Митрополит Оропосский и Филийский Киприан. Екклизиологические тезисы, или Изложение учения о Церкви для православных, противостоящих ереси экуменизма.
1. Церковь и ересь. Мы веруем во "Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". "Церковь на небесах и Церковь на земле — одна", даже если последняя называется по именам разных мест, как, например, Церкви "Галатийская", "в Ефесе", или "Церковь в Греции". "Един Господь" Православной Церкви — Господь наш Иисус Христос. "Едина вера" в Церкви — Православие Богодухновенных Апостолов, Святых Вселенских Соборов и Богоносных Отцов. "Едино Крещение" во спасение — Православное Крещение "во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Православная Церковь как целое — непогрешима и непобедима. "И врата адова не одолеют ей", говорит Господь Вседержитель. Однако христиане и поместные Церкви могут заблуждаться в вопросах веры, то есть, они могут заболеть духовно, и иногда наблюдается некое "проникновение болезни в тело Церкви", как говорит св. Иоанн Златоуст. Христиане могут разделяться, и внутри Церкви могут появляться "распри", как пишет Апостол Павел Коринфянам. Поместные Церкви могут впадать в ересь, как это случилось с древней Православной Церковью Запада, которая впала в великие ереси папизма и протестантизма, и, в конце концов, в ересь ересей — экуменизм. Духовные болезни внутри Церкви лечатся либо покаянием, либо церковным судом. До самого извержения еретика, раскольника или грешника — будь то Церковью, или же непосредственно самим Господом — мнение отдельного верующего не может заменить соборного приговора Церкви и ее Господа, Иисуса Христа, даже если дело останется неразрешенным до Второго Пришествия. Как известно, Церковь уподобляется в Писании полю, исполненному "пшеницы" и "плевел", согласно Божественному и церковному домостроительству. Лица, заблуждающиеся в правильном понимании веры, и тем согрешающие, но еще неосужденные церковным судом, являются заболевшими членами Церкви. Таинства, совершенные такими неосужденными членами, согласно Седьмому Вселенскому Собору, действительны. Например, их рукоположения суть "от Бога", как замечает Председатель этого Собора св. Тарасий. С другой стороны, возможные наказания, наложенные проповедниками ереси на Православных, противостоящих ей — недействительны и безосновательны, по учению Церкви, "с момента начала их проповеди" (то есть, с того момента, как они начали проповедовать ересь), как писал св. Целестин Римский и утвердил Третий Вселенский Собор. 2. Противостояние и единство. Православные христиане имеют право, основанное на Евангелии и церковных канонах, отделяться, то есть, прервать церковное общение и поминовение того епископа, который проповедует "ересь принародно" и "с непокрытой головой в церкви", или такого, который обвиняется в том, что он нераскаянно заблуждается "в вопросах благочестия и праведности", как гласит Апостольское Правило, а именно, когда он действует "против долга и справедливости", как объясняет канонист Зонар. Если епископ или клирик, говорит св. Иоанн Златоуст, "лукав в вопросах веры, то беги и отрекайся от него не только если он "человек, но даже если это ангел, сошедший с небес". Православные, которые отделяются таким образом, придерживаясь священных канонов, не подлежат "каноническому наказанию". Напротив, они достойны церковной "чести", "подобающей Православным". Они почитаются как достойные Православные, поскольку "они не раскололи единство Церкви какой-либо схизмой, но, напротив, стремились избавить Церковь от расколов и разделений". Это значит, что "они своим отделением не причинили раскола Церкви, но скорее освободили ее от раскола (причиняемого лже-епископами), насколько это зависело от них", снова разъясняет Зонар. Тот, кто проповедует ересь, и тот, кто привносит нововведение в Церковь, разделяет ее и нарушает ее целостность и единство. Тот, кто противостоит еретической проповеди или отделяется от нее, стремится спасти целостность и единство Церкви. Цель противостояния и отделения — борьба против ереси, защита Православной веры и сохранение единства Православной Церкви, то есть самого Православия. 3. Разделение Церкви, вызванное экуменизмом. Сегодня Церковь в Греции, к несчастью, разделена и больна. В 1924 году темные силы разделили ее посредством нововведения, тринадцатидневного изменения праздничного календаря. Это нововведение напоминает возникновение иконоборческой ереси. Иконоборческая ересь сперва показала себя как отказ от святых икон. Однако, это касалось не "только почитания икон", но было обширной религиозной и церковной реформацией. Это была, поистине, "крайне безбожная и коренная переделка", как охарактеризовал ее преп. Феодор Студит. Также и современное нововведение в праздничном календаре преподносится как невинное хронологическое изменение. Тем не менее, это есть начало и ясное выражение и манифестация ереси экуменизма. Это изменение является не просто обширной религиозной и церковной реформацией, но нововведение именно экуменическое, домогающееся ассимиляции Православных еретиками и подчинения Православия антихристу-ересиарху папе. Оно заключает в себе "низвержение всего, и в конечном итоге, принятие антихриста", как пишет тот же преп. Феодор о михийской ереси, которая, так же как и ересь экуменизма, отвергает закон Божий. По причине нововведения в праздничном календаре Православные разделились на две части: на болящих в вере и на здоровых; на обновленцев и на противостоящих; на последователей нововведения, как сознательных, так и по неведению, и на противостоящих, которые отделяют себя от ереси ради защиты Православия. Эти последние суть борцы за объединение "разделенных", то есть, за Православное единство Церкви, как Седьмой Вселенский Собор называет тех, которые по этим причинам отделяются. Последователи нововведения в календаре еще не были осуждены именно как таковые всецерковно, как это принято в Православии. Как пишет св. Никодим Святогорец, нарушитель существующих правил считается осужденным только тогда, когда он уже был судим "вторым лицом, то есть собором". Новостильники подлежат суду с 1924 года и должны быть судимы на основании Священных Соборов, как поместных, так и Вселенских, и в особенности на основании церковных постановлений шестнадцатого века, направленных против тогдашних предложений папы относительно реформы праздничного календаря. Поэтому те, кто отделяются от новостильников, на самом деле прерывают церковное общение "прежде соборного суда", как это предписано в 15-м Правиле Двукратного Собора. Итак, новостильники до сих пор не осуждены. Следовательно, их Таинства действительны, однако наказания, налагаемые ими на противостоящих — недействительны и безосновательны. Кроме того, их покаяние и восстановление в Православии — легко, лишь бы они сами пожелали этого благословенного возвращения. 4. Покаяние и возвращение. Каждый член новостильной церкви в Греции может стать противостоящим экуменическому нововведению. Это может осуществиться через покаяние, как это всегда происходило в Православии. Мы читаем в протоколах Четвертого Вселенского Собора, как некие епископы заявляли: "Мы все согрешили; мы все просим прощения." "И, поднявшись, благочестивейший епископ Ювеналий вместе с ними перешел на другую сторону", то есть на сторону Православных. "И представители Востока, вместе с их благочестивейшими епископами, восклицали: Добро пожаловать, Православные; воистину Бог вас привел!". Итак, через покаяние и этот переход они были приняты в Православие. Мы видим подобное же возвращение и на Шестом Вселенском Соборе. Св. Тарасий, Председатель Седьмого Вселенского Собора, говорит нам, что "большинство" Отцов Шестого Вселенского Собора были рукоположены еретиками, а именно "вождями монофелитской ереси". Но таким же переходом они были приняты в Православие. Возвращение в Православие может также осуществиться через формальное отречение от ереси. Святитель Мелетий Антиохийский был рукоположен еретиками, которые назывались "новыми еретиками", поскольку они тогда еще не были осуждены. Однако, так как он в своем слове на интронизации поддержал Православие, он стал главой Православных в Антиохии, а позднее стал Председателем Второго Вселенского Собора. Таким образом, он был принят Православными через исповедание и проповедь Православной веры. То же самое случилось и позже. Седьмой Вселенский Собор ссылался на соответствующий эпизод "из жития преподобного отца нашего Саввы". В нем рассказывается, как наставники монашествующих, преподобные Савва и Феодосий, вместе со своими монахами, вошли в общение с Архиепископом Иерусалимским Иоанном III, который ранее соглашался с ересиархом Севером — после того как архиепископ устно отрекся от упомянутой ереси. На том же Соборе вождь иконоборческой ереси Григорий Неокесарийский был принят к участию в соборе через рассмотрение его убеждений и его письменное отречение от этой великой ереси. Православное предание Святых Вселенских Соборов и Святых Отцов Православной Церкви учит нас, что заболевшие в вере члены разделенной Элладской Церкви могут быть приняты одним из вышеуказанных путей покаяния и возвращения в ряды Православия, поскольку они являются не осужденными схизматиками или еретиками, а членами Церкви, еще не приведенными к суду. Принятие этого благословенного покаяния и немедленного или же постепенного возвращения принадлежит, разумеется, благочестивому суждению Православного епископа, который действует по Божиему, или назначенному им духовнику. Верующим нужно принимать эти Богом благословенные действия пастырей Божиих как путь к совершенству, согласно с волей Иисуса Христа, Спасителя нашего, "иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити" и божественной заповедью, которая гласит: "изнемогающаго же в вере приемлите, не в сомнение помышлений". "Все вы", пишет св. Игнатий Богоносец, "идите в след" Православного епископа и священников. Поскольку "то, что он одобряет, угодно также и Богу". 5. К Собору объединения. Поскольку Элладская Церковь сегодня разделена, Священный Собор объединенной Элладской Церкви в том виде, в каком он существовал до нововведения 1924 года, не может быть созван. Как это всегда было в Православной Церкви, созыв такого Собора станет возможным только тогда, когда разделенные объединятся в Православии. Во время господствования иконоборческой ереси, например, невозможно было созвать Православный Собор всей Церкви. Только тогда, когда иконоборческая ересь была уже не у власти, был созван Седьмой Вселенский Собор объединения. Тот же Седьмой Вселенский Собор, устами своих Святых Отцов провозгласил, что он состоялся "чтобы разделенных в разногласии привести в согласие, и снять преграду вражды, и восстановить приоритет первоначального основоположения Кафолической (Православной) Церкви". То есть, он состоялся для того, чтобы разобщенные части Церкви — тогда разделенные на иконоборцев, несогласных с Православной верой, и Православных, противостоящих иконоборческой ереси — объединились в согласии внутри Православия. Таким путем, именно через согласие в Православии, Собор объединенной Церкви в Греции может быть созван как Собор объединения "разделенных" последователей экуменического нововведения и противостоящих ему. Согласно учению Святых Отцов Православной Церкви, так называемый "Священный Синод Элладской Церкви" не является синодом объединенной Элладской Церкви. Этот синод, уклонившись в нововведение, оказался в разладе с Церковью. Его действия и решения в пользу изменения календаря и папского экуменизма — и вообще ереси экуменизма — ставят его несомненно в разряд древних соборов, которые сочувствовали еретикам или сами были еретическими. Такие соборы собирались до созыва Вселенских Соборов, как, например, иконоборческий собор 754 года был созван для нововведения иконоборческой ереси и осужден Седьмым Вселенским Собором. Но и Священные Синоды противостоящих нововведению в праздничном календаре и экуменизму тоже не представляют собой Собора объединенной Православной Церкви в Греции. Согласно евангельскому и каноническому закону и учению Святых Отцов, отделение и борьба против ереси со стороны Православных, противостоящих ей, имеет целью сохранение единства веры Церкви, и объединение разделенной Элладской Церкви посредством объединяющего Собора. Как уже было сказано, таковые "не раскололи единство Церкви какой-либо схизмой, но, напротив, стремились избавить Церковь от расколов и разделений". Итак, пока такой Собор объединения только ожидается и еще должен состояться в будущем, теперь ведется борьба в подвиг Православного противостояния. Существование разных синодов противостоящих — признак этого доброго подвига и борьбы за веру. Поэтому они должны рассматриваться в качеств групп и собраний епископов, которые представляют в Православном духе противостояние ереси в пользу Православия и ради единства Церкви. 6. Необходимость Православного противостояния. В первую очередь требуется не административная организация противостоящих нововведению, как будто они одни составляют объединенную Элладскую Церковь, но прежде всего нужна борьба Православных против ереси, согласно деяниям и учению Святых угодников прошлого. "Нужна борьба великая и законная", - говорил св. Василий Великий во времена, "схожие с нашими". Действительно, нужна великая борьба сообразно евангельскому и каноническому закону, деяниям Святых и справедливому государственному законодательству. Каждый объединяющий Вселенский Собор Церкви был плодом священной борьбы Православных, которые противостояли ереси. Первый Вселенский Собор состоялся как результат праведной борьбы за веру, главным образом, свв. Александра Александрийского и Афанасия Великого; Второй Вселенский Собор — свв. Василия Великого и Григория Богослова. Третий Вселенский Собор состоялся благодаря усилиям, в первую очередь, свв. Кирилла Александрийского и Целестина Римского. Четвертый и Пятый Вселенские Соборы были созваны усилиями тех Православных, которые, не щадя себя, боролись за Православную веру "даже до смерти". Шестой Вселенский Собор состоялся благодаря борьбе, прежде всего, преп. Максима Исповедника и св. Софрония Иерусалимского. Седьмой Вселенский Собор был результатом усилий, в частности, преп. Иоанна Дамаскина и других святых. И сегодня мы пришли бы к Православному Собору объединения разделенной Церкви в Греции путем подражания святым и героическим борцам за Православие, которые предшествовали нам. Для этого необходимы: Православие; святоотеческое обоснование; противостояние по примеру святых; сотрудничество между противостоящими в Православной вере и "любве истины", как говорит Апостол Павел; борьба против нововведения в праздничном календаре, и вообще против ереси ересей — экуменизма. Борьба должна быть упорной, законной и до самой смерти. Ибо сказал Господь Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Господь наш Иисус Христос: "Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота". + Киприан, Митрополит Оропосский и Филийский, Председатель Синода Противостоящих (Истинных Православных Христиан в Греции). Монастырь свв. Киприана и Иустины, Фили, Аттика, Греция. 1993 Перевод с греческого ________________________ См. также Нектарий, иером. Екклезиологические антитезисы, или Некоторые возражения митр. Киприану |