Всемерно рассмотрев вопрос об имяславии, Освященный Поместный Собор согласно принимает настоящую Резолюцию. 1. Не всякое догматическое или каноническое решение наличной церковной власти, будь то власть Собора, Синода или предстоятеля является безошибочным и законным по самому факту, а только то, которое соответствует догматическому и каноническому учению Церкви, ибо не все соборы почитаются в Предании Церкви истинными, а только те, которые "одобрены правотой догматов" (прп. Максим Исповедник). Противное сему понимание явилось бы подобием латинской ереси о безошибочности вероучительных и нравоучительных суждений Римского епископа в силу самого его статуса. 2. Осуждение имяславия административными органами Константинопольской (1912 г.) и Российской Церквей (1913 г.) было принято без надлежащего исследования святоотеческого учения по вопросу и без соборного рассмотрения его всей полнотой этих Церквей. 3. Автором осуждающего имяславие Послания Российского Синода 1913 г. был будущий отступник и разоритель Церкви Сергий (Страгородский), уже и прежде публично высказывавший неправославные мнения – криптонесторианские и криптопелагианские в сотириологии и экуменические в экклисиологии. При составлении Послания он опирался не на учение Святых Отцов, а на работы малограмотного богослова С. В. Троицкого, явившего впоследствии свою полную беспринципность в вере и ее исповедании. 4. Послание содержит неправославные суждения о том, что энергия Божия – не Бог, а имя Божие – условный знак, вопреки Священному Писанию, учащему, что имя Божие превыше всякого имени, что пред ним всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Фил. 2, 9) и чтоо немже подобает спастися нам (Деян. 4, 12). 5. По свидетельству Святых Отцов, "учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов" (свт. Игнатий Кавказский). 6. Святые Отцы учат: имя Божие – "Божественно; сила и действие этого имени – Божественны; они – всемогущи и спасительны; они – превыше нашего понятия, недоступны для него" (свт. Игнатий Кавказский); "Имя Иисус прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовлено, написано и <…> хранимо, теперь же <…> принесено из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем" (свт. Димитрий Ростовский); "имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославлено, и потому от нас не требует прославления"; "великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари (по природе) не сообщаемые, но Ему Одному принадлежащие" (свт. Тихон Задонский); "имя Его есть Он Сам – единый Бог в трех Лицах" (св. Иоанн Кронштадтский). 7. Священную тайну имени Божия приоткрывает учение свт. Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергий. В своих творениях свт. Григорий различает имя Божие как словесный символ – плод тварной человеческой мысли, выражаемый звучащим или написанным словом (см., например, Против Григоры 26–28), и имя Божие как нетварное самооткровение Самого Бога, как Его собственное превышающее наш разум божественное слово – имя, "которое превыше всякого имени, и всякого слова, и разума" (см. Омилия 60. На Богоявление 4), имя, которое не мы нарекаем Ему, а которым Он Сам именует Себя (см. О божественных энергиях и их причастии 16). 8. В первом смысле говорим об имени Божием как словесной иконе, священном символе, во втором – как о нетварной божественной энергии. Имя-символ ради присутствия в нем имени-энергии почитается нами, имя-энергия – достопокланяемо. 9. Об именах–энергиях учили и многие другие Святые Отцы: св. Дионисий Ареопагит называл имена Божии божественными благодействиями, т. е. благими энергиями; прп. Анастасий Синаит писал, что имя Божие не является сущностным, личностным, символическим или метафорическим, но действенным (энергийным). 10. Имя Божие ни в каком смысле нельзя назвать божественной сущностью, ибо сущность Божия непознаваема и безымянна, но только энергией Божией в означенном выше смысле. 11. Говоря о божественности имени Божия, не следует иметь в виду обожествление изменчивых звуков или букв, которыми имя Божие выражается на различных языках человеческих. 12. Простое произнесение словесных имен Божиих не освящает благодатью и не делает причастником Божиим с необходимостью и "автоматически", подобно тому, как прикосновение к святой иконе не делает "автоматически" причастником присутствующей в ней благодати, и как простое вкушение Святых Даров не делает "автоматически" причастником Тела Христова и не сообщает "автоматически" присущую Телу Христову полноту обожения. Но каждый из верных, призывающих имя Божие, приобщается благодати и освящается в меру собственной вместимости соответственно свободному раздаянию Святого Духа. |