ortho-hetero forum
Имя пользователя:
Пароль:
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: слова свт. Геннадия Схолария  (Прочитано 8878 раз)
npomonon
Глобальный модератор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 9


Просмотр профиля
« : 18 Май 2010, 20:22:52 »

Случайно нагуглил такие слова свт. Геннадия:

Еще монахи спросили, возможно ли давать панагию армянским и латинским паломникам. Мы же говорим, чтобы вы давали им и антидор, потому что они христиане и из-за этого идут из столь дальних стран для поклонения Господнему Гробу. Если они и отделены от нас из-за некоторых вопросов веры и неправославны, но как христиане с верою и благоговением ищут освящения нашего, то мы должны дать им.

А изречение «не давайте святыни псам» и проч. разумеет неверных, т. е. иудеев, сарацин, эллинов, манихеев и других, которые притворяются христианами, не будучи таковыми. Поэтому и прибавляет: «Чтобы они, обернувшись, не потоптали ее и не растерзали вас». Ведь топчущие - действительно псы и свиньи, а ищущие святыни с верой и благоговением и принимающие ее не суть таковые.

Слушайте, как и Господь говорит: «Всякий, кто не против вас, тот за вас», и «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Только великое Таинство Причастия не давайте им, не только из-за величия таинства, но из-за того, что таинство это представляет все Божественное домостроительство, предшествуемое исповеданием истинной веры, поэтому не должно его давать тем, кто ложно мыслит относительно Божественного домостроительства или богословия и противоречит Кафолической Церкви.

Если же кто из них, возжелав остаться на этом месте или заболев, откажется от своей отеческой веры и исповедует веру Вселенской Церкви, то сподобьте его и такового общения. Таков обычай вселенской христианской Церкви. Так и святейшие Патриархи, когда совершали по праздникам литургию, то приходящих армян и латинян, со всяким благоговением пребывающих на литургии, не изгоняли, но и благословляли их, приходящих с православными, совершающих коленопреклонения и целующих патриаршую руку, и преподавали им антидор. Так и ученики Христовы не изгоняли вон приходящих к ним. Достаточно и того, что вы сами не ищете и не берете освящения от них, как неправославных и отделенных. Но если они сами ищут освящения от вас, то вы должны не отсылать их, как мы об этом наперед сказали."

[Честнейшему в монахах кир Максиму, в миру Софиану, и всем подвизающимся в святом Синайском монастыре преподобнейшим иеромонахам и монахам, 4 // Цит. по: Занемонец А. В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. С. 135-136]


Весьма удивился...
Записан
lina
Глобальный модератор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 10


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 18 Май 2010, 21:47:04 »


а в чем эти слова удивительны?

ведь здесь латиняне приходят не с экуменическими намерениями, и не с воинственными - обратить в латинскую веру. Где видано то, чтобы Православная Церковь отвергала приходящих к Ней?

ведь латиняне _отпали_ от Церкви, в  отличие от манихеев, например, которых там _никогда и не было_.

здесь явно подразумевается, что эти неверные обивают церковные пороги как "оглашенные", как хотящие войти в Церковь, а не как закоснелые неверные.
Записан
Алексей
Администратор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 16


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 18 Май 2010, 22:10:03 »

А неизвестно, когда именно св. Геннадий это послание написал?
Записан
npomonon
Глобальный модератор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 9


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 18 Май 2010, 22:32:48 »

Надо, наверное, указанную книжку найти. В Мск я ее видел.
Записан
Алексей
Администратор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 16


Просмотр профиля
« Ответ #4 : 19 Май 2010, 18:44:07 »

Написано это вроде не в униатский период, а уже в 1440-е, после перемены отношения к унии с одобрительного на отрицательное, но еще до того, как св. Геннадий стал уже вождем антиуниатской противолатинской партии.

Сама эта перемена (не позднее 1442 г.) произошла с ним под влиянием св. Марка, который обличил его за латинофильство. Сам Геннадий писал о ней так: "Что же касается латинян, то я уже давно отверг их учение и вернулся к учению наших отцов, которого прочно придерживаюсь, готовый скорее лишиться всего, чем отказаться от него, поскольку убежден, что не существует ничего более согласного с истиной".

В 30-е он был секретарем имп. Иоанна VIII Палеолога и принимал активнейшее участие в подготовке Ферраро-Флорентийской унии и на самом соборе 1439 г. поддержал ее подписание, произнеся в защиту ее несколько речей. Во главу угла он тогда ставил политическую выгоду, хотя позднее признавался, что все же надеялся на единство, основанное на догматической истине.

После изменения своей позиции св. Геннадий написал ряд антилатинских трактатов, вызвав негодование Иоанна VIII, а последний император Константин IX вынудил его уйти в монастырь.

В 1452 св. Геннадий уже открыто выступает против подписания нового соглашения об унии, которое в Константинополе добивался легат папы кард. Исидор, бывший Киевский митрополит.   
 
Записан
npomonon
Глобальный модератор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 9


Просмотр профиля
« Ответ #5 : 19 Май 2010, 19:22:10 »

В этом тексте самое интересное - это прямые слова о том, что латинянам и армянам (а не только латинянам, хотя уния с армянами вроде на горизонте не показывалась) можно давать антидор даже без отказа от их заблуждений. Запрещается только причащать их. Причем, свт. Геннадий не просто высказывает свое мнение, а ссылается на практику других патриархов как на общеизвестную.
Записан
Алексей
Администратор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 16


Просмотр профиля
« Ответ #6 : 19 Май 2010, 19:56:21 »

Здесь все-таки предполагается динамика латинян (армян) в сторону православия: "они приходят к нам, они освящаются от нас", т.е. воспринимаются они в этих случаях, наверное, на самом деле как оглашенные, о чем сказала lina.

Потом сама по себе ссылка на практику того времени, это еще не ссылка на Предание. То время было очень "экуменичным", в смысле униатским, православные-то на фоне униатов были в меньшинстве, пожалуй.

Кроме того, как я читал, в период до пострига у св. Геннадия была еще некоторая раздвоенность: с одной стороны, идейный переворот свершился, с другой, сохранялась инерция "высокого сановника", тесно связанного с сильными мира сего, которые все почти униатствовали, а имп. Иоанном так и вообще ему долгое время покровительствовал и они были по-человечески очень близки, а антилатинская позиция св. Геннадия эти отношения стала "портить". Все это могло, наверно, до поры до времени накладывать психологический груз, склоняющий к осторожности.
В какой-то его проповеди (не помню, какой именно) это очень чувствуется, там чуть ли не эзопов язык местами Улыбающийся

Так что интересно было бы, если б на эту же тему имелись какие-то свидетельства св. Геннадия после 1448 г., когда умер Иоанн VIII, а тем более после падения Константинополя. 
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в: