Нередко можно услышать, что анафематствования латинян патриархом Константинонопльским Михаилом Керуларием и архиереями были наложены только на кардинала Гумберта и римских легатов. Например, А. Дворкин пишет: " Патриарх, который с канонической точки зрения был прав, хотя, возможно, действовал чрезмерно жестко, отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись." (
http://www.sedmitza.ru/text/434799.html). Однако это не так. Анафема была не на легатов, но на еретический томос, который составили эти легаты.
Ведь дело было так: Гумберт анафематствовал патриарха Константинопольского Михаила Керулария и единомысленных с ним по многим пунктам, и в в частности за то, что "подобно Пневматомахам или Феумахам, отсекают в Символе Веры исхождение Духа Святого от Сына" (
http://katolikforum.ru/index.php?showtopic=1077&mode=threaded). В обратном анафематствовании Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и собрание архиепископов и епископов анафематствовали не просто легатов, но анафема была "против нечестивой хартии (!), и против тех, кто трудился над ее изготовлением - советом или только голосом". Т.е. анафема была против учения, изложенного в хартии, в частности, против филиокве, это учение признавалось еретическим.
В послании же патриарха Афинагора, отменяющем анафемы КП, говорится: "легаты Рима - кардинал Гумберт и те, которые были с ним, предали анафеме патриарха Михаила Керуллария и двух его сотрудников; в свою очередь, патриарх вместе со своим Синодом предал анафеме послание легатов Рима (!), а также сотрудников. ... Следовательно, мы заявляем письменно, что анафема, объявленная канцелярии Римской Церкви в году спасения 1054 в июле месяце VII индиции, является с этого момента преданной забвению и удаленной из Церкви" (
http://orthtexts.narod.ru/sn_anaf_v1965/snyatie_anafem.htm).
Т.е. отменяется не просто анафема на легатов, но анафема на саму хартию Гумберта. А если отменяется анафема на хартию Гумберта, то утверждается, что она не еретична, что само по себе есть ересь.