Обмен посланиями между Вселенской Патриархией и Святейшим Правительствующим Синодом (1902 - 1905) E-mail
27.04.2010 19:16

            Вселенская Патриархия в 1902 и 1904 годах обратилась к Поместным Православным Церквам с посланиями, в которых были предложены для обсуждения вопросы об укреплении братских взаимоотношений Поместных Православных Церквей и православных народов в единстве веры, любви и согласии, об отношении к инославным Церквам, о календарном вопросе и церковной пасхалии.

Ниже приводятся фрагменты из посланий Вселенской Патриархии и ответных посланий Святейшего Правительствующего Синода, касающиеся взаимоотношений Православия и инославия.

 

ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ПАТРИАРХИИ
СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ
РОССИЙСКОМУ СИНОДУ
(12 июня 1902 года)

ФРАГМЕНТ

...Богоугодно также и согласно Евангелию спросить мнения Святейших автокефальных церквей относительно настоящего и будущего отношений наших к двум великим ветвям христианства – западной и протестантской Церквам. Известно, что в нашей Церкви соблюдается правило постоянной за них молитвы и прошений, а у всякого истинного христианина, последующего евангельскому учению единения, есть благочестивая любовь и сердечное единение с ними и со всеми верующими во Христа, но вместе с тем не неизвестно, что эта боголюбезная любовь сталкивается с непоколебимым пребыванием этих Церквей в разномыслии, в коем оставаясь, как на твердом основании, укрепляемом временем, являются совершенно нерасположенными вступить на путь единения, который указывается евангельскою и историческою правдою, или же и проявляют готовность, но в границах и размерах, на коих желаемое догматическое согласие и общение представляются невосприемлемыми для нас. Излишне также говорить, что Святая Соборная и Апостольская Церковь, созданная на основании апостолов и утвержденная божественнейшими богоносными отцами на Вселенских Соборах, имеющая своею Главою Пастыреначальника Христа, Своею кровию приобретшего ее, будучи по боговдохновенному и до небес восхищенному апостолу столпом и утверждением истины и телом Христа, – святая, говорим, Церковь есть в действительности едина в тождестве веры и в подобии нравов и обычаев, согласно постановлениям семи Вселенских Соборов, и должна быть едина, а не многие церкви, различающиеся друг от друга по догматам и основным установлениям церковного управления. Но всякое невозможное у людей дело возможно у Бога. Поэтому и единение всех, следует надеяться, сделается когда-либо возможным при помощи содействующей Божией благодати, когда люди направятся на стези евангельской любви и мира. Ввиду этого должно наблюдать и заботиться, чтобы по возможности расчистить ведущий к этой цели и ныне неправильный путь, изыскивать точки для соглашения и соединения и для взаимных дозволенных уступок до тех пор, пока не завершится это дело, и тем исполнится к общей радости и пользе изречение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа о едином пастыре и едином стаде. Предполагая поэтому, что предложение о таковом расследовании будет приятно святейшим братьям, смело предлагаем таковой братский вопрос: не будет ли признано благовременным некоторое предварительно рассуждение о том, чтобы приготовить гладкий и широкий путь для любезного взаимного сближения и определить с общего согласия членов всей Православной нашей Церкви основания, меры и средства, какие будут признаны для этого наилучшими?

    В связи с вопросом о христианском единстве представляется уместным и вопрос о недавно отделившихся от Римской Церкви западных христианах, которые, приняв название старокатоликов и утверждая, что они содержат все принятое нераздельною Церковью до IX века, а также постановления семи святых и уважаемых Вселенских Соборов, себя же возвещают как сущих уже в кафолической Православной Церкви, ищут с нею единства и общения в смысле окончательного формального признания. Похвальна вообще горячая ревность этих боголюбезных христиан о христианской истине и евангельской любви, известны христианскому миру деяния и определения их Собраний, а также догматическое и литургическое учение, изложенное в их катехизических и символических книгах. Но так как относительно выражаемого ими исповедания веры не установлено еще у нас какого-либо вполне определенного и общего мнения, но нашими церковными мужами высказываются различные суждения: одни – непосредственно входящими с ними в общение, другие – издали основательно изучающими, из которых одни относительно такового исповедания заявляют, что в догматическом отношении оно далеко отстоит от чистого Православия, а другие, напротив, рассуждают, что оно не содержит в себе никаких отличий, препятствующих единству веры и церковному общению, ибо исполнено восприятия всего ненарушенного православного учения и Предания, – то мы признали за благо спросить относительно этого важного предмета благочестивого и братолюбивого мнения Святейших и Единоверных Церквей, если только им покажется благовременным и признано будет желанным содействовать осуществлению желания о полном единении с нами названных христиан и тем положить доброе начало к ожидаемому и вожделенному всемирному христианскому единству...

“Церковные ведомости”,
7 июля 1903 г., № 23, с. 242 – 243.


ОТВЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО
ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА
КО ВСЕЛЕНСКОЙ ПАТРИАРХИИ
(25 февраля 1903 года)

ФРАГМЕНТ

...Что касается наших отношений к двум великим разветвлениям христианства – латинянам и протестантам, то Российская Церковь вместе со всеми Автокефальными Православными Церквами всегда молится, ждет и пламенно желает, чтобы эти некогда чада Матери-Церкви и овцы единого стада Христова, а теперь завистию вражиею отторгнутые и заблудшие, “покаялись и пришли в познание истины”, чтобы они снова возвратились в лоно Святой Соборной и Апостольской Церкви, к своему Единому Пастырю. Мы верим искренности веры их во Пресвятую и Живоначальную Троицу и потому принимаем крещение тех и других. Мы чтим апостольское преемство латинской иерархии и приходящих к нашей Церкви клириков их принимаем в сущем их сане (подобно тому как принимаем армян, коптов, несториан и других, не утративших апостольского преемства). “Сердце наше расширено” (2 Кор. 6, 11), и все возможное готовы мы сделать, чтобы способствовать утверждению на земле вожделенного единства. Но, к великому нашему сожалению и общей скорби всех истинных церковных чад, в настоящее время приходится думать не столько о смягчении наших отношений к западным христианам и о любвеобильном привлечении их обществ к единению с нами, сколько о неустанной и бдительной защите вверенных нам словесных овец от непрестающих нападений и многообразных соблазнов со стороны латинян и протестантов. Нашим возлюбленным и высокочтимым отцам и братиям известны вековые вожделения Рима, послужившие в свое время причиной и отпадения его; известны в истории различные ухищрения его, и явные и тайные, направленные к тому, чтобы подчинить себе православный Восток; известны и ныне существующие и дорого стоящие школы, миссионерские общества, особые монашеские ордена и прочие и прочие учреждения, число которых не перестает возрастать и единственная цель которых – уловить, если возможно, чад Православной Церкви. В частности, на Российскую Церковь давно уже направлены взоры латинства. Не имея возможности соблазнить наш простой, но благочестивый и преданный Церкви народ, они обращаются к членам высшего аристократического общества, привыкшего жить за границей и уже много поколений находящегося в постоянном духовном общении с западом, и путем тайной пропаганды, путем литературы, печати и т. п., стараются их поколебать в вере отцов и утвердить среди них католичество. Обращение России и русского народа составляет заветную мечту и нескрываемую цель стремлений современного папства. Поэтому, как бы ни были миролюбивы речи латинян, как бы старательно ни выказывали и ни подчеркивали всячески они свою особенную любовь и уважение к Православной Церкви, в частности к русскому народу и государству, эти речи не должны и не могут закрыть от нашего внимания действительность поползновений Рима, и мы по необходимости только еще более усиливаем нашу бдительность и нашу решимость непоколебимо стоять на незыблемой почве Православия и не увлекаться никакими видами ложно понятого мира, несмотря на все стремление наше к единению веры, заповеданному всем христианам самим Христом, Спасителем нашим.

    Столь же, если еще не более неприступным, представляется в настоящее время и протестантство. Не разумея церковной жизни и требуя себе внешних осязательных дел, преимущественно общественно-социального характера, протестантские общины рассматривают нашу Восточную Церковь как область духовного застоя, беспросветного мрака и заблуждения, не останавливаясь даже перед обвинениями нас в идолопоклонстве, и потому из ложно понимаемой ревности о Христе не щадят материальных средств и сил на распространение среди чад Православной Церкви своих протестантских заблуждений, не упуская случая подорвать авторитет православной иерархии и поколебать в народе веру в святость церковного Предания. Религиозная исключительность и даже фанатизм, смешанный с презрительным высокомерием по отношению к Православию, отличает протестантов, можно сказать, более, чем латинян. Конечно, многое в этом объясняется вековыми предрассудками и общею узостью кругозора немецкой богословской школы, а отсюда и церковных деятелей протестантских, и это налагает на наших ученых непременный долг раскрывать перед сознанием запада истинное величие и подлинно христианскую чистоту Православия. Но, пока это тягостное и неблагодарное сеяние на каменистой почве культурной гордости и взаимного непонимания будет приносить свои плоды, нам, Предстоятелям Церкви, в особенности Российской, приходится напрягать все свои силы в борьбе против разнообразных ухищрений этого опасного врага Церкви, непрестанно молясь своему Пастыреначальнику защитить от него Своих верных овец.

    Иным несколько образом относятся к Православию англикане. За редкими исключениями, они не стремятся совращать православных христиан и при всяком поводе и случае стараются заявить свое особенное уважение Святой Апостольской Восточной Церкви, признавая ее, а не Рим, истинною хранительницею отеческих преданий и в единении с нею и согласии ища и для себя оправдания. Любовь и расположение не могут не вызывать любви и с нашей стороны и не питать в нас благой надежды на возможность церковного единения с ними в будущем. Но и здесь еще многое предстоит сделать и выяснить, прежде чем будет возможно думать о каком-нибудь определенном шаге в том или другом направлении. И прежде всего необходимо, чтобы желание единения с Восточной Православной Церковью сделалось искренним желанием не только некоторой фракции в англиканстве (High Church), но и всего англиканского общества, чтобы другое, чисто кальвинистическое течение, в сущности отрицающее Церковь, как мы ее понимаем, и с особой нетерпимостью относящееся к Православию, было поглощено вышеупомянутым чистым течением и потеряло свое заметное, чтобы не сказать исключительное, влияние на церковную политику и всю вообще церковную жизнь этого, в общем, чуждого неприязни к нам исповедания. С нашей стороны в отношении к англиканам должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным при вековом разделении недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви, как единой хранительницы Христова наследия и единого спасительного ковчега Божественной Благодати.

    Так называемые старокатолики, мужественно поднявшие свой голос против “любящего начальствовать у них” (1 Ин. 9 ст.) и до сих пор не перестающие приносить всякие жертвы в своей великой борьбе за истину и совесть, с самых первых шагов нашли себе сочувствие среди наших церковных деятелей и представителей богословской науки, из которых некоторые приняли самое живое участие в их деле, неустанно работая в их пользу и в литературе, и на конгрессах. В ответ на общее желание в Петербурге учреждена была особая комиссия для исследования вопроса о старокатоликах и для сношения с ними (она существует и до сих пор). Наши деятели одушевлены были самыми лучшими чувствами к старокатоликам и, понимая всю разность в национальных, исторических, церковных и прочих условиях и традициях, со всяким терпением относились к возникавшим разногласиям и недоумениям старокатоликов и готовы были сделать все, чтобы уравнять для них путь к вступлению в Церковь. Вначале это вожделенное дело представлялось близким и без особых трудностей осуществимым. Но время идет. Главные столпы старокатолического движения, воспитанные хотя и не в православных, но все же в церковных преданиях, один за другим сходят с жизненной арены, уступая место новым людям, столь же, может быть, искренним и самоотверженным, но не столь твердым в церковности, не жившим церковной жизнью; а окружает их по преимуществу мир протестантский, с которым они к тому же близки и по языку, и по общей гражданской жизни, и по университетскому образованию, и по самой, наконец, борьбе с Римом. Этим новым людям, не особенно твердым в церковности, при удаленности от Востока и неясном представлении о нем мир протестантский, естественно, может показаться и сродным, и близким, и нелегко им устоять против его незаметного, но постоянного влияния. Вот почему и наша Российская Церковь, не переставая и теперь сочувствовать и удивляться старокатоликам и всячески содействуя их достохвальному исканию церковной истины, начинает с некоторой тревогой смотреть на будущее этого движения: устоят ли старокатолики в своем первоначальном решении принадлежать только подлинной Вселенской Церкви и стремиться к единению с нею или же, увлекшись заманчивой и столь свойственной рационалистическому Западу мечтой восстановить истинную Церковь у себя дома, своими научными силами и своим разумом, уклонятся на распутья протестантства, к великому горю всех своих искренних друзей?.. Задача наша по отношению к ним должна состоять, по нашему мнению, в том, чтобы, не полагая им лишних преград к единению неуместной нетерпимостью и подозрительностью, но и не увлекаясь понятным желанием иметь полезных и многоученых союзников против Рима, серьезно и твердо, по совести и пред Христом раскрыть им нашу веру и неизменное убеждение в том, что только наша, Восточная Православная Церковь, неповрежденно сохранившая всецелый залог Христов, есть в настоящее время Церковь Вселенская, и тем на самом деле показать им, что они должны иметь в виду и на что решиться, если действительно верят в спасительность пребывания в Церкви и искренне желают единения с нею. Наша любовь и наша молитва должны сделать эти нелегкие для гордого ума условия удобоприемлемыми для старокатоликов...

    Да прострется наша любовь и на живущих среди нас заблудших братий наших. Рядом с нами стоят древние христианские общины: несториане, армяне, копты и пр., отделившиеся много веков от Церкви, но не потерявшие ни церковного устройства, ни иерархии и в настоящее время, по крайней мере в лице самых передовых своих членов, начинающие иногда приходить к сознанию неправоты своего отпадения. Привлечь снова в лоно единой Церкви этих людей, рядом с нами живущих, весьма близких к нам по культуре, нравам и обычаям и, в особенности, по складу церковной жизни и по типу благочестия, является ближайшей задачей нашей Церкви и нашим непременным и прямым долгом, исполнив который мы не только бы возродили к новой церковной жизни эти древние общины, но и для самой Церкви со временем открыли бы новый источник сильных и усердных тружеников в общем церковном деле...

“Церковные ведомости”,
14 июня 1903 г., № 24, с. 252 – 255, 256.

 

ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА СВЯТЕЙШЕМУ
ВСЕРОССИЙСКОМУ СИНОДУ
(12 мая 1904 года)

ФРАГМЕНТ

...Что желательное разрешение и других вопросов, предложенных на обсуждение в прежних наших братских посланиях, встретит многие и, быть может, большие препятствия – это для нас ясно. Мы и сами знаем, и согласны с уважаемыми во Христе братьями, что всяческие попытки со стороны последователей Римской Церкви и многих протестантов уловлять и приводить в свою ограду чад Православной Церкви еще увеличивают затруднения. Поистине весьма прискорбно и совсем несвойственно христианскому званию, что христиане набрасываются на христиан или украдкой уловляют и сеют смуту среди верующих – это и есть, по слову Писания, “обходить море и сушу, дабы обратить хоть одного” (Мф. 23, 15). Все мы удручены и до глубины души поражены скорбью, видя и слыша, с одной стороны, как бывают прельщаемы и отторгаемы души из числа слабых разумением, а верою теплых, или дети, еще не окрепшие и беззащитные, или вдовы, подвергшиеся многообразным невзгодам, а с другой – как прививаются извращенные понятия, так что благочестие считается служащим для прибытка, или как возбуждаются родители против детей, братья против братьев, приходы против их пастырей и вообще как происходят повсюду раздоры и несогласия в поругание пречестному имени христианскому у язычников. При таких обстоятельствах все мы, очевидно, должны “внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил нас блюстителями, пасти Церковь Божию, которую Он приобрел Себе кровию Своею”, и, стоя на страже день и ночь, оберегать вверенную нам паству от всякой опасности, угрожающей со стороны врагов. Но, бодрствуя в охранении своих, мы должны заботиться и о других и, всею душою молясь о соединении всех, не падать духом перед трудностями и вообще не считать дело не допускающим рассмотрения или недостижимым, а, напротив, принимать все возможные меры к тому, чтобы проложить путь боголюбезному делу соединения всех, относясь к отделившимся с благоразумием и в духе кротости, помня, что и они, веруя в Пресвятую Троицу и призывая имя Господа нашего Иисуса Христа, уповают получить спасение благодатию Божиею.

    Имея большие и вернейшие упования, мы должны оказывать тем большую заботливость в отношении к так называемым старокатоликам и последователям Англиканской Церкви, чем большие честь и внимание проявляют они в отношении Святой Христовой Православной Церкви. Хотя мнения богословов об отличиях учения старокатоликов от учения апостольской кафолической Православной Церкви и расходятся, однако не было бы погрешностью сказать, что по крайней мере теперь из числа западных христиан они наиболее приближаются к Православной Церкви. Ради этого всеми силами надлежит помогать им в их прекрасных и боголюбезных стремлениях, чтобы, не уклоняясь ни направо, ни налево, они стали на путь, ведущий прямо к Православной Церкви. А чтобы мы не подпали обвинению в безразличном отношении к братьям, ищущим правильного и богопреданного и вожделеющих церковного общения с нами и соединения, а также чтобы не показалось, будто мы поступаем в отношении их несправедливо, судя о них только по слухам и пересказам, а не на основании подлинных и засвидетельствованных исповеданий их, было бы целесообразно спросить у них о их уповании или некоего ясного, точного и авторитетного изложения веры их, изданного и подписанного соборно их епископами и пастырями, чтобы таким путем было возможно соисследование, уяснение, взаимное уразумение и при помощи Божией исполнение общего желания.

    Достойными не меньшего сочувствия и отзывчивости мы признаем и тех последователей Англиканской Церкви, которые склоняются к Православной Церкви и при всяком случае представляют немало знаков своего братского расположения к нам. Само собою разумеется также, что подобного же сочувствия и содействия заслуживают и близкие к нам по порядкам, обычаям – в общем по учению, церковному управлению и богослужению христиане Востока.

    Считаем также благовременным напомнить здесь досточтимым во Христе братьям, что поместные святейшие Церкви Божии следуют неодинаковым мнениям и практике в отношении некоторых предметов, притом немаловажных, например в вопросе о крещении и священстве отделившихся от Православной Церкви. В таких по крайней мере вопросах является желательным, даже необходимым, установление одинакового образа мыслей и общей практики по духу и правилам Вселенской (oicoymenikes) Церкви. Эти и подобные вопросы можно разъяснить и через посредство братских грамот, но исследование было бы основательнее и надежнее, если бы, как и некоторые братья во Христе предлагают, было принято, чтобы каждое трехлетие собирались для этого от имени святых Божиих Церквей богословы и по надлежащем обсуждении свои соображения сообщали через первенствующего Константинопольского архиепископа на разрешение прочим Церквам...

“Церковные ведомости”,
7 января 1906 г., № 1, с. 13 – 15.


ОТВЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО
ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА
КО ВСЕЛЕНСКОЙ ПАТРИАРХИИ
(18 марта 1905 года)

ФРАГМЕНТ

...Что касается отношений к христианам инославных исповеданий, то Российская Церковь в пределах, доступных для нее как частной Церкви, не оставалась безучастной к судьбе этих заблудших овец, особенно когда они обнаруживали склонность и желание познать истину, а также более, когда прямо обращались с просьбой о духовном руководстве и помощи. Зная, как многое в заблуждениях инославных христиан и в их упорстве объясняется их незнакомством с тихим светом неповрежденного Христова учения, со времен древних хранимого в недрах Православной Церкви, Российская Церковь, посылая за границу свои миссии, ставила задачей их деятельности не только попечение о душах православных, рассеянных там, не только оглашение благою вестию Евангелия людей, сидящих в языческой тьме, но и посильное ознакомление с истиной и учением Православной Церкви христиан инославных через издание духовных журналов, через переводы православных богослужебных и богословских книг на местные языки и т. п. Но все это лишь малые и разрозненные крупицы, которые, несомненно, возросли бы и в количестве, и в силе, и в авторитете, если бы дело просвещения неверных и ознакомления народов инославных с православною верою велось совместными усилиями всех Православных Церквей и с их общего совета.

    Для сношений с англиканами и старокатоликами Святейшим Синодом учреждена особая комиссия ученых богословов, занятая в настоящее время изготовлением ответа на вопросы, поставленные старокатоликами через их так называемую Роттердамскую комиссию и англиканами, точнее, епископом Англиканской Церкви в Америке Графтоном. Но работы нашей комиссии могут иметь характер лишь подготовительный и только богословский, или предмет их лишь решение различных недоумений, возникающих в умах вопрошающих об истине Православия, а отнюдь не переговоры в собственном смысле о соединении указанных общин с Церковью. Для такого важного дела наша комиссия не имеет авторитета; с другой стороны, и вопрошающие обращаются не к Православной Церкви для соединения с нею, а скорее к известной группе богословов, чтобы совместными усилиями и путем переговоров установить древнюю норму учения, согласно которой могли бы, по их мнению, исправить свои недочеты и православная, и другая сторона и, таким образом, сошлись бы воедино на общем основании. Епископ же Графтон хотя и занимает видное и авторитетное положение в своем исповедании, вполне заслуженное его благочестием и ревностию о Христе, но является с вопросами или лично от себя, или от лица единомыслящих с ним, а отнюдь не от всей англиканской общины. При такой постановке дела еще не пришло время требовать от приходящих к ней их публичного и соборного исповедания веры.

    Но если бы осуществилась светлая мысль Вашего вожделенного и почтенного Святейшества и образована была междуцерковная комиссия для обсуждения всяких вопросов, касающихся веры и благочестия, если бы все Поместные Православные Церкви собрались таким образом на мысленный совет, тогда бы и вопрос об отношениях к старокатоликам и расположенным к Православию англиканам мог приблизиться к такому или иному, но определенному, значимому для всех Церквей решению, тогда бы благовременно было от лица всей Православной Церкви устами сидящего на престоле Златоуста торжественно вопросить старокатоликов и о их исповедании всенародном.

    Изложенное выше само уже говорит о том, насколько полно и вседушевно присоединяемся мы к предложению Вашего почтенного и желанного всем Святейшества об учреждении периодических (раз в три года) собраний представителей Поместных Православных Церквей для обсуждения тех или иных вопросов веры и благочиния, возникающих в церковной жизни православного мира. Имея в составе своем представителей всех (да поможет Бог осуществить это!) Поместных Церквей, но не будучи в собственном смысле собором, не налагая на всех своего решающего слова (что на первых порах было бы, может быть, одним из оснований, препятствующих открытию собраний), собрания эти тем не менее окажутся живым звеном, фактически связующим Поместные Православные Церкви в единый братский союз, новым и действенным средством духовного их общения и взаимного ознакомления. Утвердившись же в этом первом и малом начинании, Православные Церкви, Богу изволяющу и содействующу, могут развивать свое взаимообщение и далее и постепенно могут восстановить у себя то начало вселенского соборного управления, которое составляло золотой век Православия...

“Церковные ведомости”,
14 января 1906 г., № 2, с. 33 – 34.