"Я увидел, насколько я одинок…" Письмо свт. Филарета (Вознесенского) протопресвитеру Георгию Граббе E-mail
14.05.2012 20:51

K 15-летию со дня преставления (8/21 ноября 1985 г.) и ко второй годовщине обретения мощей (28 октября/10 ноября 1998 г.) святителя Филарета (Вознесенского)

Публикация и комментарий Т. Сениной 


12–25 июля 1975 г

Досточтимый Батюшка, о. Георгий! [2]

Уже давно я собирался Вам написать, но как-то «руки не доходили». Но вот — сел за машинку и печатаю.

Вы, конечно, знаете, что я предполагал было несколько сократить предположенное время своего пребывания в Европе; поэтому мы пытались перенести свой отъезд с намеченного 7-го августа на 26 июля (завтрашний день). Но достать билет на этот рейс парохода так и не удалось (пробовали в Париже, пробовали и на месте, в Лондоне, где нам сердито сказали наконец, что если бы даже и удалось получить билет, то с имеющейся у нас скидкой пришлось бы расстаться, а это значило бы, что поездка будет стоить на 800 долларов дороже. Сумма слишком значительная, чтобы ею пренебречь).

А теперь получилась новость. Мне пришлось перенести отъезд на более поздний рейс — в середине августа. Я не предполагал было снова ехать в Англию. Но обстоятельства сложились так, что снова придется съездить туда, в начале августа. Если бы я переносил более легко длительные полеты на аэроплане, можно было бы море заменить воздухом… Но я не решаюсь на это, слишком трудны для меня полеты на большие расстояния (и врачи настоятельно советовали мне их избегать). Поэтому — вместо сокращения, получилась новая оттяжка, и я «пожалую» восвояси уже в успенском посту.

Владыка Антоний [3], по его рассказам своему окружению, остался «доволен» нашим совещанием. А у меня оно оставило самое тяжелое воспоминание — я увидел, насколько я одинок среди архиереев с своими принципиальными взглядами (хотя «в личном плане» у меня добрые отношения со всеми). И я не шутя подумываю об уходе. Конечно, я не уйду «вдруг» — внезапно. Но намерен на следующем Соборе указать, что мне слишком многое не нравится в том, что происходит в нашей церковной жизни. И если большинство епископата со мною согласится — речи об уходе я не стану поднимать. А если я увижу свое одиночество, или увижу себя в меньшинстве — заявлю, что ухожу. Ибо не могу возглавлять и, след., нести ответственность за то, с чем принципиально не согласен.

В частности, я не согласен с нашей практикой половинчатого отношения к американским и парижским раскольникам[4] — святые отцы настойчиво говорят о том, что долго и упорно продолжающийся раскол приближается к ереси, и к упорствующим раскольникам нужно относиться как к еретикам, не допуская никакого с ними общения (как взовьется на дыбы при таком заявлении Вл. Антоний! Но я останусь непреклонен). Несогласен по поводу румын («проблема» о. Болдеану). Есть и многие другие вопросы, в частности, — о Солженицыне, по отношению к которому я продолжаю держаться более чем осторожно, и встречаться с ним совсем не хочу. Мне все кажется, что дело с ним может оказаться грандиозным фарсом, с трагикомическим (а м. б. и просто с трагическим) концом…[5]

Если бы он был действительно таким грозным противником коммунистов, если бы они действительно считали его таковым — они давно бы «вывели его в расход». Когда Солоневич издал свой знаменитый труд «Россия в концлагере» — дело кончилось бомбой с убийством. Кутепов, Миллер — ликвидированы.[6] Коммунисты не боятся никого. На т. назыв. «общественное мнение свободного мира» они плюют уже более полувека «с верхней полки»… И уверенно идут к своей цели, отнюдь ее не скрывая, и все время одерживая победы то в одном, то в другом пункте. А «свободный мир» явно и страшно разлагается… И смрад этого разложения не менее отвратителен, чем смрад коммунизма!

Но довольно… Даст Бог, хотя и с небольшой отсрочкой, но скоро побеседуем «усты ко устом». Храни Вас Господь и Его Пречистая Матерь. Мир Вам и Божие благословение.

С любовию о Господе, + митр. Филарет.


Публикуемое письмо свят. Филарета еще раз показывает, насколько Владыка был одинок среди окружавших его архиереев в своем стремлении следовать строго православному курсу.[7] И то, что ему все же удавалось в течении 20 лет своего первоиераршества не только сдерживать отступление внутри Зарубежной Церкви, но даже добиться соборного анафематствования все-ереси экуменизма в 1983 году, т. е. совершить каноническое деяние вселенского масштаба, — это, безусловно, говорит как о несравненном мужестве святителя, так и о явной помощи Божией, ниспосланной ему. После двух великих Первоиерархов РПЦЗ — Митрополитов Антония и Анастасия, которых Господь посылал каждого в свое время: Владыку Антония, с его пастырским и организаторским талантом, — чтобы организовать Зарубежную Церковь как структуру и объединить всю русскую эмиграцию, Владыку Анастасия — чтобы удержать РПЦЗ от разгрома и распада особенно в военные и послевоенные годы[8], — был послан Богом третий Первоиерарх, который сумел уберечь РПЦЗ от нового и несравненно более страшного, чем «красная патриархия», соблазна — от экуменической всеереси и общения с отступниками от Православия уже не только российскими, но и во всем мiре, — и добиться соборного анафематствования новоявленной ереси.

Достаточно очевидно, что курс РПЦЗ во дни первоиераршества свят. Филарета резко изменился.[9] Митрополиты Антоний и Анастасий, при всех своих достоинствах, не имели четкой антиэкуменической позиции, о чем свидетельствуют общеизвестные факты. Так, хотя Митрополит Антоний в частном письме от 27 января 1925 года называл новостильников Мелетия (Метаксакиса), патриарха Константинопольского (1920—1923), и его приспешников «еретической шайкой» и приравнивал их к древним ересиархам прошлого,[10] однако, самое введение нового стиля в Греческой Церкви считал всего лишь «новшеством, прямо не воспрещенном канонами», а не одним из явных признаков ереси. в 1925 году перешедшая годом раньше на новый стиль Румынская церковь пригласила митрополита Антония участвовать в торжествах настолования румынского патриарха Мирона (Кристя), франкмасона и бывшего униата, получившего патриаршество в качестве награды за введение нового стиля[11] и бывшего злостным гонителем румынских старостильников, в том числе св. Гликерия Исповедника;[12] Митрополит Антоний принял это приглашение, поехал на торжества в Румынию и сослужил там с новостильниками.[13] Митрополит Анастасий также никогда не думал прерывать общения ни с одной из «официальных церквей»[14] и не хотел оказывать помощь греческим старостильникам в рукоположении Епископов.[15] Очевидно, что противостав архиереям-экуменистам и назвав подобающими церковными словами их антицерковную деятельность, свят. Филарет, при котором РПЦЗ официально признала хиротонии греческих старостильных Епископов и приняла их в общение, придерживался совсем иной церковной позиции.

теперь, по прошествии 15 лет со дня кончины святителя, можно сказать, что если бы не его строго православная позиция, которой он держался и на которой старался удержать епископат РПЦЗ, — то российские верующие просто не увидели бы возрождения Истинной Российской Церкви. После кончины свят. Филарета «инерции» его курса хватило едва на несколько лет — промыслом Божиим, ровно на столько, чтобы дождаться падения коммунизма в СССР. Открытие приходов РПЦЗ в России в 1990 г. и рукоположение Епископов для Российской Церкви стало венцом исторической миссии РПЦЗ.[16] Неслучайно уже через два года (в 1992 г.) начинаются по местам «диалоги» представителей Зарубежной Церкви с МП. Проходит еще 2 года (1994 г.) — и уже принята еретическая экклисиология митр. Киприана и соборно заявляется о необходимости «улучшения отношений» с МП, которая рассматривается как «часть Русской Церкви».[17] Еще через год (1995 г.) — происходит раскол Российской Церкви и налагаются прещения на некоторых российских архиереев. Минуло еще три года (1998 г.) — и явленные Богом нетленные мощи святителя и исповедника Филарета зарыты в землю и преданы забвению, как уже до этого было предано забвению его учение и тот путь, по которому он вел РПЦЗ. Прошло еще 2 года — и по итогом последнего Архиерейского Собора РПЦЗ можно сделать самые печальные выводы относительно ее будущности в качестве Истинно-Православной Церкви: обман и прельщение российских верующих, осуществляемые Московской патриархией, погрязшей в экуменизме и коммерческой деятельности, соборное Послание 2000 года называет «началом настоящего духовного пробуждения»; увлечение прихожан МП различной лжедуховностью и «батюшкизмом» и наполнение патриархийных храмов верующими с весьма сомнительными, с точки зрения святоотеческого Православия, взглядами[18] — превращается в «легкое триумфальное шествие» «к своим духовным православным основам»; а социальная концепция МП, проникнутая ложью, модернизмом и политиканством, предполагающая даже обращение к государству с просьбой «принять меры» против неугодных МП религиозных групп, — оказывается, «перечеркивает “Декларацию” митрополита Сергия». Если еще учесть, что, согласно Посланию Собора РПЦЗ, молитва русского народа к Новомученикам и Царственным Мученикам «стала отныне возможна, благодаря признанию их святости Архиерейским Собором Московской Патриархии», — то очевидно, что «канонизации» и другие акты МП признаются сакральными в церковном смысле. По сути, это — отказ не только от собственной канонизации Новомучеников, но и вообще отказ от своей российской паствы. Все это и то, что МП в Послании прямо названа «бывшей подъяремной Церковью»,[19] показывает, что отступление епископата РПЦЗ от пути святителя Филарета и от Православия стало необратимым.

В свете этого, значение святителя Филарета и для Российской Церкви, и для Православной Церкви в целом, возрастает еще более, особенно если принять во внимание, что именно в годы его первоиераршества РПЦЗ признала хиротонии греческих старостильников, поддержала их в их священной борьбе с «официальной церковью», стала в большом числе принимать под свой омофор новообращенных в Америке и других странах, поддержала Российскую Катакомбную Церковь — т. е. не превратилась в самозамкнутую православную общность «только для русских», но стала ориентироваться на общение с истинно-православными во всем мiре.[20] В ХХ веке святителю Филарету было Богом предназначено сделать то, что сделал в ХV веке святитель Марк Ефесский — спасти Православие от поглощения ересью. Поставленный Первоиерархом РПЦЗ 14/27 мая, в день Преполовения Пятидесятницы, когда Церковь взывает ко Господу: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами…», — Владыка Филарет стал тем избранником Божиим, через которого Господь исполнил это молитвенное прошение верных своих. Воистину святитель напоил водами правоверия жаждущие души и явился исповедником веры, подобным древним отцам, что засвидетельствовал Сам Господь, прославив его нетлением мощей и чудесами.

О нем можно с полным правом повторить слова, сказанные когда-то архимандритом Амвросием (Погодиным) о св. Марке Ефесском:

«Воскрес образ великого Борца за Веру, светоча Православия, …перед которым мы, чада Православия, склоняемся как перед тем избранным сосудом, который своей пламенной борьбой отстоял великую истину Православия.

Флорентийская Уния [а в наше время — участие в экуменизме и общение с экуменическим «мiровым православием»] представляла величайшую опасность для Православной Церкви, какая когда-либо была прежде в истории. …Святоотеческое наследие, богатство Православия и глубина его духовности — все это должно было свестись на нет. …Православная Церковь, как таковая, перестала бы существовать.

Но Господь Бог не допустил, чтобы Православие погибло, и явил того духовного Исполина, который на Востоке должен был пронести Православие для будущих поколений и сохранить его в сияющей чистоте, как и соблюсти непорочную Невесту Христову — Православную Церковь — как епископ и хранитель ее.

…В тяжкие для Православия времена Господь избирает те единицы, которые именно и становятся — “Православной Церковью”, как выразители ее правды, святости и непогрешимости. …именно в этих единицах сохранялась Православная Церковь и ими сохранялась искра Православия, долженствовавшая быть сбереженной ими в те темные периоды для того, чтобы огонь Православия снова мог вспыхнуть при первой же возможности. Сила Господня совершается в немощи».[21]

И к святителю Филарету мы можем обратиться теми же молитвенными словами, какие Церковь адресует святителю Марку:

Радуйся, вселенныя светильниче,

путевождствуяй хотящия разумный души корабль

в небурное и велие доброе пристанище управити,

и православную веру непорочну показуяй, и благодатию услаждаяй,

и ведый ко спасительным догматам основания веры.

Радуйся, светильниче многосветлый,

имже неврежденны всем показуются отцев словеса,

не омраченным внутренними очесы, якоже у отпадших.

Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!


[1] Выражаю сердечную благодарность А.Г. Шатиловой за предоставление копии публикуемого письма. — Т.С.

[2] Письмо адресовано будущему Владыке Григорию (Граббе), в 1975 г. — протопресвитеру Георгию Граббе.

[3] Очевидно, имеется в виду Архиепископ Антоний Женевский и Западно-Европейский, самый «проэкуменический» архиерей РПЦЗ во время первоиераршества свят. Филарета.

[4] Частым явлением церковной жизни в то время было посещение членами РПЦЗ одновременно и храмов своей Церкви, и храмов этих раскольничьих организаций для участия в таинствах раскольников; также и прихожан раскольничьих юрисдикций часто допускались к Причастию в храмах РПЦЗ. Святитель Филарет неоднократно протестовал против такого безразличного отношения к церковной принадлежности. Архиеп. Антоний, напротив, всячески одобрял такую практику: в письме к игумении Магдалине от 26 ноября / 9 декабря 1979 г. свят. Филарет упоминает о речи Архиеп. Антония на Соборе, где «он говорил: что касается Парижа, то тут у нас паства общая (т. е. у нас и у экзархата — М. Ф.), мы одинаково обслуживаем одних и тех же православных людей…»

[5] В 1996 году Солженицын торжественно вернулся в Россию, где занял умеренно оппозиционную позицию по отношению к правящему режиму и в настоящее время практически не заметен на политической сцене.

[6] «Заказные» убийства вождей Белого движения были организованы НКВД.

[7] По вопросу об отношении к святителю Филарету некоторых иерархов и клириков РПЦЗ очень показательна вышедшая в Москве в 1995 г. книга воспоминаний Епископа Бостонского Митрофана (Зноско) «Хроника одной жизни». Свой рассказ о начале первоиераршества святителя Филарета Еп. Митрофан начинает так: «…Ушел на покой Авва Анастасий, старец мудрый, великий иерарх Церкви Российской. На его место избран Архиерейским Собором владыка Филарет — самый младший, по хиротонии, епископ, ставший пленником отца и сына (по выражению покойного Архиепископа Тихона Сан-Францисского) без Духа Святого и группы его молодежи [имеется в виду оо. Георгий (будущий Владыка Григорий) и Антоний (Граббе) — Т. С.]. …В первые же дни предстояния на Свещнице, его митра исчезла с Престола… и очутилась в мусоре» (с. 312). Вся эта книга воспоминаний наполнена различными сплетнями и рассказами о том, каким чудесным батюшкой был Еп. Митрофан, и как его преследовали «отец и сын Граббе»; особенно преисполнена рассказами о «несправедливой клевете» и «преследованиях» не только с их стороны, но и со стороны самого Первоиерарха, часть книги, повествующая о годах правления свят. Филарета (причем по сравнению с общим объемом книги эта часть занимает ничтожно малый объем). Отец Митрофан был рукоположен во Епископы только после смерти Владыки Филарета (в 1992 г.) — и именно Еп. Митрофан оказался одним из самых деятельных и открытых сторонников «мирных встреч» и переговоров с МП, с целью последующего «воссоединения» и «слияния со страждущей Матерью — с полоненной Церковью Российской», выражая плохо прикрытое негативное отношение к открытию приходов РПЦЗ в России. «С этим словом [о «мирных встречах» с МП] вошел я в состав членов Архиерейского Собора, бывшего в 1993 году в Лесненской обители во Франции», — говорит Еп. Митрофан (с. 357–359)…

[8] главным соблазном тех лет стала новообразованная Московская патриархия. «В этот тяжелый период послевоенного времени, …когда казалось, что красная волна, поддерживаемая наивным Западом, …зальет всю Европу, …когда враги Зарубежной Церкви ликовали, что Она окончила уже свое существования и все должны подчиниться Московской патриархии, руководимой Сталиным и его приспешниками; когда не только малодушные, но и, казалось бы, твердые в вере и деятельные члены Зарубежной Церкви в ужасе утратили твердость духа и изменили Зарубежной Церкви, перейдя в Московскую патриархию, — Митрополит Анастасий оставался тверд и непоколебим. …ему удалось в короткий срок наладить сношение со всеми странами мiра, где находились русские церковные очаги Соборной Зарубежной Церкви» (Русская Православная Церковь Заграницей. 1918—1968 / Под ред. Гр. А. А. Соллогуб. т. 1 (Нью-Йорк, 1968) 133–134). В 1946 г. Митрополит Анастасий собрал Архиерейский Собор, на котором было подтверждено прежнее непримиримое отношение к «официальной советской церкви», в 1943 г. получившей имя Московской патриархии.

[9] Это сейчас отмечают такие апологеты слияния РПЦЗ с «мировым православием», как например оо. Александр Лебедев и Джон Шоу, считающие, что свят. Филарет «выпал» из традиции РПЦЗ и имел «поврежденное представление об екклисиологии» (о. Александр не упоминает о свят. Филарете, высказывая эти слова о ревнителях Православия; однако, показательно, что «экстремисты» у него «сворачивают с пути Митрополитов Антония и Анастасия», имени же Митрополита Филарета он вовсе не упоминает). См.: Вертоградъ-Информ (1999) № 5 (50) 8; № 7 (52) 34, прим. 3; № 11–12 (56–57) 22, прим. 4.

[10] См.: Неизвестное письмо Митрополита Антония // Вертоградъ-Информ № 4 (49) (1999) 26–27.

[11] Вскоре патр. Мирон пошел в экуменической деятельности так далеко, что в 1926 и 1929 гг. даже изменял день празднования Пасхи, чтобы праздновать вместе с западными еретиками, а в 1936 г. признал действительность англиканских рукоположений.

[12] О св. Гликерии и о румынских старостильниках см.: Вертоградъ-Информ № 7 (52) (1999) 19–32.

[13] Хотя таких же новостильников в письме того же года он называет «еретической шайкой».

[14] Кроме МП, в качестве причины разрыва с которой неизменно выставлялась ее «несвобода» и сергианство.

[15] В письме Архиерейского Синода РПЦЗ от 27 сентября 1961 года к греческим старостильникам (копии письма были разосланы Вселенскому патриарху Афинагору и Греко-Американскому архиепископу Иакову — главным ересиархам того времени, к которым спустя несколько лет свят. Филарет обратится со своими «Скорбными Посланиями») было сказано следующее: «Наша Церковь придерживается старого календаря и считает введение нового календаря большой ошибкой. Тем не менее, ее тактикой было всегда хранить духовное общение с православными Церквами, которые приняли новый календарь, поскольку они празднуют Пасху согласно решению Первого Вселенского Собора… Мы никогда не прерывали духовного общения с каноническими Церквами, в которых был введен новый календарь». Именно на это письмо Синода ссылался впоследствии Архиепископ Антоний Женевский, оправдывая свою экуменическую деятельность и осуждая ревнителей Православия, требовавших прекращения сослужений с еретиками, согласно анафеме экуменизму 1983 года.

[16] Это было именно истинно православное деяние. Ибо если мы признаем, что МП — не Церковь, что все ее архиереи являются еретиками и отступниками, то есть они — не епископы в православном понимании, то тогда территория России была к моменту появления там первых открытых приходов РПЦЗ территорией без епископов (если не считать рукоположенного архиереями РПЦЗ еще до падения коммунизма и окормлявшего некоторые катакомбные общины Еп. Лазаря (Журбенко), и нескольких малоизвестных Епископов Катакомбной Церкви). следовательно, рукополагая Епископа Валентина (Русанцова) для окормления открытых российских приходов Истинной Церкви, РПЦЗ тем самым восстанавливала истинную иерархию для российских верующих. Очевидно, что на первых порах те архиереи РПЦЗ, которые в последующие годы обнаружили явное стремление признать МП за «Матерь-Церковь», не продумали на шаг вперед и не сообразили, что если МП для них — Церковь, то рукополагая Епископов на ее территории они учиняют противоканоническое деяние (в чем МП всегда с тех пор обвиняет РПЦЗ) и рискуют «поссориться» не только с МП, но и со всем «мiровым православием», и что такое деяние просто обязывает их в дальнейшем следовать строго православному курсу, не оглядываясь на World Orthodoxy и не заискивая перед ним. Дальнейшая история разрыва РПЦЗ с «суздальцами» и переговоры со своими гонителями из МП показали с очевидностью, что руководство РПЦЗ предпочло «мiровое православие» Истинному.

[17] См. Послание Архиерейского Собора РПЦЗ 1994 года. Этого курса архиереи РПЦЗ держались и в последующие годы; несмотря на жесткие словесные заявления Митр. Виталия относительно МП и экуменизма, на деле отступление от Православия архиереев РПЦЗ продолжалось; да и подпись самого главы РПЦЗ стоит под всеми соборными посланиями, в которых церковность МП не отрицается.

[18] См.: Т. Сенина, «Ты носишь имя будто жив, но ты мертв» // Вертоградъ-Информ № 9–10 (66–67) (2000) 46–72, особ. 47–64.

[19] Очевидно, что теперь она, по мысли авторов Послания Архиерейского Собора РПЦЗ, уже освободилась от «безбожного ярма», и ничто не мешает признать ее за Церковь. По сути — это явный отказ от собственных российских приходов, ибо теперь МП с полным правом может заявлять, что они — «раскольники», посягающие на ее «каноническую территорию», и что им следует как можно скорее вернуться «в Церковь», раз и их собственное священноначалие считает таковой патриархию…

[20] Примечательно, что наиболее откровенно стремящиеся к воссоединению с «мiровым православием» иерархи и клирики РПЦЗ (вроде покойного Арх. Антония Женевского или ныне здравствующих Марка Берлинского, Даниила Ирийского и др.) говорили и говорят о том, что РПЦЗ, чтобы не превратиться в «самозамкнутую секту», надо поскорей объединяться со «всем православным мiром»; при этом истинно-православных они часто называют «фанатиками» и «сектантами» и относятся к ним с некоторым презрением (см., напр. выдержки из послания к пастве Архиеп. Антония: Вдъ-Информ № 11–12 (56–57) (1999) 21, прим. 3; Обращение Еп. Даниила к Архиерейскому Собору РПЦЗ: Вдъ-Информ № 2(47) (1999) 29–30; рассуждения о. Александра Лебедева о «фундаментальных позициях РПЦЗ»: Вдъ-Информ № 7 (52) (1999) 33–35).

[21] Архимандрит Амвросий (Погодин), Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния (Джорданвилль, Нью-Йорк, 1963 [репр.: Москва: Посад, 1994]) 373–374.

http://vertograd.narod.ru/1100/archiv.htm#_ednref1