Известно решение Священного Синода [1] относительно визита Римского папы в Грецию. Папа принимается как светский лидер, как глава государства Ватикан, который получил приглашение от президента Греческого государства, и наносит визит в Грецию. В рамках этого визита Элладская Церковь определит свою позицию. Далее мне хотелось бы изложить несколько своих соображений относительно самой сути папизма.
Церковь и папизм. Некоторые люди высказывают ошибочные мнения относительно Католической Церкви, потому что кат(ф)олический (καθολικός), который отождествляется с православием, принадлежит Православной Церкви, также как и термин Церковь не применим к государству Ватикан. Папизм находится вне Церкви, и это становится вполне очевидным благодаря двум соборам, которые для нас, православных, рассматриваются как Вселенские, на которых велась речь о ересях Filioque и о тварности божественных энергий. На VIII Вселенском соборе при свт. Фотии Великом, на котором были представители тогда православного Римского папы, были осуждены франкские епископы, которые добавили в Символ веры вставку Filioque, потому что данная вставка «как известно, наносит, несомненно, непростительное оскорбление Отцам», поэтому и говорится: «если же кто из клириков да будет навсегда низложен за это внесение, если же мирянин, да подвергается анафеме». Конечно же само это осуждение имеет полную силу применительно к Римским папам с тех пор, как первый папа из франков (Сергий IV) завладел Римским престолом и ввел Filioque в Символ веры во время своего послания на свое восшествие на престол (1009г.), а папа Бенедикт VIII его официально внес в Символ веры , который прочел во время Божественной литургии (1014). Характерно то, что в «Синодике Православия» говорится, что те, которые чуждаются «сего Бога Слова и единосущного и единосславимого Ему Утешителя Духа богоприличного единочестия и достоинства, анафема». На Соборе 1341 г при свт. Григории Паламе, а также в Соборном Томосе говорится, что те, которые принимают учение, что Божественные энергии тварны суть, и в особенности те, которые считают, что Божественный Свет суть тварен, на чем настаивал схоласт и униат Варлаам Калабрийский, несомненно составляет и основной догмат Папизма, (прим. - подчеркивание - ред.сайта ОГ) что становится вполне очевидным из трудов Фомы Аквинского, находятся вне Церкви. Пишется, что если кто-то утверждает данные взгляды и не принесет покаяния, «являются суть отлученными от Церкви и отрезанными от святой Христовой Кафолической и Апостольской Церкви и Православной, организма христиан». В Синодике Православия анафематствуются те, которые приемлют учение Платона об идеях, то есть метафизику и онтологию, а также взгляды теории Analogia Enti, что якобы существует аналогия между Богом и миром, теорию Analogia Fide , что существует подобие между Богом и Священным Писанием, а также анафематствуются и те, которые не принимают догматы веры с чистой верой и простым сердцем, всей душой, «но », то есть вводят схоластический метод познания Бога. Всесторонне анализируя данный вопрос, мы можем обратить внимание на то, что среди великих богословов и отцов Папизма стоят Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский, учение которых принимает папское богословие и практическая жизнь папства. Ансельм Кентерберийский разработал и ввел богословскую доктрину об удовлетворении божественной справедливости, правосудию: что грех Адама оскорбил Божественное правосудие, и что Крестной жертвой Христа принесено удовлетворение божественному правосудию и восстановлен порядок в творении. Речь идет об искажении истины о Боге, потому что Бог представляется со свойствами, присущими подобострастному человеку, который оскорбляется и уязвляется, но и также это касается и искажения представления о таинстве божественного вочеловечения и крестной жертве Христа. Несомненно, богословие об удовлетворении божественному правосудию принимается феодальным строем со всеми вытекающими отсюда богословскими и социальными последствиями. Фома Аквинский, наиболее характерный представитель схоластики, попытался объединить взгляды блаженного Августина и Аристотеля. Кроме всего прочего, он отождествляет нетварную энергию Бога с нетварной Его сущностью, потому он и говорит о actus purus, и вводит ошибочное мнение о тварных энергиях Бога. То есть любовь, божественная благодать, мир Божий являются тварными Божественными энергиями Бога. На основании этого мнения выстраивается учение о Святом Духе как исходящем и от Отца и от Сына (Filioque), о чистилищном огне, о непогрешимости папы и т. д. Все эти взгляды были осуждены на VII Вселенском соборе и Собором при свт. Григории Паламе, который считается IX Вселенским собором, как это представлено в «Синодике Православия». Также анафематствуются и те, которые не исповедуют, что у Бога есть сущность и сущностные, природные энергии. По всем этим причинам свт. Григорий Палама говорит: «Те, кто стоит в истине , тот находится в Церкви Христовой, а те, которые не пребывают в истине, те суть не принадлежат Церкви Христовой». Так говорит и святой Ириней, епископ Лионский: "вне истины" находящийся автоматически находится и "вне Церкви", потому что те, кто не принимает предание Апостолов и веры Церкви, тех мы считаем, согласно свмч. Иринею, «за еретиков и злочестивых, или как за раскалывающих (Церковь), и гордых, и надменных». 2. Апостольская преемственность и папство
Поскольку вне Церкви не существует никаких Таинств, по этой причине и римо-католические клирики и сам Римский папа для нас, православных, не имеют священства, то есть в них прервалось апостольское преемство. Конечно, это может звучать немного странно, но это та реальность, на которой основано православное богословие. Апостольское преемство - это не просто серия, целый ряд рукоположений, но в тоже время и причастность богооткровенной истине. Когда какая-то Церковь отрывается от древа Православной Церкви по причине догматических отличий, то это означает, что она лишается таинства священства. То есть, когда утрачивается богооткровенная истина и усваиваются еретические взгляды, то это имеет свои последствия, которые отражаются на апостольском преемстве. То есть святые Апостолы передали благодать священства, но в то же время они передали через возрождение человека и всю богооткровенную истину. В этом смысле следовало бы напомнить учение свмч. Иринея, епископа Лионского, в котором вполне ясно излагается то, что Церковь самым тесным образом связана с Православием и Божественной Евхаристией. Отсюда следует, что когда клирики утрачивают православную веру, они откалываются от Церкви. И в таком случае, конечно же, не существует ни апостольского предания, ни апостольского преемства. То что свмч. Ириней связывает апостольское преемство не только с рукоположением, но и с сохранением истин веры, становится вполне ясно из одного отрывка его сочинений: «Посему в Церкви необходимо иметь послушание пресвитерам, которые имеют преемство от Апостолов, поскольку мы уже показали, что с ними непоколеблемо пребывает благодать истины с епископским преемством, которую они восприяли по благоволению Отца». Поэтому, поскольку у римо-католиков (папистов) нет священства, у них нет таинств, и то, что они совершают - это не освященные таинства. Но если, как утверждают некоторые, Папа имеет священство, то тогда таинство Евхаристии является действительным, и хлеб, который находится на Престоле — это Христос, а тогда мы впадаем в две ошибки, либо нам следует причащаться пречистых Таинств, нарушая многочисленные священные каноны, либо питать отвращение к Самому Христу, находящемуся на святом Престоле. Главным образом нам следует сказать, что Ватикан - это не Церковь, но и политико-экономическая структура, находящаяся за пределами Церкви, а Папа и все "духовенство" из Ватикана вовсе не являются преемниками апостолов, у них нет апостольского предания и апостольского преемства. Таким образом, следует подчеркнуть, что мы православные христиане и римляне — ромеи, то есть потомки Римской империи, и Кафолики, то есть православные, потому что этот термин «кафолик» (Καθολικός) означает всецелостный (καθ’ όλου), православный. Паписты - это франколатины, после захвата кафедры города Рима франками, которые в то же время и еретики. Во время путаницы, смешения, которым является именно наше время, нам следует быть исповедниками Веры, свидетелями истины и пастырями, которые будут пасти народ Божий на основании и на условиях церковно-экклесиологических, которые ведут ко спасению. Перевод «Православный Апологет» 2011г.
[1] Эта статья митрополита Иерофея была написана накануне визита Римского папы Иоанна Павла II в Афины в 2001 г. Это событие вызвало справедливую бурю негодования иерархов Элладской Церкви и народа. Митрополит Иерофей эту статью написал в качестве разъяснения историко –догматической позиции Православной Церкви в отношении Римо-Католической Церкви. И поэтому она нисколько не утратила своей актуальности, в особенности сегодня, когда даже с профессорских кафедр высказываются точки зрения, совершенно противоположные голосу Церкви, но при этом выдаются за позицию Церкви. http://apologet.spb.ru/rimo-katolitsizm/suschnost-rimo-katolitsizma-papizma.html |