Послание Поместного Собора Истинно-Православной Церкви (ИПЦ(Р)) 14. 07.2014 E-mail
25.07.2014 20:48

Послание Поместного Собора Истинно-Православной Церкви (ИПЦ(Р) архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Святой Христовой Церкви

 


 

Бог же терпения и утешения
да дарует вам быть в единомыслии между собою,
по учению Иисуса Христа,
дабы вы единодушно, едиными устами
славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа

(Рим., 15: 5-6)

Возлюбленные о Господе Преосвященные Владыки, честные отцы и матери, братья и сестры!

Освященный Поместный Собор Истинно-Православной Церкви, собранный благодатью Святаго Духа в Свято-Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре близ Москвы, шлет вам свое благословение и приветствует вас апостольским приветствием: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим., 1:7).

Собор – видимый знак единства Тела Христова, которое есть Церковь, собирающая воедино на земле и на небе всех разрозненных доселе людей, уверовавших в Господа Иисуса Христа и принявших истинное Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот как пишет о собравшихся воедино членах Церкви святой первоверховный апостол Петр: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петра, 2: 9-10).

На Собор съезжаются немощные, грешные люди, но через единое исповедание ими истинной веры в Господа, через таинственное соединение в единое Тело Христово, Собор получает силу и власть учить Церковь Истине, ограждать ее от ересей и заблуждений. Важно осознавать, что эта благодатная власть Собора основана не на личных заслугах или авторитете отдельных его членов, а на действии через Собор Святого Духа, Который подает Свои дары Истинной Церкви. Отступление от Истины лишает собрание христиан этих даров, чему немало есть примеров в церковной истории. Поэтому главной своей задачей наш Собор поставил перед собой осмысление пути, пройденного нашей Церковью за последнее десятилетие, и изложение четкого Исповедания веры – особенно в тех вопросах вероучения, которые разделяют христиан главным образом в современном мире. А разделяют их, как и всегда в истории, ереси и лжеучения, вызванные гордыней и другими пороками. Не может вести ко спасению людей та церковь, которая пытается «закрыть глаза» на неправду, убаюкать совесть своих чад сладкими речами о «межконфессиональном диалоге» и «единстве» ценой компромисса между Истиной и ложью.

Нынешний наш Собор внимательно рассмотрел вопрос апостольского преемства в Истинно-Православной Церкви, поскольку этот вопрос служил «камнем преткновения» в нашем общении с истинно-православными христианами других юрисдикций, препятствуя совместной молитве и причастию от Единой Чаши с ними. Собор безусловно признал, что принятие хиротоний от епископов, исповедовавших экуменическую ересь, недопустимо для истинно-православных, и для исправления таких хиротоний необходимо принести покаяние в общении с экуменистами. На современном этапе истории христианства именно экуменическая ересь составляет основной соблазн для Церкви – она увлекла за собой абсолютное большинство людей, именующих себя православными. Конечно, многие из них стали экуменистами, так сказать, несознательно, но это лишь увеличивает степень ответственности, которая лежит на нас, истинно-православных. По нашей немощи, свидетельство об Истинном Православии, обличение ереси экуменизма и других лжеучений звучат слишком слабо в современном мире, а некоторые истинно-православные сами создают для «внешних» соблазн своими действиями и словами. Наша принадлежность к Истинно-Православной Церкви обязывает нас вести высоконравственный образ жизни, усердно бороться со своими страстями и пороками, «ибо ради вас, как написано, Имя Божие хулится у язычников» (Рим., 2:24).

Особо строгие канонические требования предъявляет Церковь к епископам и ко всем, состоящим в клире. Как наставляет апостол Павел, «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит., 1:7-9). Освященный Собор принял Положение о чиноприеме клириков в Истинно-Православную Церковь и дополнил присяги, которые подписывают присоединяющиеся к нам священнослужители. Дабы избежать ошибок и соблазнов, имевших место в прошлом, в послесоборный период наше Священноначалие сделает более строгими требования к кандидатам в клир и постарается максимально оградить Церковь от случайных людей в сане.

Важнейшим итогом нынешнего Собора является принятие «единым сердцем и едиными усты» пространного Исповедания веры Истинно-Православной Церкви. Отсутствие такого систематического документа весьма болезненно ощущалось в Истинном Православии русской традиции, создавая почву для противоречий в догматических взглядах, размывая границы Церкви, приводя к разным каноническим нарушениям и моральным проблемам. Исповедание веры указывает на три важнейших ереси нашего времени – экуменизм, сергианство и имяборчество. Ереси экуменизма, уже преданной анафеме Русской Зарубежной Церковью в 1983 году, наш Собор дал такое определение: это «учение о том, что различные «ветви христианства» (то есть возникшие в течение 2000 лет лжеучения о Христе) являются спасительными, что «полноты Истины» не открыто ни одной Церкви, а православные, так же как и всевозможные еретики, обладают лишь разными «частями Истины»... Как веруем мы, православные, не может быть Церкви спасительной «в большей или меньшей степени», а может быть либо спасительная Церковь, либо отпавшее от нее еретическое сообщество». 

Если экуменизм и сергианство отделяют от истинно-православных так называемое «мировое православие» - то есть экуменические группы православного обряда во главе с Константинопольской и Московской патриархиями, - то имяборчество вызывает прискорбные разделения среди самих истинно-православных. Но как недопустим компромисс с еретиками экуменистами и сергианами, так недопустим он и в том, что касается исповедания нетварности Божественного Имени – как силы (энергии) Божией, которая освящает и спасает всякого, истинно призывающего это Святое Имя. Как изрек пророк, «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил., 2: 32). И если высокие церковно-бюрократические органы Церкви когда-то в прошлом превратно толковали православное учение об Имени Божием, то это никак не может служить для православных оправданием отречения от этого учения и хулы на Бога. Сто лет назад Россия тяжко поплатилась за такую хулу…

Святой Собор твердо решил положить конец имевшему место в прошлом в нашей церковной организации терпимому или небрежному отношению к случаям общения верных в молитве и даже в таинствах с еретиками-экуменистами – прежде всего, с представителями Московской патриархии. В нашем соборном Исповедании ясно сказано: «Исповедуем спасительность таинств Истинно-Православной Церкви, отвергаем лжетаинства еретиков. Запрещаем верным чадам Истинно-Православной Церкви какое-либо церковное общение с любыми еретиками… Еретики – не только те, кто исповедуют ересь, но и все неразрывающие с ними церковного общения». Собор обязал Предстоятеля Церкви, иерархов и всех пастырей строго следить за недопущением общения истинно-православных с еретиками, принимая в случаях такового общения строгие дисциплинарно-канонические меры.
***
По объему и важности принятых на нем решений нынешний Собор является беспрецедентным в истории нашей Церкви. Эти решения, вдохновленные, как мы веруем, Духом Святым, призваны положить конец разделениям между нами, создать твердую основу для сближения с истинно-православными разных юрисдикций по всему миру, расставить точки над «i» в важнейших канонических вопросах, связанных с происхождением и статусом нашей Церкви, принести покаяние в ошибках прошлого. Чувствуя благодатное, очистительное действие принятого нами Исповедания веры, мы уповаем на обильную помощь Божию в будущем строительстве Истинно-Православной Церкви в России и по всему миру. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!»

Будучи непоколебимы в истинной вере, мы открыты для доброго человеческого общения со всеми людьми, независимо от их религиозной, национальной или политической принадлежности, для сотрудничества с ними в добрых делах, для мирной жизни в едином гражданском обществе. 

Строго блюдя границы Церкви, мы стремимся стать безграничными в любви к каждому человеку. Всех разделенных в вере людей мы призываем к познанию истины и отвержению лжи, в чем да поможет им и нам Исповедание веры, изложенное Святым Собором. Всем же единоверным истинно-православным христианам мы свидетельствуем, что скорбим о нашем с вами разделении, возникшем из-за внешних гонений либо из-за нашей внутренней немощи, и призываем всех к общению во Христе и Святом Духе. Если после принятых на нынешнем Соборе документов у вас, дорогие братья, еще остаются вопросы к нашей церковной организации, то предлагаем задать их и разрешить в честном и открытом диалоге. Хочется, в связи с этим, напомнить слова, обращенные Господом к служителю иудейского первосвященника: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня» (Иоан., 18:23).

Отвергающих же наше истинно-православное Исповедание веры хочется предостеречь от вольного или невольного впадения в грех богохульства.
Мы, члены Поместного Собора Истинно-Православной Церкви, перед лицом Божиим свидетельствуем, что не ищем своей славы или выгоды, не хотим подчинить кого-то под нашу власть или создать какую-то административную структуру на базе нашей юрисдикции. Будущее единство истинно-православных в вере и таинствах мы видим как единство «горизонтальное», без подчинения одного Синода другому, без обязательного избрания единого для всех духовно-административного руководства. Пусть каждый остается со своей сложившейся структурой и иерархией, но пусть при этом прекратятся распри и разделения между нами, пусть воцарится любовь и взаимное признание в Истине, дабы мы явились перед окружающим миром единой Христовой Семьей, а не скопищем враждующих «сект». Ведь христианин не должен желать другому погибели и радоваться о разделении, а призван использовать любую данную Богом возможность к соединению. Как поется в кондаке Пятидесятницы, «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, да согласно славим Всесвятаго Духа». Аминь.

Принято на Поместном Соборе ИПЦ(Р) 14 июля 2014 г.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=108627&topic=865