Проповедь генерального секретаря ВСЦ Олава Фюксе Твейта, 2010 год E-mail
28.04.2010 10:25

Экуменическое движение и крест

Проповедь на богослужении при вступлении Олава Фюксе Твейта в должность генерального секретаря Всемирного Совета Церквей.

Церковь при Экуменическом центре.
Женева, вторник, 23 февраля 2010 года.

 

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2:1-2)

 

Крест всегда был и будет неотделим от Церкви. Это наш общий символ, знак того, что нас объединяет и того, что Церкви могут дать миру. Это начало и конец всего.

Ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. Ничего, кроме креста. Ничего, кроме…

Всё это звучит не слишком дипломатично. Это не похоже на приглашение к диалогу. Не похоже на привычную экуменическую готовность обсуждать множество разных граней нашей веры. Наконец, эти слова, как может показаться, не предполагают открытости к множеству сложных проблем современного мира.   

Тем не менее, в этих самых словах заключена глубина, без которой у экуменического движения не было бы ни смысла, ни цели. Именно поэтому сейчас, в начале второго десятилетия XXI века, я решил начать свое служение на посту генерального секретаря Всемирного Совета Церквей именно с этих библейских стихов.

Почему же я выбрал именно эти бескомпромиссные апостольские слова? Обстоятельства, в которых апостол Павел писал их, похожи на то, что окружает нас. Апостол говорит о разделениях в Коринфской Церкви – разделениях, выросших из различий во взглядах и личных привязанностях, из нежелания поделиться с другими и увидеть их дар и их вклад в общее дело, из скороспелого осуждения христианской вести и ее проповедников. Есть очевидный факт: чтобы быть единой Церковью, мы должны вернуться к общим основам. Ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. «Всемирный Совет Церквей является содружеством Церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем согласно Писанию, и потому стремящихся совместно исполнять свое общее призвание во славу единого Бога – Отца, Сына и Святого Духа».

Конечно, это не значит, что нам больше нечего обсуждать, не о чем заботиться, не о ком вспомнить. Напротив, в том же послании апостол Павел много говорит о взаимной поддержке и о том, что мы должны видеть друг в друге членов единого Тела. Именно в этом послании мы встречаем великий гимн любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13.2). Далее апостол Павел отмечает, что и христианская вера, и сама крестная смерть Иисуса Христа тщетны без Христова воскресения из мертвых (1 Кор. 15 гл.). Самая лучшая проповедь об Иисусе Христе, самое верное богословское рассуждение останутся тщетными без силы Святого Духа. А Он говорит нам: «Ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого».

Тайна креста всегда должна оставаться в центре нашего внимания. Крест – это мерило для всех наших суждений о Боге и о жизни. Без креста любые разговоры о Боге легко превращаются в празднословие. Ибо вместе с крестом Бог принял на Себя всё: жизнь, смерть, несправедливость, бесчеловечность, страдания и тление нашего мира. Бог стал человеком, испытал и пережил все, чем полна человеческая жизнь – и потому мы можем верить, что Бог действительно с нами. Тайна креста позволяет нам слышать мольбы страдающего народа Гаити; в тайне креста нам дается вера в то, что Бог остается вместе с людьми всегда – даже в смерти. Именно поэтому мы видим в крестном древе символ жизни.

Для апостола Павла крест являет не только то, что Бог – с нами, но и то, что Он – за нас. Если смотреть на крест в контексте Воскресения, то он вовсе не кажется триумфом зла над добром или благими устремлениями. Крест становится знамением Божией победы над злом и грехом, победы, одержанной через смерть. Именно в этом смысле апостол Павел говорит об Иисусе Христе, как о жертве, и о Боге, Который приносит эту жертву для того, чтобы навеки разрушить связь между грехом и смертью. Бог властен простить грех. Распятый Бог показывает нам, что не греху и не смерти принадлежит последнее слово в этом мире, даже если нам порой и представляется обратное. Крест – это знак безусловной любви Бога ко всем людям, явленной даже тогда, когда мы были грешниками, как об этом пишет апостол Павел.

Это и есть богооткровенная тайна, данная нам через Иисуса Христа, и притом распятого. Именно поэтому крест – общий символ всех христиан. Крест – это первый и окончательный знак великого дара, состоящего в том, что милосердный Бог – с нами и за нас. Мы, христиане, едины потому, что мы приняли один и тот же дар. И поэтому для нас нет ничего, кроме креста.

Кресту везде есть место, и всему он сообщает смысл. В экуменическом центре и в нашей домовой церкви можно видеть разные изображения креста. В северном пределе лежит крест из осколков бомб, упавших на Ковентри и Дрезден. Это символ надежды на то, что даже ужасы войны – это еще не конец, и что Бог желает мира, справедливого мира, при котором люди могут все вместе пользоваться дарами Земли. В главном пределе церкви мы видим армянский хачкар, в котором крест соединен с символами жизни – цветами, побегами, плодоносными деревьями. Слева от престола расположен крест, венчающий прекрасный индийский светильник, символизирующий жизнь. В притворе стоит еще один крест. Он украшен африканской резьбой и напоминает нам о бесчисленных людях, до сих пор обреченных на крестные муки, но также и о множестве тех, кто являет собой свидетельство новой жизни, данной нам через крест. За престолом, а так же за пределами этой церкви можно увидеть символ экуменического центра – крепкий, простой и лишенный убранства крест из дерева и бетона современной работы, который воплощает в себе историю экуменического движения в XX столетии. Через две недели я посещу Его Святейшество, Вселенского Патриарха. Это будет мой первый визит в одну из Церквей-членов Всемирного Совета и он будет приурочен к третьему воскресенью Великого поста, которое в православной Церкви посвящено святому кресту. Нет в мире места, где бы символом Церкви не был крест.

Но крест – это не просто знак нашей религиозной принадлежности. Это живое мерило для наших Церквей, нашего служения, нашего экуменического движения, нашей веры, твоей веры, моей веры. «Crux probat omnia», – писал Мартин Лютер. Эти слова имеют глубокое двойное значение. «Крест всё удостоверяет»: крест служит доказательством всего, что мы можем сказать об Иисусе Христе. «Крест всё проверяет»: крест подвергает строгому испытанию нашу решимость следовать за Иисусом Христом.

Крест свидетельствует о силе дающего. Крест свидетельствует о высоте смирения. Крест свидетельствует о верности Бога. Крест свидетельствует и о нашей верности Богу и добру. Вспомним удивительные слова Нагорной проповеди о смысле следования за Христом и несения своего креста: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». В мире славы и позора, любви и греха эти слова звучат вызовом силам зла. В земной жизни Христа не было места для бегства, но лишь для верности Божию велению явить подлинный смысл праведности. Иисус Христос на Себе испытал глубину собственных слов: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

Итак, мы призваны нести свой крест. У каждого человека есть своя ноша. Она чувствуется, даже когда тебе поручают почетное и радостное служение в Церкви. Большое дело – это всегда большая ответственность. Призыв экуменического движения имеет смысл не только тогда, когда у нас всё получается. Слышат нас или нет, мы должны нести крест совместно друг с другом. Хотим ли мы разделить бремя с нищими и угнетенными? Готовы ли терпеливо переносить невозможность договориться, готовы ли терпеть разочарования из-за собственного бессилия решить все задачи, которые перед нами стоят? Что бы ни случилось, мы должны следовать своему призванию и нести крест в поисках единства, в свидетельстве, в служении. И мы будем нести его, но не поодиночке, а все вместе.

У каждого в жизни свое бремя – у одного легче, у другого тяжелее. Но если видеть в этом бремени крест, то можно нести его за другого человека. Порой труды, которые ложатся на нас или на кого-то еще, представляются нам лишенными смысла. Но вспоминая о кресте, мы осознаем, что свое бремя мы несем не в одиночку. Христос тоже нес Свой крест – вместе с нами. Поэтому для нас не будет бегством от реальности сказать, что крест – это мерило всей нашей жизни, от начала и до конца. Крест всегда указывает нам на нечто новое – на воскресение, которое следует за крестом.

Будем помнить, что мы не должны усугублять тяжесть чужого креста. Мы не должны предлагать кому-либо нести свой крест в одиночестве. Мы не должны прикрывать крестом своего бездействия, когда кому-то плохо. Мы не имеем права использовать его как орудие несправедливости, угнетения и страданий. Давайте в эти великопостные дни вспомним, что в мире множество женщин подвергаются насилию лишь потому, что они женщины. Временами нашу веру используют для оправдания подобного насилия и несправедливости. Это позорит крест, который Христос понес ради всех нас.

Как же должно выглядеть современное экуменическое движение в контексте тайны креста? Что надо сделать, чтобы оно действительно оказалось движением во имя креста – древа жизни? Думаю, нам надо прислушаться к словам отцов древней Церкви: когда Христос простирает руки на кресте, он объемлет весь мир. Примером может послужить замечательный и красочный латиноамериканский крест прямо напротив кафедры. На нем нам предстают картины повседневной жизни и обычная женщина, простирающая руки ко всему миру и к Богу в молитве. Если помнить о том, что же такое крест, можно ясно увидеть, что исключительное значение креста состоит как раз в том, что в нем заключено всё.

Крест как дар Божий объединяет нас. Наши простертые руки могут служить символом экуменического движения и места креста в нем. Это знак того, что мы нужны друг другу Что мы хотим разделить Божии дары со всеми в этом мире, который мы все любим.

Именно поэтому для нас нет ничего, кроме креста.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, единому и истинному Богу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.