"Да будет воля Твоя. Православие в миссии" E-mail
27.04.2010 21:32

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД
Консультации Восточных Православных и Древних Восточных (нехалкидонских) Церквей, организованной комиссией ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация»
Неаполис, Греция, 16 – 24 апреля 1988 года

I. СВИДЕТЕЛЬСТВО В ЭКУМЕНЕ СЕГОДНЯ

Апостольское свидетельство

Бог дает спасение всем людям во все века без ограничений и исключений, ибо Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Результатом Его безграничной любви к человечеству, которое пало перед злом, искажением и смертью из-за злоупотребления свободной волей, явилось то, что Бог послал Сына Своего Единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Христос победил грех и смерть, примирил с Собою все, умиротворив и земное и небесное (ср.: Кол. 1, 20), даровал радость и надежду воскресения, каковое составляет сущность христианского послания. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17).

Христос повелел ученикам и апостолам провозглашать благую весть о спасении всем народам (Мф. 28, 19), всему миру и всей твари (Мк. 16, 15), дабы спасительная благодать Христа открылась всем «сидящим во тьме и тени смертной» (Лк. 1, 79). Апостолы должны были стать и стали свидетелями всех спасительных событий в жизни Христа (ср.: Лк. 24, 48; Деян. 10, 39). Апостолы считали это свидетельство своей главной миссией. На место Иуды они избрали того, кто, как и они, был свидетелем Воскресения Христова (Деян. 1, 22). Проповедуя Евангелие, они заверяли всех в том, что были его свидетелями (Деян. 3, 16). Они не могли не выполнить обязательства провозглашать все, что видели и слышали (Деян. 4, 20), ибо радость этого опыта «исполняется» только тогда, когда ею делятся с другими, когда она передается другим, дабы и они могли прикоснуться к ней и участвовать в ней (ср: 1 Ин. 1, 4).

На протяжении веков Православная Церковь несла свое апостольское свидетельство о распятом, погребенном и воскресшем Христе. Это же свидетельство продолжает и христианская миссия сегодня в таких проблемных условиях, как секуляризация, плюрализм, диалог с другими вероучениями и идеологиями.

 

Свидетельство в секулярном мире

Миссия Церкви имеет космические измерения. Цель ее состоит в том, чтобы охватить и обновить весь мир и преобразить его в Царство Божие. Миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в старый образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения.

В первые века своего существования Церкви удалось преобразить лицо экумены, несмотря на сопротивление мира, который пытался заставить Церковь приспособиться к нему. Откликом Церкви на тенденции к секуляризации было вступление в диалог с греческой философией и языческой культурой, в результате чего была создана творческая богословская святоотеческая литература, усилились аскетические элементы христианской жизни в общинах и монастырях в качестве нового вида мученичества, развилось и обогатилось богослужение. В пределах богослужебной жизни Церковь освящала деятельность и творческие таланты людей во всех видах искусства (в литературе, архитектуре, живописи, музыке).

В православном богослужении христианское послание провозглашается через все человеческие чувства. Участвует все человеческое существо – душа и тело, ум и сердце, слыша, вдыхая, прикасаясь. Иконы, ладан, лобзание мира, причастие евхаристическим хлебом и вином обогащают и наполняют учение и проповедь.

Воспитание осуществляется более успешно, если на него влияет благая весть о спасении и жизни во Христе, главными составляющими которой являются аскетизм и эсхатологические чаяния. Благодаря аскезе, этому добровольному уходу от потребительства и наслаждения материальными благами, и наряду с желанием преподнести эти блага бедным и нуждающимся страсти и Крест Христовы становятся более осознанными в жизни христиан.

Миссия тесно связана с аскезой. Например, салоникские святые Кирилл и Мефодий перед тем, как отправиться в Моравию, планировали свою миссионерскую программу и готовили себя к миссии в монастыре Олимпос в Вифинии. В их миссионерскую группу входили священники, диаконы, монахи и миряне. Если говорить о святых Ориентальной Православной дохалкидонской семьи Церквей, то семеро монахов из монастыря св. Мины в Египте создали миссию и евангелизировали Ирландию. Их мощи и сейчас покоятся в Белимине, недалеко от Белфаста. На христианскую миссию в Швейцарии большое влияние оказала св. Верена из Египта. Во всех православных странах монастыри помогали провозглашению христианского послания и несли свидетельство о нем.

К сожалению, в последние века, особенно после эпохи Просвещения и французской революции, христианское послание оказалось постепенно маргинализованным, а гуманизм стал автономной антропологией, ведущей к атеизму. При таких условиях связи с Церковью обрываются и преобладающими становятся принципы государственной идеологии и воспитания, а также потребительство, которые удовлетворяют промышленные амбиции как на Западе, так и на Востоке. Секуляризация причиняет боль христианским общинам во всем мире, поскольку задача различных идеологий состоит в том, чтобы оторвать людей от влияния Церкви. Это разобщение вызвано разрушительными силами, направленными против Церкви, из-за чего ослабляется диакония Церкви в мире.

Некоторые люди, не находящие удовлетворения в секуляризованном обществе, обращаются не к христианству, а к восточным культам. Ислам, противостоя секуляризации, часто обращается к более консервативному образу жизни; реакция на западный гуманизм зачастую приводит к предельной теократии, каковая унижает человеческое достоинство.

Изобилие материальных благ и экономический конформизм, дехристианизированные государственная власть и воспитание, отсутствие христианской перспективы в средствах массовой информации, слабость христианской педагогической деятельности в семье и снижение духовной и апостольской роли материнства ведут к секуляризации. Противоречие между словом и делом в жизни христиан также содействует секулярному образу жизни.

Тем не менее многих людей продолжает привлекать православное христианство своим аскетизмом и мистицизмом, радостью воскресения, дающейся в богослужении, наличием подвижников и святых, и доказательством – через святость – того, что христиане не сообразуются с миром (ср.: Рим. 12, 2; 1 Пет. 1, 14).

 

Свидетельство в плюралистическом обществе и среди верующих иных вероучений

Сегодня христианство находится в положении, сходном с тем, которое существовало в апостольскую эру, когда оно сталкивалось с синкретизмом и различными философиями или религиями. Плюралистический мир приводит христианство к столкновению и диалогу с другими учениями и верованиями. Невзирая на нетерпимость и фанатизм христиане могут использовать огромный потенциал, предлагаемый современной техникой, для свидетельства и евангелизации других, для того, чтобы вести их путем Христовым. Христианство положительно рассматривает творчество людей, если оно ведет к возвышению человечества и к славе Божией. Для того чтобы понимать культурные особенности евангелизируемых, мы должны говорить на их языке, откликаться с любовью на их духовные и материальные нужды и нести жизнь и свет всем евхаристическим общинам. Та любовь, которую мы должны испытывать к последователям иных вероучений, делает еще более настоятельным наш долг утверждать, как это делали первые христианские апологеты, любую истину, которую можно найти у них, в то же время отстаивая полноту и истинность спасительной истины христианства, даже подвергаясь нажиму и гонениям. Православные Церкви, продолжая нести апостольское свидетельство, дали ощутимое доказательство терпения через множество свидетелей и новомучеников.

Осознание истинных нужд других людей в этом мире помогает нам в совершении наших миссионерских трудов и диаконии. Основной миссионерский принцип не утрачивает здесь своего вечного значения для последовательной и святой христианской жизни, влияющей на пробуждение тех, кто еще стоит вне церковной ограды, и благотворно действующей на них. Среди людей и культур, где христиане живут вместе с другими людьми, миссия путем Христовым должна вести к святости жизни, как об этом говорится в древнем христианском тексте второго века:

«Христиане отличаются от других не местом проживания, языком или обычаями. Более того, они не живут в отдельных городах, и не говорят на другом диалекте... Однако, хотя живут они в греческих и варварских (негреческих) городах, соблюдая местные обычаи в одежде, еде и образе жизни, их жизненный путь является необычным и восхитительным» (Послание к Диогнету, 5).

 

II. МИССИЯ И ЕДИНСТВО

Экклезиологические перспективы

Апостольская община была собрана в одно Тело Святым Духом в силе и радости Воскресения (ср.: Ин. 20, 22). Члены этой общины были призваны стать свидетелями воскресшего Христа «до края земли» (Деян. 1, 8). Основой единства Церкви, Тела Христова, являются любовь и единство, вечно являемые в жизни Святой Троицы. Церковь, как присутствие Царствия Божия, призвана являть это Троичное общение и любовь в себе самой и миру. Миссия Церкви состоит в выражении их единства и любви.

Любовь Божия к миру явилась в воплощении Слова Божия (Ин. 1, 1), в высшей жертве на кресте и в силе Воскресения. Это была миссия от Отца, исполнение Его воли (ср.: Лк. 22, 42; Ин. 5, 30). Церковь, как Тело Христово, призвана к совершению этого миссионерского акта самопожертвования и к провозглашению миру благой вести спасения.

В евхаристическом богослужении каждая Поместная Церковь испытывает Полноту Церкви соборной и готовит себя к обращению к миру посредством слов и дел любви. Церковь собирает в одно Тело всю тварь, радости и страдания всех людей, предстоя пред Богом в евхаристическом акте хвалы, благодарения и прошения. Этому внутреннему движению собирания в одно Тело сопутствует внешнее движение миссии и служения творению Божию. Вместе эти движения и составляют свидетельство Церкви о распятом и воскресшем Христе, в Ком единство и любовь Триединого Бога проявляются единственным в своем роде образом.

 

Общее свидетельство

Для претворения в жизнь церковного «экклезиологического» процесса сегодня необходимо учитывать следующие важные аспекты:

1. Восточным Православным и Ориентальным Православным дохалкидонским Церквам необходимо полное восстановление единства в общении двух наших церковных семей. Мы с благодарностью признаем предпринятые нашими Церквами в последнее время шаги к соединению во взаимной любви и к общению в единой апостольской вере и хотим подчеркнуть настоятельность этого вопроса для нашего общего свидетельства сегодня. Нам необходимо вновь подтвердить наше единство в вере, каковое превыше всех исторических, этнических, языковых, национальных или политических принадлежностей.

2. Будучи активными членами широкой экуменической семьи Церквей, мы молимся и трудимся ради единства всех, согласно воле Божией, выраженной в первосвященнической молитве Господа нашего. Наша особая миссия состоит в том, чтобы нести свидетельство об апостольской вере единой неразделенной Церкви, ибо все Церкви стремятся ко все большему возрастанию в «одном Боге, одной вере, одном крещении».

3. Более широким контекстом нашего единства является экумена Божия. Наше богословское и духовное наследие наполнены космическим измерением спасения Божия. Ничто в тварном мире не исключается из освящающей и преображающей силы Духа Божия. Как показывает богослужебный опыт, один евхаристический хлеб, возносимый нами к Господу в благодарении – один для одной Церкви и для всего творения. С радостью празднуя чудесный дар творения, мы должны взять на себя обязательства бороться за человеческое достоинство, за справедливость и мир для человечества. Как Православные Церкви, мы можем нести свидетельство о целостности творения, посвятив себя делу врачевания, примирения, просвещения и спасения.

Внешнее («исходящее») движение церковного свидетельства мы обычно называем миссией. Эта миссия Церкви имеет несколько важных моментов, таких, как вечное единство в Триедином Боге, единство Божественного и человеческого в Воплощенном Слове Божием и единство Христа, Главы Церкви, с Церковью, Его Телом. Все эти измерения единства, по существу, определяются любовью. Та же Божественная любовь является мотивирующей силой того, что Отец послал Сына, и того, что Дух является утешителем Церкви. Таким образом, миссия Церкви является фактически исходящим и все превосходящим движением единства и любви.

Поэтому Церковь, народ Божий в общении Святого Духа, является миссионерской по самой своей сущности, всегда исходящей и всегда собирающей, пульсирующей вместе со всеохватывающей любовью Божией и единством. Церковь, как присутствие Царства Божия в мире, освещает в единственной реальности славу Божию и эсхатологическую судьбу творения.

Миссионерский характер Церкви находит свое выражение в различных путях и формах: богослужебном свидетельстве о трансцендентном измерении реальности, непосредственном евангельском свидетельстве, свидетельстве в секулярной и плюралистической ситуациях, свидетельстве через молитву и аскетизм, свидетельстве бедным и угнетенным о дающем жизнь Евангелии, свидетельстве через преданное участие в борьбе за справедливость и мир и т. п. Таковы некоторые проявления движения миссии Церкви.

Определяющий характер миссии как выражения единства призывает к общему свидетельству. Положение, в котором находится наш мир, говорит о настоятельной необходимости: Церкви не должны делать раздельно то, что они могут делать вместе. Поиски общего свидетельства помогают Церквам стать выше своих узких местных принципов и побуждают их к совместному стремлению понять волю Божию для современного мира.

Православные Церкви, живущие в разных культурах, в разных и проблемных общественно-политических, экономических и языковых ситуациях, призваны нести общее свидетельство о единой Апостольской вере во Христа в новых миссионерских ситуациях. Откликаясь на эти проблемы творчески и в единстве Духа, не стараясь угодить узким интересам каждой отдельной Церкви, Церкви выполняют волю Божию.

Серьезные попытки создать православные миссионерские центры и всемирную миссионерскую стратегию будут вдохновлять наши Поместные Православные Церкви и давать им возможность не только нести свидетельство вместе с другими Православными церквами, но и вносить существенный вклад, исходя из православной перспективы, в подобные формы свидетельства, осуществляемого другими христианскими Церквами.

 

Прозелитизм

Наряду с фактическим отсутствием единства между Церквами прозелитизм является серьезным препятствием к нашему общему свидетельству. Некоторые христианские Церкви и организации евангелического характера активно занимаются прозелитизмом среди христиан, принадлежащих к Православным Церквам. Следует осудить любой прозелитизм любой Церкви. Нужно избегать антагонизма и нездорового соперничества в миссионерской работе, ибо они являются искаженной формой миссии.

К сожалению, хорошо финансируемые источники и мощные средства массовой информации в Западной Европе и Америке часто играют ключевую роль в поддержании нехристианского миссионерского рвения тех, кто предпринимает усилия в области прозелитизма. Православные Церкви должны и впредь стремиться убеждать Церкви и организации, занимающиеся прозелитизмом, не вовлекаться в сомнительную миссионерскую деятельность, вредную для воли Божией о единстве, но стремиться найти путь подлинной христианской любви и единства.

В то же время наши Православные Церкви должны обращать более пристальное внимание на пастырские, воспитательные и духовные нужды наших верующих и всеми возможными способами содействовать постоянному духовному обновлению в наших приходах и монашеских общинах. Особенно важно разрабатывать способы укрепления семьи и заботы об особых нуждах молодежи, дабы все могли ощущать всеобщую любовь и заботу Церкви о их благоденствии и спасении.

 

Экуменическое понимание

Один из стимулов к современному экуменическому пониманию первоначально возник благодаря настойчивым поискам общего свидетельства о благовестии спасения. И по-прежнему основной целью нашей экуменической деятельности остается общее свидетельство в любви о силе Христа, распятого и воскресшего, дабы те, кто живет в мире разделенности, конфликтов и смерти, могли уверовать и преобразиться.

 

III. СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ САКРАМЕНТАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Сакраментальный аспект жизни

В таинствах Церкви люди возвращаются к должному отношению к Богу: союзу во Христе с Богом в Святой Троице. Через крещение, миропомазание и Евхаристию люди получают новое рождение во Христе, помазываются в Духе и полностью включаются в число членов Тела Христова – Церкви. Дар этой новой жизни во Христе подразумевает обновление всей жизни, обращение умов и сердец, дабы была исполнена воля Божия, дабы мир преобразился и возвысился благодаря свидетельству и трудам чад своих.

В жизни, смерти и Воскресении Христовых все творение восстановлено и освящено. Поэтому наша жизнь во Христе должна стать таинственной жизнью, – жизнью, продолжающей процесс освящения жизни и все время преподносимой нам как дар Божий. Церковь в полноте этой таинственной и диаконической жизни динамично являет миру присутствие Христа. Таким образом, поскольку мы участвуем в жизни Церкви через пост, молитву, праздники, таинства и активное служение бедным, мы обновляем себя и весь космос в той степени, в которой наша жизнь сообразуется со Христом в Святом Духе.

Борьба за обновление всего в Боге является повседневным усилием. В ней не только участвуют отдельно взятые люди, совершающие труды ради своего спасения, но проводится и общая работа всеми теми, кто стремится объединить все творение в общении с живым Богом. Такая жизнь требует смирения и жертв, самоопустошения, самоотдачи в любви и служении, как и Господь отдал себя ради нас «за жизнь мира» (Ин. 6, 51). Это жизнь в общении с другими и для других. Такова экклезиологическая, сакраментальная реальность жизни во Христе.

 

Евхаристия и обновление жизни

Как развивается и взращивается эта сакраментальная жизнь посреди секулярного, разломанного и страдающего мира? Каким образом можно все соединить вновь в любви и владычестве Царства Божия?

Для православных христиан центром и животворящей силой обновления является Евхаристия, в которой все люди и все творение собираются вместе, возвышаются и соединяются в жертве, принесенной Христом однажды и на все времена. Евхаристия не только дает нам хлеб жизни, необходимый для нашей духовной пищи и роста, но возвышает наши сердца и умы и дает нам возможность по-новому понять ту жизнь, которую Бог подготовил для нас из вечности.

Именно в Евхаристии мы узнаем друг друга как члены одного Тела, объединенные любовью Христовой в образе Святой Троицы. Именно в общении Святого Духа и через это общение нам даруется сила для совершения миссии Христовой в этом мире.

Но та же Евхаристия является и судом для христиан, ибо мы можем принять причастие «в суд и в осуждение», если этот дар общения не воспринимается лично и не претворяется в нашей повседневной жизни. Мы знаем, что из-за нашей слабости и греховности мы продолжаем отрицать любовь и силу Божию в мире. Когда мы не обращаем внимания на страдания наших братьев и сестер, когда мы злоупотребляем дарами творения, загрязняя, уничтожая и растрачивая природные ресурсы, мы создаем новых идолов из себя и для себя. Замкнувшиеся в эгоцентрическом упрямстве и потакании своим желаниям, мы становимся причиной духовной смерти самих себя и наших ближних из-за равнодушия, конфликтов, разделенности и отсутствия любви. Мы осознаем также, что посреди радостного единства, явленного и дарованного нам в нашей Церкви, продолжается разделение христиан, что печалит нас и ставит перед нами проблему.

 

Молитва и покаяние

Евхаристия и вся богослужебная жизнь Церкви зовут к молитве и покаянию. В нашей общей храмовой молитве мы учимся совершать личную молитву, возносить славу и благодарение Богу, молиться о себе и о других, думать о нуждах всего мира, поддерживать жизнь других во Христе нашим поминовением болящих и страждущих, плененных и преследуемых, тех, кто ушел из этой жизни до нас и особенно мучеников, святых, духовных отцов и матерей, чье свидетельство дает нам жизненный пример и учит нас истинному значению слов: «Да будет воля Твоя».

Эта молитва Христа, обращенная к Отцу, постоянно напоминает нам о необходимости покаяния и прощения грехов. Это призыв к пересмотру нашей собственной жизни в свете жизни Христа. Это призыв, обращенный к каждому из нас лично, призыв к метании и обращению, буквально к «повороту» нашей жизни и новому посвящению себя Христу.

 

Свидетельство и сакраментальная жизнь

Тем, кто отошел от общения с Церковью, и тем, кто никогда не испытывал новизны и радости жизни в Церкви, таинства и вся жизнь Церкви дают возможность свидетельствовать истину о Боге и Его отношении к нам. Крещения, венчания, посещения больных и умирающих, рукоположения, похороны и обряды освящения, равно как и действенная диакония Церкви в делах общественного попечения и справедливости дают единственную в своем роде возможность провозглашать Божие послание надежды, мира и радости о распятом и воскресшем Господе. Именно в те моменты, когда нашей жизни касаются радость или печаль, страдание и сострадание, истина о конечных вопросах жизни может пробудить умы и сердца к любви Божией. В такое время лучшим свидетельством будет личное свидетельство и присутствие Церкви через любовь и заботу о своих членах как поддерживающей общины, обновленной в вере, любви и свободе.

Только таким образом, через таинственное осознание и преданность миру и личное принесение себя в жертву Богу как чад Его, можем мы совершать миссию Христову в мире, дабы все могли постигнуть, «что широта и долгота, глубина и высота любви Христовой... дабы всем исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3, 18 – 19).

 

IV. МИССИЯ В ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ: НАСТОЯТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ И ДОЛГ

Миссия Поместной Церкви

Миссия каждого состоит в том, чтобы познать Христа, жить в Нем и свидетельствовать о Нем словом и делом. Когда наше евхаристическое собрание осознает эту истину, естественным следствием этого становится необходимость поделиться радостью Воскресения со всеми людьми. Эта миссия включает в себя и тех, кто был крещен, но еще не уразумел призвания и избранности, полученных через крещение.

Совершенно необходимо разработать современные средства, которые помогли бы этим людям вернуться в церковное содружество. Миссия Церкви зовет нас и к выполнению задач миротворчества, примирения, отстаивания справедливости для всех, особенно в тех условиях, в которых народ Божий страдает от несправедливости, насилия, угнетения и войн. Если евхаристическое собрание не участвует во всем этом, оно не осуществляет своего миссионерского долга.

 

Соборность Поместной Церкви

Согласно православной экклезиологии, созидание Тела Христова является существенной частью евангелизации. Хотя существуют нормативные формы местных общин, в силу множества социальных и культурных факторов могут оказаться необходимыми и новые формы христианских общин. В процессе создания новых общин Церковь через своих епископов должна проявлять гибкость.

Миссия Поместной Церкви страдает, если ее «соборный» аспект, ее экуменическая открытость не находят достаточного выражения и не акцентируются. Местная община не только должна молиться об экумене, но и должна осознавать необходимость проповедования Евангелия всему миру. Все Поместные Церкви должны воспитывать миссионеров для такой деятельности, когда в том есть необходимость.

Некоторые Церкви уже организовали миссионерские отделы, на которые возложен долг направлять миссионеров. Но направление миссионеров – это экклезиологический акт установления конкретного христианского присутствия в данной стране и культуре. Местной Церкви нужно помогать в развитии ее собственного лица и структуры так, чтобы она была частью всемирного братства. Любая миссия должна иметь своей целью созидание самостоятельных Церквей в братстве со всей Церковью.

 

Поощрение различных служений

Церковь всегда признавала призвание великих миссионеров и евангелизаторов. Она признает также и миссионерское призвание всего народа Божия, признает, что каждый член Тела Христова призван к миссии во Святом Духе и Святым Духом.

Местный епископ должен определять, поощрять, помогать и развивать различные формы служения мирян. Для своей евангелизаторской деятельности церкви необходимы катехизаторы, чтецы, проповедники, хористы и все, кто участвует в служении церкви. В этом отношении необходимо возобновить традицию диаконис. В движениях и ассоциациях мирян церковь имеет необыкновенную миссионерскую сеть для поощрения участия в миссии всего народа Божия: мужчин, женщин, молодежи, ученых, рабочих и детей.

Кроме того, в решении этой великой задачи особую роль играют монахи и монахини через молитву и аскетическое свидетельство.

 

Другие проблемы миссии

1. Рост различных экстремистских христианских сект.

2. Господствующее отношение богатых и мощных церквей к местным церквам меньшинств.

3. Возрождение других религий и различных секулярных идеологий.

4. Распад семьи как основной единицы Церкви и общества и проблемы, возникающие из-за разбитых и неполных семей.

5. Появление новых культур, влияние которых – положительно или отрицательно – сказывается на духовности сегодняшней молодежи.

6. Поиски современного кодекса информации и связей для передачи послания вечной истины.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВОСЛАВНЫМ ЦЕРКВАМ

Участники Консультации признают миссионерскую вовлеченность своих Церквей и работу, уже проделанную в области миссии. Приводимыми рекомендациями они хотят дать Церквам стимул продолжать, расширять и обогащать миссионерские усилия во всем мире ради более действенного свидетельства о Евангелии сегодня.

1. Миссионерское призвание должно стать главной заботой и долгом в жизни Церкви. Специальные программы миссии должны быть организованы для мужчин, женщин и детей в различных областях жизни, дабы помочь им в выполнении своих миссионерских обязательств.

2. Христианское воспитание и образование и катехизические материалы должны включаться в необходимые миссионерские программы.

3. Богословские школы и другие учебные заведения должны включить в свои программы миссионерские изучения, а также проводить подготовку и прививать навыки, необходимые для миссии.

4. Должны быть учреждены православные институты и центры подготовки, которые принимали бы и готовили кандидатов для работы в области миссии. Опытные и квалифицированные православные миссионеры должны использоваться в качестве преподавателей.

5. Церковь должна организовать диаконические служения наряду с богослужебными просительными молитвами с акцентом на миссии для использования в приходах на местах.

6. В каждом приходе нужно собирать специальные пожертвования на миссию. Должны быть предусмотрены специальные места для информации о миссии и материалов о ее развитии.

7. Должны быть организованы Ассоциации или Друзья миссионеров для моральной и материальной поддержки тех, кто занимается проблемами миссии.

8. Должны быть учреждены региональные форумы для координации ресурсов различных Церквей и их сотрудничества в области православной миссии.

9. Православные публикации, и особенно переводы, должны использоваться для поддержки миссионерской деятельности.

10. Церковь должна обновить призвание диаконис, катехизаторов, чтецов, музыкантов и проповедников для особого служения в области миссии.

11. Церкви должны призвать монахов и монахинь к монашескому свидетельству в тех местах, где учреждаются миссии, и к созданию духовных центров.

12. Все Церкви должны ежегодно уделять особое время содействию и поддержке миссии.

13. Православные Церкви вместе с другими христианскими Церквами должны усилить моральную и финансовую поддержку всего Всемирного Совета Церквей, и комиссии «Всемирная миссия и евангелизация» (КВМЕ) в частности.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКУМЕНИЧЕСКОМУ СООБЩЕСТВУ

1. Комиссия Всемирного Совета Церквей «Всемирная миссия и евангелизация» должна поощрять и поддерживать молодежь в изучении миссиологии.

2. Все Церкви должны пересмотреть свои миссионерские программы и заново о них подумать в свете того влияния, которое они оказывают на верующих других Церквей, дабы избежать ошибок или обид, имевших место в прошлом, и предотвратить антагонизм и соперничество в миссионерской работе в будущем.

3. Через КВМЕ и имеющие к ней отношение организации должны развиваться образовательные программы в целях лучшего информирования членов всех Церквей о роли исторической и теперешней миссионерской деятельности Православных Церквей.

4. До, во время и после Всемирной конференции в Сан-Антонио, Техас, (22 мая – 1 июня 1989 года) делегатов следует информировать о православной миссионерской деятельности в Северной Америке и в других местах посредством изучений и визитов