Два письма французских клириков РПЦЗ E-mail
20.01.2011 20:20

Митрополиту Виталию

 

Париж, 19 марта / 1 апреля 1987 г.

Его Высокопреосвященству Митрополиту Виталию

Председателю Св. Синода Русской Православной Церкви за границей

 

«Лучше война, нежели мир, отделяющий нас от Бога»

Св. Симеон Новый Богослов

Владыко, благословите!

На нашей встрече в июне 1986 года в Лесненском монастыре, где Вы нас приняли, как добрый отец, и выслушали наш доклад о наших проблемах, Вы сказали нам потерпеть, пока Вы «не обуетесь в сапоги митрополита», как Вы сами выразились. Поэтому мы были терпеливы, храня молчание. Однако, вместо разрешения наших вопросов, мы с большим удивлением обнаружили в Вашем Рождественском Послании, что экклезиологические тезисы Владыки Антония Женевского теперь официально приняты Русской Зарубежной Церковью. Мы более не находим строгости Вашего исповедания веры, и это нас глубоко опечаливает.

Что касается анафемы, Вы написали: «Мы провозгласили анафему экуменизму для чад нашей Церкви только, но этим мы очень скромно, но твердо, нежно, но решительно, как бы приглашаем задуматься поместные церкви».

Мы поражены таким толкованием анафемы, которого мы нигде не находим ни в святоотеческом Предании, ни у наших канонистов. Анафема — это не приглашение задуматься, но проклятие ложному учению и тем, кто его проповедует, — поскольку не бывает ереси без еретиков. Все анафемы, провозглашенные Свв. Отцами и Соборами, были направлены против еретиков и их ересей.

Однако, следуя теории Владыки Антония Женевского, которую Вы, очевидно, заимствуете, мы можем молиться с теми, кто принадлежит к этим ересям. Все «официальные» Церкви, которые вы теперь признаете православными, являются активными членами Всемирного Совета Церквей, который в своих основах утверждает следующих принцип: никакая отдельная церковь не может претендовать на то, что она одна обладает всей Истиной. Вступая во Всемирный Совет Церквей, каждая поместная Православная Церковь отрекается от Единой Истинной Православной Церкви.

Анафема без еретиков отменяет сама себя, т. е. аннулируется и, в свою очередь, покрывает позором тех, кто ее провозгласил.

В своей Книге Правил («Пидалион») Св. Никодим Святогорец различает два значения слова «анафема»: «Анафема — то, что отделено людьми и посвящается Богу; и также мы называем анафемой то, что отделяется от Бога Церковью Христовой и таким образом предается дьяволу». По благоговению ко Господу, никто не должен прикасаться руками к тому, что было предано «анафеме» или посвящено Богу. И также тот, кто отделен Богом или Церковью, становится «посвященным», отданным дьяволу. Никто не смеет с таким общаться, а наоборот, все верные отстраняются от него. В заключении и та, и другая анафемы (т. е. то, что отделено) отличаются между собой в том смысле, что одна посвящена Богу, а другая предана дьяволу, и поэтому они противоположны.

Прошлым летом Вы нам лично сказали, что архиереи великолепно понимали, что они сделали, провозгласив анафему, и что всякое ограничение смысла этой анафемы устранено. Вы то же подтвердили Вашим объяснением анафемы, напечатанным в 1984 году, где Вы заявляете, что «дальнейшая духовная судьба всех поместных церквей в лоне Вселенской Православной Церкви будет зависеть от принятия этой анафемы».

Ваша новая интерпретация этой страшной анафемы, в которой определяется ересь без еретиков, напоминает нам о юмористической карикатуре, напечатанной несколько лет тому назад в одной греческой газете. На рисунке изображается некий епископ, провозглашающий анафемы и проклятия, вылетающие из его рта в виде маленьких черных птиц; но т. к. им не было места, где сесть, они возвращаются и садятся на его голову.[1]

Заявляя, что анафема анонимна, т. е. что нет еретиков, разве Вы этим не оправдываете сослужения, которые Владыка Антоний разрешает с его благословения с другими поместными Церквами, и которые как факт совершаются им самим и его священниками в Западной Европе? Неужели Вы не боитесь, что последствия этой анафемы падут на всех нас? Вы говорите: «Если кто-либо из нашего духовенства, по икономии, и посягнул на это сослужение…» Однако Св. Марк Ефесский сказал, что по вопросам догматическим икономии не существует. И здесь икономия не применима, так как духовенство, которому Владыка Антоний позволяет сослужить «по икономии» с экуменическим духовенством, ни в коей мере не изменяет мнение и поведение экуменического духовенства. И, как следствие, некоторые из верных глубоко смущены, особенно те, кто знаком с трудами приснопамятного Митрополита Филарета и Архиепископа Виталия Канадского.

В конце концов, сослужениями с духовенством церквей, которые Вы называете «официальными», Владыка Антоний выпрашивает признания от этих Церквей. Эти же Церкви, без исключения, смотрят на нас как на раскольников, а на Московскую патриархию как на каноническую, и на ее Патриарха Пимена как на законного. Так мы ослабляем наше свидетельство и оправдываем тех, кто обвиняет нас в том, что мы в «политическом расколе».

«Помышляю, яко во днех древних», — как говорит Псалмопевец, когда мы читали с воодушевлением послания Архиепископа Канадского.[2]

В Вашем письме о календаре Вы писали, что Синод вместе с ересью экуменизма осуждал и изменение календаря (ересь экуменизма и была причиной изменения), «как не имеющее ничего общего с учением Вселенской Церкви».

В Вашем докладе 1969 года Вы призывали членов нашей Церкви «не принуждаться к какому-либо схоластическому экуменизму, проникшему в наше сознание», и Вы предсказывали, что «антихрист будет председательствовать в Объединенных Нациях[3] и в Мировом Совете Церквей, хотя по духу он будет ближе к Мировому Совету Церквей». Два или три года тому назад в одной из статей Вы писали: «Церковь говорит: “Ни лобзания ти дам, яко Иуда”. Тем самым Она предупреждает нас, что тот, кто следует неправославной мысли или искаженному христианскому учению, немедленно предает Христа, подобно Иуде, и присоединяется к стану врагов Божиих».

Наконец, в Вашей замечательной статье «Апокалипсис нашего времени», зачитанной Вами архиереям Синода, Вы заявили, что время духовной дипломатии окончилось: «Мы теперь живем во время великого выбора… когда будет задан роковой вопрос, и каждая душа человека затрепещет, будет взволнована и потрясена до основания и будет принуждена сделать неизбежный выбор. Не будет больше места для духовной нейтральности, невозможно будет оставаться, так сказать, за кулисами, невозможно будет духовно ускользнуть, избежать, спрятаться; все будет найдено, все изгонится из призраков, из темнейших уголков, и этим кончится духовная дипломатия временного нейтралитета. Выбор простой и ясный: свет или тьма, Христос или Велиар».

Вы также прибавили: «Мы будем свидетелями удивительных трансформаций в людях». И ныне мы больше не узнаем в Митрополите Виталии прежнего Архиепископа Виталия (которого мы знали), будто Вы «переменили Ваш духовный лик», по Вашим же словам.

Мы вместе с нашими прихожанами желаем оставаться верными святоотеческому пониманию анафемы и икономии и также Вашему собственному прежнему толкованию, подобному тому, какое имел приснопамятный Митрополит Филарет. Поэтому мы обращаемся к Вам с вопросом: осуждаете ли Вы циркуляр Архиепископа Антония, который разрешает с его благословения сослужения с новостильниками и экуменистами?

Ради мира нашей души и совести мы надеемся на разъяснения от Вас. Мы продолжаем усердно молиться за Вас и любить Вас, как и прежде. Мы целуем Вашу десницу и испрашиваем Вашего архипастырского благословения.

Архимандрит Амворосий

Иеромонах Иосиф

Иерей Патрикий

 

2. Архиепископу Антонию (Бартошевичу)

 

Русская Зарубежная Церковь

Благочиние Французских приходов

Париж

21 августа / 3 сентября 1987

 

Его Преосвященству Владыке Антонию,

Архиепископу Женевскому и Западно-Европейскому

 

Владыка, мы прочли со всем должным вниманием Ваши недавние послания, в которых Вы излагаете Вашу экклезиологию.

Нас удивил тот факт, что вы нигде не упоминаете ту страшную анафему 1983 года, которую Вы все-таки подписали. Вы сделали все возможное, чтобы аннулировать этот страшный, но справедливый акт Вашим повторным заявлением, Которое Вы обязали нас напечатать в нашем журнале «La Lumière du Thabor», и Рождественским Посланием Митрополита Виталия, которое кажется написанным по Вашему вдохновению.

Смущенные Вашими столь неожиданными толкованиями, мы обратились к Книге Правил («Пидалиону») Св. Никодима Святогорца, где мы нашли истинное значение «анафемы», соответствующее решениями Вселенских Соборов и Чину Торжества Православия. В этот Чин Митрополит Филарет, о кончине которого мы глубоко скорбим, указал включить и рассматриваемую анафему.

Св. Никодим, чья «Книга Правил» пользуется авторитетом в Церкви, ясно говорит, что анафемой называется то, что всецело отделено от Церкви и предано диаволу. Это повергло нас в ужас.

В Ваших посланиях Вы утверждаете, с одной стороны, что экуменизм — это великая ересь, а с другой стороны, что нет еретиков, осуждаемых Вашей анафемой. Этой отговоркой Вы аннулируете de facto эту анафему, Которая по необходимости падает на Вас. Это напоминает картину, на которой черные птицы, изображающие анафемы, провозглашенные неким епископом, возвращаются и усаживаются ему на голову.

Не желая принять последствия анафемы 1983 года, которая тогда вернется на наши головы, мы не можем со спокойной совестью поминать Ваше имя в диптихе как право правящего слово истины.

Владыка, у Вас всегда было мужество высказывать Ваше мнение, и у Вас есть искренность не скрывать Вашу личную экклезиологию, вплоть до открытого выступления против блаженной памяти Митрополита Филарета: Вы говорите, что, фактически, для Вас все «официальные» Церкви составляют Православие. Доводя Ваше суждение до конца, мы вынуждены прийти к выводу, что русская зарубежная Церковь, не являющаяся одной из «официальных» церквей, не является и православной. И это подтверждается практикой всех «официальных» Церквей, которые признают «официальной» Русской Церковью Московскую патриархию, с которой все эти Церкви имеют общение. Поскольку все эти Церкви признают Московскую патриархию и ее патриарха Пимена каноническим и законным, Они все обвиняют нас открыто или подспудно в расколе.

Мы обнаруживаем с печалью, что, по Вашим собственным доводам, Вы отделились от Московской патриархии не по причинам исповедания веры, но по другим причинам, к которым мы всегда отказывались быть причастными.

Поэтому, после совета с мирянами — председателями наших общин, мы приняли решение выйти из Вашей епархии. Вследствие этого мы более не будем принимать во внимание никаких канонических мер, которые Вы можете предпринять против нас.

Со всем уважением к Вашему сану,

Священник Патрикий

Иеромонах Иосиф

                                                                                                                                         Архимандрит Амвросий


[1] Эта известная карикатура изображала новостильного епископа, бросающего несправедливые прещения против старостильников.

[2] По смыслу здесь, скорее всего, следовало бы перевести: «Помянух дни древния» (Пс. 142:5).

[3] Имеется в виду ООН.
 

 Текст писем печатается по: Воздвижение № 10–11 (30–31) (1999) 16–22.