяется анафема на хартию Гумберта, то утверждается, что она не еретична, что само по себе есть ересь.
да, на самом деле важно, что была снята анафема именно с документа, содержащего вероучительные положения, а не только с личностей.
У меня вопрос такого формально-юридического свойства: когда Михаил Керуларий анафематствовал "нечестивую хартию" - он уточнял эксплицитно в анафематизме, что нечестие заключается именно в вероучительном содержании хартии (а не в самом ее издании как антиканоническом действии, например) ? То, что он считал ее нечестивой прежде всего по вероучительному содержанию - понятно, просто интересно, уточнял ли он это эксплицитно в своем ответном анафематизме.