Окружное послание собора епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1983 года. E-mail
23.10.2010 20:54

Благодать и мир Божий да будет и да умножится со всем клиром и верующими нашей Русской Православной Церкви Заграницей!

 

Мы обращаемся от лица Собора Епископов ко всей нашей благочестивой пастве, рассеянной по всему миру. Мы приветствуем наших возлюбленных чад и благословляем их на дальнейший подвиг христианской православной жизни в мире, все более отходящем от всех начал, заповеданных нам Господом нашим Иисусом Христом, Его Апостолами и святыми Отцами.

В нашем несчастном Отечестве, называвшемся прежде Святою Русью, обосновался мировой центр всепроникающего зла, надеявшегося к нынешнему времени стереть все следы былой святости и благочестия. Все эти десятилетия мы со скорбью наблюдаем страдания наших братьев, мы мысленно лобызали их раны и прославили, как святых мучеников, все те миллионы верующих, которые, во главе с Патриархом Тихоном и Царем-Мучеником Николаем Вторым, свидетельствовали свою верность Богу даже до смерти. Тайновидец пророчески видел их стоящими "пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах" (Апок. 7:9). О них ему было сказано: "Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидя­щий на престоле будет обитать в них" (Апок. 7:14-15).

Собравшись на Собор для суждения о вопросах нашей церковной жизни, мы ощущали свое духовное единство с ними и с теми нашими братьями, которые идут по их пути, находясь пока еще "в великой скорби".

Пребывая на свободе, мы только духовно переживаем с ними эту "великую скорбь", но у нас к ней присоединяется и своя скорбь, вызываемая все более расширяющимся в мире неверием и отступлением от истинной веры даже многих, носящих имя православных христиан. В этом окружающем нас мире мы часто чувствуем, что сбываются и на нас слова Спасителя: "В мире будете иметь скорбь" (Ин. 16:33).

Если Апостол Павел видел, что, живя в мире сем, невозможно не сообщаться "с блудниками мира сего или лихоимцами, или хищ­никами, или идолослужителями" (I Кор. 5:10), то что сказать нам о нашем времени? Теперь мы не только вынуждены общаться с ними, но, более того, окружающий нас быт строится на признании не только допустимости, но и законности самых низких и грубых форм греха.

Особенно заботит нас, что в этом окружении вырастают наши дети и мужает молодежь. Очень трудно ей возрастать "сынами Божиими", когда она окружена бытом, основанном на неверии, отрицающем все начала христианской веры и семьи. Мы поэтому указали пастырям, что они должны уделять особое внимание наставлению пасомых в семейной жизни. Чтобы дети смогли вырасти сынами Царствия Божия, воспитательный труд родителей должен начинаться с того времени, когда они еще во чреве матери. Даже неверующие врачи теперь признают, что этот период имеет большое значение для будущего развития ребенка. Родители с самых ранних лет должны питать детей добрыми и святыми впечатлениями, сами являя им пример молитвы и добродетели, так чтобы грех и безнравственность были для них чем-то чужим и не привлекали их к себе, а, наоборот, отталкивали. Они должны помнить, что, вырастая, дети их будут приносить им радость и утешение только в меру того доброго, которое будет заложено в их сердца семьею. Поэтому пастыри должны постоянно наставлять и родителей, и детей, вместе с тем заботясь об устроении церковных школ и привлечении юных прихожан с их детского возраста к деятельному участию в церковной жизни.

Добро привлекает к себе юные души, если они не отравлены примером зла, как чего-то допустимого и даже положительного. Пусть пастыри и родители заботятся о том, чтобы дети видели и знали примеры добра в святых и в подвигах великих людей. Особенно же настойчиво надо приучать их любить истину и отвращаться от всякой лжи.

Ложь ныне приобрела особую силу, глубоко проникая в сознание людей. Увы, распространителями ее являются не только деятели-политики, считающие, что для получения власти все дозволено, но и представители различных религий. Ярким проявлением этого явилась Шестая Ассамблея Мирового Совета Церквей, происходившая в Ванкувере одновременно с заседаниями нашего Собора.

В Определении 28 июля / 10 августа наш Собор разъяснил, что Русская Православная Церковь Заграницей не принимает участия в Мировом Совете Церквей, поскольку последний пытается представить собравшихся в нем представителей разномыслящих религий, как якобы имеющих какое-то единство в вере. В действительности же самое положение это является ложью, поскольку они не отказались от своих несогласий друг с другом в догматах или основных положениях, которые для объединяющих формулировок выносятся за скобки. Вместо незыблемых истин веры они стараются видеть только мнения, ни для кого не обязательные. В ответ на исповедание единой православной веры они, вместе с Пилатом, говорят: "Что есть истина?" А православные, по имени, члены экуменического движения все более и более заслуживают укоризны Ангелу Лаодикийской Церкви: "Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч" (Апок. 3:15).

Ярким проявлением такого фальшивого объе­динения явилось совершение т. н. Лимской литургии, т. е. якобы евхаристической служ­бы, совершенной Кентерберийским архиепископом и разными протестантскими пасторами. Сама эта литургия, составленная на конференции в Лиме, должна, якобы, возвращать ее участников к началам древней православной литургии, но без самого главного: безусловной веры в преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и необходимость совершения ее только служителя­ми, имеющими апостольское преемство.

Описывая ее совершение, журнал "Ньюз-вик" от 22 августа 1983 г. пишет: "Перед алтарем стояло многорасовое собрание 3500 христиан со всех концов вселенной, включая римокатолических священников и бородатых православных епископов, которые еще совсем недавно уклонились бы от такой службы". По сообщению Экуменической Информационной Службы (Экуменикал Пресс Сервис) от 4 августа, во время совершения архиепископом Кентерберийским т. н. Лимской евхаристии православные и католики не причащались, но участвовали в общей молитве. Архиепископ Кирилл (Московской Патриархии) возглавлял молитву о том, чтобы "мы скоро достигли видимого общения в Теле Христовом, благословляя хлеб и чашу на том же престоле".

Греческий архиепископ Иаковос в другой день совершил отдельную литургию, за которой, по имеющимся сведениям, причастие давалось без разбора не только православным, но и всем другим, подходившим к чаше.

Итак, мы с горечью видим, что процесс практического роста экуменической ереси среди православных христиан, о которой мы предуп­реждали наших собратий в нескольких Скорбных Посланиях, не только не остановился, но все более растет. Прогресс в интерконфессиональном понимании крещения, евхаристии и священства в течение последних лет получал свое проявление в разных т. наз. экуменических службах и особенно ярко выразился в Лимском Соглашении и теперь в Ванкувере. Наш Собор решительно осудил это явление, постановив внести анафематствование экуменической ереси в чин Православия.

Между тем, всякое участие православных в молениях протестантов и, в частности, учас­тие в общей молитве т. н. экуменической Лимской литургии, согласно 45 и 46 правил свв. Апостол, строго запрещено православным и подвергает их отлучению от Церкви. 32-м и 33-м правилами Лаодикийского Собора особенно запрещено принятие благословенного неправославными клириками хлеба и вина и совместная с ними молитва. Знаменитый русский канонист Епископ Иоанн Смоленский в толковании 46 правила св. Апостолов пишет: "Вообще же апостольские правила указывают одно основание для отвержения еретических священнодействий: то, что в ереси не может быть истинного священства, а есть только лжесвященство. Это потому, что с отделением инакомыслящих от Церкви прерывается у них апостольское преемство священноначалия, единое истинное, а вместе с тем пресекается и преемство благодатных даров Святого Духа в таинстве священства; и, следовательно, служи­тели ереси, как сами на себе не имеют благодати, так не могут передать ее и другим, и, как сами не получают законного права на священнодействие, так не могут сделать истинными и спасительными совершенные ими обряды".

Во всех деяниях Ванкуверской Ассамблеи принимала живое участие очень большая делегация Московской Патриархии, которая широко пользуется Мировым Советом Церквей для советской пропаганды. Последняя направлена к тому, чтобы распространять ложь о якобы свободе Церкви в СССР и, под предлогом защиты мира, воспрепятствовать вооружению тех стран, которые могут не допускать распространения коммунизма на Западе. Московские церковные делегаты широко выступают в защиту свободы прокоммунистических движений, но никак не допускают обличения советов в преследовании религии.

Так, вследствие противодействия московской делегации, не было допущено до слуха Ассамблеи обращение диакона Владимира Русака, который написал книгу о тяжелом положении преследуемой в СССР Церкви. За это он был уволен с церковной службы и привлечен теперь к ответственности со стороны КГБ. Напрасно он надеялся привлечь внимание Ассамблеи к преследованию Церкви на своей родине. Много и громко говоря о свободе и защите интересов разных левых и политических групп, ассамблеи эти из года в год остаются глухими к воплям действительных и самых многочисленных жертв атеизма.

Несомненно, что это происходит в большой мере вследствие того, что из России они хотят слышать только голос Московской Патриархии, которая, однако, говорит лишь то, что ей указывают враги всякой религии через органы КГБ. Об этом тоже было вынесено особое определение Архиерейского Собора, указавшего на вопиющий случай: распоряжение Московского Синода о служении панихид по умершем в прошлом году безбожнике и гонителе Церкви Брежневе, деятельность которого патриарх Пимен кощунственно назвал "богоугодной". В предписании о служении по нем панихид было указано, что его не следует имено­вать "рабом Божиим", каковым он действительно и не был. Однако, всеми должна была чувствоваться неловкость при совершении какой бы то ни было молитвы об упокоении в Царствии Небесном человека, отрицавшего и самое его существование. Так, нарушение церковных правил во имя угождения безбожникам неминуемо приводит к фальши. Собор отметил, что, как бы ни называть Брежнева, панихиды по нем заключали в себе внутреннее противоречие, лицемерие и ложь. Они были непростительным кощунством. Казалось бы, что весь мир, особенно православный, должен был потрястись от возмущения при виде такого кощун­ства, но, увы, все молчат, а категорическое заявление протеста последовало только от нашего Собора.

При виде такого равнодушия к истине и ширящегося модер­низма, немалое число православных пастырей и верующих обратились к нашей иерархии, чтобы сохранить подлинное Православие и освященное вековым преданием течение церковной жизни согласно установленному Первым Вселенским Собором православному календарю.

Таким образом, наша Церковь обогатилась новообращенными и продолжает обогащаться не только преданными истинной вере греками, но и возвратившимися в лоно Русской Церкви приходами, отторженными от нее в течение последних десятилетий в незаконную американскую автокефалию. Для многих из них это решение давалось нелегко и было связано с большими жертвами. Нас радует их любовь к истине, и так хотелось бы, чтобы все чада нашей Церкви с такою же ревностью вели религиозную жизнь, как и многие наши новые чада, не так давно уразумевшие истину и к ней прилепившиеся.

Если присоединение к нашей Церкви разных по национальности и прежней культуре людей может представлять иногда те или иные пастырские проблемы, то мы взираем на это спокойно, помня, что перед лицом Божиим нет ни еллина, ни иудея, русского, американца или еще какого бы то ни было различия по происхождению. Все ощущаются нами как возлюбленные чада, имеющие общую цель: сохранение неповрежденной веры святых отцов и спасение души, каковыми бы ни были окружающие нас внешние условия.

Мы все живем в одном и том же мире, и для всех нас существуют те же опасности и искушения охватывающей весь мир апостасии, т. е. отступления от Бога и Церкви, о которых предупреждал верующих св. апостол Павел во Втором Послании к Солунянам.

Многие замечают теперь признаки близкого конца мира. Некоторые ученые уже усматривают это, как вероятную возможность изживающего себя и как бы "стареющего" мира, гадая, когда это может произойти. Другие изучают пророчества Св. Писания и, прилагая их к ходу текущей политической жизни, усматривают скорое наступление мировых кризисов и последних дней. Однако, времена и сроки нам еще не открыты. Господь только предупредил нас о некоторых явлениях в мире, которые будут предшествовать его концу, говоря нам: "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят" (Мф. 24:4-5). Он также предупредил нас о том, что люди услышат о "войнах и военных слухах". Мы слышим и читаем о них постоянно. Спаситель сказал о них: "но это еще не конец" (Мф. 24:6). Однако, теперь к разным явным лжемессиям прибавляются сведения о рождении уже и подготовлении более серьезного претен­дента на положение всемирного царя лже-мессии. Мы еще ничего не можем утверждать положительно, кроме того, что появились признаки, по которым явления "сына погибели" можно ожидать в ближайший период истории или даже в ближайшие годы после объединения всего мира под одним мировым правительством.

Но Господь не напрасно в путях Своего Промысла не открывает их нам полностью. Для нас достаточно знать, что мы уже вступили в период истории, когда очень вероятно относительно скорое явление Антихриста. А это значит, что мы должны быть духовно готовы и к этому.

Что значит такая готовность? Это значит такое укрепление своих духовных сил, которое выработало бы способность противостоять антихристовым соблазнам. Многие из них, в смысле ослабления веры, обожествления человечества, предательства веры во единую и истинную Церковь ради гуманистического религиозного объединения во лже-церкви, — уже теперь стоят перед нами, подготовляя даже православных христиан к готовности пойти по этим путям Антихриста.

Что же нам делать, помимо того, чтобы только наблюдать за знамениями времени? Нам надо воспитывать в себе, в нашей пастве, во всех православных семьях твердую веру в то, что Господь дал нам счастье принадлежать к единой истинной Церкви, которая, как и в самом начале своего существования, определяется не большинством верующих на земле, а хотя бы и меньшинством, но только верных и преданных этой истинной Церкви членов. Это не легкая задача, и она требует твердой веры, духовной силы и преданности Истине в окружающем нас чуждом Христу мире.

Перед лицом уже существующих и предстоящих нам соблазнов, мы должны направлять все свои духовные и умственные силы к тому, чтобы быть готовыми ко всяким искушениям. Той же подготовке да послужит нам и ожидание в скором времени (через пять лет) празднования тысячелетия Крещения Руси. Обновляя в своих умах и сердцах те начала благочестия, которые св. кн. Владимир насадил на Руси, будем стараться возрождать их и в нашем быту, с надеждой, что Господь даст нам принести их на Родину, чтобы соединиться с той частью Святой Руси, которая, несмотря на все ухищрения и преследования, продолжает существовать там хотя бы и в малом числе.

Господь дал нам пока жить на свободе, ничем не стесняемыми совне и ничем не ограничиваемыми в нашей духовной жизни, кроме своего собственного маловерия и лености. Чтобы не погрязнуть в окружающем нас болоте греха и порока, нам надо духовно встряхнуться.

В вдохновенном и пламенном докладе Собору о необходимости духовного возрождения, Преосвященный Архиепископ Виталий писал: "Вся наша паства уже приобщена через все таинства к благодати Святого Духа, и нам подобает только всеми доступными средствами пастырского делания разжечь этот огонь в пламя, сделать все, что в наших возможностях, чтобы, по слову апостола Павла, быть всем для всех, дабы кого-то спасти. Как конкретные мероприятия, необходимо убедить всех верных оставить старую практику приобщения Св. Тайн только один раз в году, если кто еще до сего дня придерживается этого мало похвального обычая. Всех наших пастырей убедить самим молиться перед совершением св. таинства Исповеди, дабы Господь преподал им дар любви, мудрости, сострадания и милосердия. Указать всей нашей пастве на необходимость также молиться перед тем, как идти на исповедь, дабы Господь преподал им дар Духа Святого истинного раскаяния, дар умиления, сокрушения о своих грехах, дар слез, омывающих души наши водой второго крещения, чем и должна быть исповедь, а не минутное исповедание своих грехов".

Вместе с тем, мы просим всех наших духовных чад воздерживаться от легкого вовлечения в грех осуждения друг друга и особенно своих пастырей. Последнее часто вызывают многочисленные враги нашей Церкви, давно уже избравшие предметом своих особенно яростных нападок центр нашего церковного управления - избранный всем Архиерейским Собором Архиерейский Синод. При этом они не останавливаются ни перед какой ложью и клеветой, надеясь таким способом подорвать вес и значение ненавистного для них нашего Центра. Не поддавайтесь лживым слухам, помня, что они часто распространяются, иногда даже под видом защиты правды, врагами Православной Церкви, за спиной которых стоят советские агенты и тайные поборники Московской Патриархии.

Ободряя нас и напоминая нам о Своей любви и попечении, Господь в недавнее время послал нам чудесное явление: мироточивую икону Иверской Божией Матери, перед которой мы и молились во время Собора, наблюдая чудесное явление обильного истечения из нее благовонного мира. Этим Пречистая Богородица вновь являет нам Свое попечение, которое мы видели все эти годы через нашу дивную Одигитрию - чудотворную Ее икону Курскую-Коренную.

Сознавая, что мир стоит перед небывалой в истории опасностью невероятных потрясений и бедствий, будем в этом дивном явлении черпать для себя силы и ободрение и, вместе с тем, подготовлять себя покаянным трудом благочестия к радостям или испытаниям, какие Богу угодно будет нам послать.

Прежде же всего, потрудимся не дать поглотить себя растущему в окружающем мире злу. Все чаще и острее ставится теперь перед каждым человеком вопрос: кому он хочет принадлежать: Христу или диаволу? По каким нача­лам жить: христианским или антихристовым?

Мы просим вас, наши духовные чада, не колеблясь и ничего не страшась, внутри себя дать православный ответ на эти вопросы и избрать светлый путь христианской добродетельной жизни, а, избрав его, смело по нему идти, дабы невозбранно всем нам достигнуть Царствия Божия.

Благодать Божия, молитвы и примеры доблестных Новомучеников Российских в этом да будет нам в помощь.

Председатель Архиерейского Собора

+ Митрополит Филарет

Члены Собора:

+ Серафим, Архиепископ Чикагско-Детройтский и Средне-Американский,

+ Афанасий, Архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинско-Парагвайский,

+ Виталий, Архиепископ Монреальский и Канадский,

+ Антоний, Архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский,

+ Антоний, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский,

+ Антоний, Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский,

+ Серафим, Архиепископ Каракасский и Венесуэльский,

+ Павел, Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский,

+ Лавр, Арихиепископ Сиракузский и Троицкий,

+ Константин, Епископ Ричмондский и Британский,

+ Григорий, Епископ Вашингтонский и Флоридский,

+ Марк, Епископ Берлинский и Германский,

+ Алипий, Епископ Кливлендский.

 

Источник: журнал "Вертоград" ("Вертоград-информ") # 12 (69) 2000, с. 5-9 (по тексту, опубликованному в журнале "Православная Русь" № 19 (1256) (1/14 октября 1983), с. 1-4)

www.portal-credo.ru