ortho-hetero forum
Имя пользователя:
Пароль:
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Анафемы 1054 г. и изглаживание анафем 1054 г. патр. Афинагором в 1965 г.  (Прочитано 2512 раз)
roginsky
совет сайта
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 5


Просмотр профиля
« : 20 Июнь 2010, 18:45:27 »

Нередко можно услышать, что анафематствования латинян патриархом Константинонопльским Михаилом Керуларием и архиереями были наложены только на кардинала Гумберта и римских легатов. Например, А. Дворкин пишет: " Патриарх, который с канонической точки зрения был прав, хотя, возможно, действовал чрезмерно жестко, отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись." (http://www.sedmitza.ru/text/434799.html). Однако это не так. Анафема была не на легатов, но на еретический томос, который составили эти легаты.
Ведь дело было так: Гумберт анафематствовал патриарха Константинопольского Михаила Керулария и единомысленных с ним по многим пунктам, и в в частности за то, что "подобно Пневматомахам или Феумахам, отсекают в Символе Веры исхождение Духа Святого от Сына" (http://katolikforum.ru/index.php?showtopic=1077&mode=threaded). В обратном анафематствовании Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и собрание архиепископов и епископов анафематствовали не просто легатов, но анафема была "против нечестивой хартии (!), и против тех, кто трудился над ее изготовлением - советом или только голосом". Т.е. анафема была против учения, изложенного в хартии, в частности, против филиокве, это учение признавалось еретическим.
В послании же патриарха Афинагора, отменяющем анафемы КП, говорится: "легаты Рима - кардинал Гумберт и те, которые были с ним, предали анафеме патриарха Михаила Керуллария и двух его сотрудников; в свою очередь, патриарх вместе со своим Синодом предал анафеме послание легатов Рима (!), а также сотрудников. ... Следовательно, мы заявляем письменно, что анафема, объявленная канцелярии Римской Церкви в году спасения 1054 в июле месяце VII индиции, является с этого момента преданной забвению и удаленной из Церкви" (http://orthtexts.narod.ru/sn_anaf_v1965/snyatie_anafem.htm).
Т.е. отменяется не просто анафема на легатов, но анафема на саму хартию Гумберта. А если отменяется анафема на хартию Гумберта, то утверждается, что она не еретична, что само по себе есть ересь.
Записан
Андрей Б.
Администратор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 6


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 20 Июнь 2010, 20:21:33 »

Т.е. отменяется не просто анафема на легатов, но анафема на саму хартию Гумберта. А если отменяется анафема на хартию Гумберта, то утверждается, что она не еретична, что само по себе есть ересь.

да, на самом деле важно, что была снята анафема именно с документа, содержащего вероучительные положения, а не только с личностей.
У меня вопрос такого формально-юридического свойства: когда Михаил Керуларий анафематствовал "нечестивую хартию" - он уточнял эксплицитно в анафематизме, что нечестие заключается именно в вероучительном содержании хартии (а не в самом ее издании как антиканоническом действии, например)  ? То, что он считал ее нечестивой прежде всего по вероучительному содержанию - понятно, просто интересно, уточнял ли он это эксплицитно в своем ответном анафематизме.
« Последнее редактирование: 20 Июнь 2010, 20:28:26 от Андрей Б. » Записан
roginsky
совет сайта
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 5


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 20 Июнь 2010, 20:31:37 »

насколько можно понять из греческого текста синодального послания: http://orthtexts.narod.ru/sn_anaf_v1965/TEXT1054.ZIP, вполне уточнял эксплицитно.
« Последнее редактирование: 20 Июнь 2010, 20:42:25 от roginsky » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в: