ortho-hetero forum
Имя пользователя:
Пароль:

Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7
 31 
 : 31 Май 2010, 18:46:05 
Автор orthodoxe - Последний ответ от Алексей
Не уверен, что Августин учил о силе совершенного действия, мне кажется, это позднейшая католическая интерпретация.
У него, насколько могу судить, "сакраментум" - это видимый священный знак и он отличен от "рес" - освящающего действия благодати. У раскольников и еретиков могут быть подлинные священные знаки, хотя и ворованные, но не может быть освящающего (спасающего) действия благодати, а только пользование священными знаками в осуждение себе.

 

 32 
 : 31 Май 2010, 15:57:32 
Автор orthodoxe - Последний ответ от orthodoxe
20 и 21 века поставили перед Церковью новые очень сложные богословские задачи:

1. следует объяснить практику чиноприёмов (вот о.Никанор выделил условно 8 пунктов),
2. следует объяснить тот факт,что свв.отцы говорили о расколах различно (как о разделении самой Церкви и как об отпадении от Церкви),
3. следует объяснить ЧТО такое экуменизм,каковы границы дозволенного и недозволенного (например,сомоления),
4. следует объяснить почему свв.отцы терпели сервилизм Церкви перед государствами различных политических и идеологических формаций,а сервилизм митр.Сергия (Страгородского) многие из них не стали терпеть,
5. следует объяснить возможна ли лишь одна экклесиологическая модель,какую мы видим в WO или возможны иные модели,включая ту,которая в TO?
и т.д.

Вопросов куча. Ранее Церковь ответила,наверное,на все вопросы в области триадологии,христологии,сотериологии,теории символа...
Но 20 век выдвинул вопросы в области экклесиологии.
По первому вопросу кое-что нашёл.
Здесь в III разделе http://fr-hamlet.livejournal.com/7008.html#comments о.Никанор ещё в 2008 году выделил 8 теорий:

1. «Теория частично сохранённого наследия Церкви» (официальная теория ведущих богословов сегодняшней РПЦ МП),
2. «Теория силы совершённого действия» (Свт. Августина Иппонского и Оптата),
3. «Юридическая теория» (патр. Сергия (Страгородского)),
4. «Теория пустых форм» (А. Хомякова, Митр. Антония (Храповицкого) и свт. Иллариона (Троицкого)),
5. «Теория внутреннего расположения»,
6. «Теория войны и мира» (прот. И. Мейендорф)
7. «Теория Божественного аванса» ("Реверсивная теория") (еп. Нектария (Яшунского)),
8. «Евхаристическая теория».

Прошу участников прочитать ссылку целиком. Там всё доступно,кратко,ёмко и интересно.
К каким пунктам склоняетесь вы?

 33 
 : 25 Май 2010, 17:44:00 
Автор Алексей - Последний ответ от Алексей
Проф. диак. Павел Гаврилюк. Будущее православно-католического диалога
 
 
"В своих публичных заявлениях Папа Бенедикт XVI неоднократно подчеркивал, что восстановление полного общения между Римско-Католической и Православными церквями — одна из основных задач его понтификата. В комментариях, обращенных к делегатам Патриарха Константинопольского Варфоломея, Папа пояснил, что «единство, которого мы ищем, не означает ни поглощения, ни слияния, но уважение к многообразной полноте Церкви»".

Полностью здесь http://ortho-hetero.ru/index.php/history/263

Весьма примечательная лекция, позволяющая понять, откуда именно растут уши у заимствован ряд пререкаемых положений официальной экклесиологии РПЦ, начиная с синодального постановления 1969 г. и до соборных решений 1994 и 2000, т.е. все эти  "причастие католиков в случае необходимости", "действия Духа в инославии", "неполное общение", "признание таинств" и т.п.

Цитирую:

"Два документа II Ватиканского Собора особенно важны для нынешней дискуссии, а именно, Декрет об экуменизме и его дополнение — Декрет о восточных [католических] Церквях. Хотя у православных наблюдателей не было права голоса на Соборе, с ними консультировались на разных стадиях подготовки этих документов. Собор установил тональность для всех последующих экуменических обсуждений, обратившись от модели «возвращения» в Католическую церковь так называемых православных схизматиков, к модели взаимного движения к полному единству во Христе. Ясно сознавая задачу единения христиан, Собор сделал несколько важных заявлений.

Во-первых, Декрет об экуменизме отчетливо признает действие Духа Святого вне канонических границ Католической церкви. Хотя полнота средств спасения, с точки зрения авторов документа, пребывает в одной только Католической церкви, а другие церкви до некоторой степени несовершенны, признается, что спасение возможно и в христианских общинах, отделенных от Рима (Unitatis redintegratio 3). Это стало важным шагом в сторону от сотериологического эксклюзивизма, характерного для тридентского католичества.

Во-вторых, к различным разделениям в церкви стали подходить более осторожно, чем прежде. Вместо того, чтобы оперировать лишь категориями единства и ереси, Декрет об экуменизме рассматривает общение как проблему степени, проводя более тонкие различия между неполным и полным общением (UR 3).

В-третьих, относительно православных Декрет об экуменизме заявил, что, «эти Церкви, хотя и разъединенные с нами, обладают истинными таинствами, особенно в силу Апостольского преемства, Священством и Евхаристией, которыми они доныне связаны с нами теснейшим образом» (UR 15)".

 34 
 : 19 Май 2010, 19:56:21 
Автор npomonon - Последний ответ от Алексей
Здесь все-таки предполагается динамика латинян (армян) в сторону православия: "они приходят к нам, они освящаются от нас", т.е. воспринимаются они в этих случаях, наверное, на самом деле как оглашенные, о чем сказала lina.

Потом сама по себе ссылка на практику того времени, это еще не ссылка на Предание. То время было очень "экуменичным", в смысле униатским, православные-то на фоне униатов были в меньшинстве, пожалуй.

Кроме того, как я читал, в период до пострига у св. Геннадия была еще некоторая раздвоенность: с одной стороны, идейный переворот свершился, с другой, сохранялась инерция "высокого сановника", тесно связанного с сильными мира сего, которые все почти униатствовали, а имп. Иоанном так и вообще ему долгое время покровительствовал и они были по-человечески очень близки, а антилатинская позиция св. Геннадия эти отношения стала "портить". Все это могло, наверно, до поры до времени накладывать психологический груз, склоняющий к осторожности.
В какой-то его проповеди (не помню, какой именно) это очень чувствуется, там чуть ли не эзопов язык местами Улыбающийся

Так что интересно было бы, если б на эту же тему имелись какие-то свидетельства св. Геннадия после 1448 г., когда умер Иоанн VIII, а тем более после падения Константинополя. 

 35 
 : 19 Май 2010, 19:22:10 
Автор npomonon - Последний ответ от npomonon
В этом тексте самое интересное - это прямые слова о том, что латинянам и армянам (а не только латинянам, хотя уния с армянами вроде на горизонте не показывалась) можно давать антидор даже без отказа от их заблуждений. Запрещается только причащать их. Причем, свт. Геннадий не просто высказывает свое мнение, а ссылается на практику других патриархов как на общеизвестную.

 36 
 : 19 Май 2010, 18:44:07 
Автор npomonon - Последний ответ от Алексей
Написано это вроде не в униатский период, а уже в 1440-е, после перемены отношения к унии с одобрительного на отрицательное, но еще до того, как св. Геннадий стал уже вождем антиуниатской противолатинской партии.

Сама эта перемена (не позднее 1442 г.) произошла с ним под влиянием св. Марка, который обличил его за латинофильство. Сам Геннадий писал о ней так: "Что же касается латинян, то я уже давно отверг их учение и вернулся к учению наших отцов, которого прочно придерживаюсь, готовый скорее лишиться всего, чем отказаться от него, поскольку убежден, что не существует ничего более согласного с истиной".

В 30-е он был секретарем имп. Иоанна VIII Палеолога и принимал активнейшее участие в подготовке Ферраро-Флорентийской унии и на самом соборе 1439 г. поддержал ее подписание, произнеся в защиту ее несколько речей. Во главу угла он тогда ставил политическую выгоду, хотя позднее признавался, что все же надеялся на единство, основанное на догматической истине.

После изменения своей позиции св. Геннадий написал ряд антилатинских трактатов, вызвав негодование Иоанна VIII, а последний император Константин IX вынудил его уйти в монастырь.

В 1452 св. Геннадий уже открыто выступает против подписания нового соглашения об унии, которое в Константинополе добивался легат папы кард. Исидор, бывший Киевский митрополит.   
 

 37 
 : 18 Май 2010, 22:32:48 
Автор npomonon - Последний ответ от npomonon
Надо, наверное, указанную книжку найти. В Мск я ее видел.

 38 
 : 18 Май 2010, 22:10:03 
Автор npomonon - Последний ответ от Алексей
А неизвестно, когда именно св. Геннадий это послание написал?

 39 
 : 18 Май 2010, 21:47:04 
Автор npomonon - Последний ответ от lina

а в чем эти слова удивительны?

ведь здесь латиняне приходят не с экуменическими намерениями, и не с воинственными - обратить в латинскую веру. Где видано то, чтобы Православная Церковь отвергала приходящих к Ней?

ведь латиняне _отпали_ от Церкви, в  отличие от манихеев, например, которых там _никогда и не было_.

здесь явно подразумевается, что эти неверные обивают церковные пороги как "оглашенные", как хотящие войти в Церковь, а не как закоснелые неверные.

 40 
 : 18 Май 2010, 20:22:52 
Автор npomonon - Последний ответ от npomonon
Случайно нагуглил такие слова свт. Геннадия:

Еще монахи спросили, возможно ли давать панагию армянским и латинским паломникам. Мы же говорим, чтобы вы давали им и антидор, потому что они христиане и из-за этого идут из столь дальних стран для поклонения Господнему Гробу. Если они и отделены от нас из-за некоторых вопросов веры и неправославны, но как христиане с верою и благоговением ищут освящения нашего, то мы должны дать им.

А изречение «не давайте святыни псам» и проч. разумеет неверных, т. е. иудеев, сарацин, эллинов, манихеев и других, которые притворяются христианами, не будучи таковыми. Поэтому и прибавляет: «Чтобы они, обернувшись, не потоптали ее и не растерзали вас». Ведь топчущие - действительно псы и свиньи, а ищущие святыни с верой и благоговением и принимающие ее не суть таковые.

Слушайте, как и Господь говорит: «Всякий, кто не против вас, тот за вас», и «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Только великое Таинство Причастия не давайте им, не только из-за величия таинства, но из-за того, что таинство это представляет все Божественное домостроительство, предшествуемое исповеданием истинной веры, поэтому не должно его давать тем, кто ложно мыслит относительно Божественного домостроительства или богословия и противоречит Кафолической Церкви.

Если же кто из них, возжелав остаться на этом месте или заболев, откажется от своей отеческой веры и исповедует веру Вселенской Церкви, то сподобьте его и такового общения. Таков обычай вселенской христианской Церкви. Так и святейшие Патриархи, когда совершали по праздникам литургию, то приходящих армян и латинян, со всяким благоговением пребывающих на литургии, не изгоняли, но и благословляли их, приходящих с православными, совершающих коленопреклонения и целующих патриаршую руку, и преподавали им антидор. Так и ученики Христовы не изгоняли вон приходящих к ним. Достаточно и того, что вы сами не ищете и не берете освящения от них, как неправославных и отделенных. Но если они сами ищут освящения от вас, то вы должны не отсылать их, как мы об этом наперед сказали."

[Честнейшему в монахах кир Максиму, в миру Софиану, и всем подвизающимся в святом Синайском монастыре преподобнейшим иеромонахам и монахам, 4 // Цит. по: Занемонец А. В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. С. 135-136]


Весьма удивился...

Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7