Проф. диак. Павел Гаврилюк. Будущее православно-католического диалога
"В своих публичных заявлениях Папа Бенедикт XVI неоднократно подчеркивал, что восстановление полного общения между Римско-Католической и Православными церквями — одна из основных задач его понтификата. В комментариях, обращенных к делегатам Патриарха Константинопольского Варфоломея, Папа пояснил, что «единство, которого мы ищем, не означает ни поглощения, ни слияния, но уважение к многообразной полноте Церкви»".
Полностью здесь
http://ortho-hetero.ru/index.php/history/263Весьма примечательная лекция, позволяющая понять, откуда именно
растут уши у заимствован ряд пререкаемых положений официальной экклесиологии РПЦ, начиная с синодального постановления 1969 г. и до соборных решений 1994 и 2000, т.е. все эти "причастие католиков в случае необходимости", "действия Духа в инославии", "неполное общение", "признание таинств" и т.п.
Цитирую:
"Два документа II Ватиканского Собора особенно важны для нынешней дискуссии, а именно, Декрет об экуменизме и его дополнение — Декрет о восточных [католических] Церквях. Хотя у православных наблюдателей не было права голоса на Соборе, с ними консультировались на разных стадиях подготовки этих документов. Собор установил тональность для всех последующих экуменических обсуждений, обратившись от модели «возвращения» в Католическую церковь так называемых православных схизматиков, к модели взаимного движения к полному единству во Христе. Ясно сознавая задачу единения христиан, Собор сделал несколько важных заявлений.
Во-первых, Декрет об экуменизме отчетливо признает действие Духа Святого вне канонических границ Католической церкви. Хотя полнота средств спасения, с точки зрения авторов документа, пребывает в одной только Католической церкви, а другие церкви до некоторой степени несовершенны, признается, что спасение возможно и в христианских общинах, отделенных от Рима (Unitatis redintegratio 3). Это стало важным шагом в сторону от сотериологического эксклюзивизма, характерного для тридентского католичества.
Во-вторых, к различным разделениям в церкви стали подходить более осторожно, чем прежде. Вместо того, чтобы оперировать лишь категориями единства и ереси, Декрет об экуменизме рассматривает общение как проблему степени, проводя более тонкие различия между неполным и полным общением (UR 3).
В-третьих, относительно православных Декрет об экуменизме заявил, что, «эти Церкви, хотя и разъединенные с нами, обладают истинными таинствами, особенно в силу Апостольского преемства, Священством и Евхаристией, которыми они доныне связаны с нами теснейшим образом» (UR 15)".