Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси АЛЕКСИЮ II. Их Высокопреосвященствам и Их Преосвященствам, членам Священного Синода Московской Патриархии, Епархиальным Преосвященным от братии Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. "Господь наш Иисус Христос оставил нам через Своих апостолов величайший дар - Святую Церковь как руководительницу в деле совершения нашего спасения. И потому важнейшей заботой для всех нас является забота о единстве Матери-Церкви. Это единство в вере обеспечивается сохранением Священного Предания, канонов, правил церковных, соблюдением традиций и обычаев Церкви, нелицемерным христианским смирением и соборным согласием", - говорится в Патриаршем Рождественском послании 1998 года. Мы, братия Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, обеспокоены умножением соблазнов и внутренних разделений в нашей Церкви, грозящих нарушить ее единство. Главным источником этих соблазнов служит продолжающееся участие Русской Православной Церкви в так называемом "экуменическом движении", особенно ее членство во Всемирном Совете Церквей. Основой идеологии ВСЦ, определяющей его структуру и деятельность, является ложная протестантская экклезиология, подразумевающая, что "видимое единство Церкви не дано, что на него надо надеяться и его надо строить...". "Ни одна эмпирическая Церковь не может отождествляться с Церковью Божией. Цель экуменического движения заключается в том, чтобы постепенно выявить... невидимое единство через единство видимое, содержащее общую веру в истины, считающиеся основными, общение в Таинствах и взаимное признание Священства. При этом догматические различия между Церквами могут быть очень значительны". "Такое понимание может представляться православным как... все-ересь и не может быть принято" [1]. Участие в деятельности ВСЦ, основанной на вышеуказанной экклезиологической ереси, неизбежно вынуждает православных участников экуменического движения относиться к инославным сообществам как к равноправным "церквам", облагодатствованным Святым Духом, тем самым попирая догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Экуменическое общение с еретиками по навязанным ими "правилам игры" ведет к размыванию православного самосознания, заставляет "православных" экуменистов постоянно поступаться истинами вероучения, свято хранимыми нашей Церковью. Заражаясь исподволь неправославными взглядами, они привносят их в православную среду, посевая тем плевелы соблазна. Уже давно среди "православных" экуменистов не почитается за грех попрание Священного Предания, канонов и правил церковных [2] через участие в совместных с еретиками экуменических молениях. В свое время участие Поместных Православных Церквей в экуменическом движении оправдывалось необходимостью проповеди Православия, свидетельства об истине Христовой перед инославными в ходе экуменических контактов и обмена мнениями. Однако на многочисленных экуменических конференциях и ассамблеях со стороны "православных" экуменистов так и не прозвучало никаких призывов к покаянию и возвращению в лоно Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Такая позиция "православных" послужила поводом к заявлению руководства ВСЦ о том, что "Православная Церковь не требует от других христиан обращаться в Православие путем вхождения в Православную Церковь" [3]. И подобные утверждения встречаются стыдливым молчанием "православных" экуменистов, тем самым отрекающихся от спасительной миссии Православия и выражающих свою поддержку еретическому лжеучению о разделенных "церквах", долженствующих соединиться в лоне ВСЦ, который все более и более выявляет себя как прообраз церкви Антихриста. Подтверждением этого являются Ассамблеи и Конференции ВСЦ, которые неизменно включают в свои программы кощунственные "ритуалы", вызывающие справедливое негодование и возмущение любого благочестивого православного христианина. Последние годы стало обычным участие в этих экуменических собраниях представителей религий, не имеющих ничего общего с христианством и по сути враждебных ему, однако непременно желающих поделиться с присутствовавшими своим "духовным опытом". И при всех этих нечестивых и богомерзких действах присутствуют и даже участвуют в них "православные" экуменисты, в том числе епископы, давшие присягу стоять на защите чистоты и неповрежденности Богооткровенной истины Святого Православия. Что может быть общего у православного иерарха с "союзом христиан-гомосексуалистов", с женщинами-"священницами" или с беснующимися языческими шаманами? Неужели совесть "православных" экуменистов не содрогается от слышания "феминизированных" переводов Священного Писания или при виде глумливой "литургии воды"? Об этом ли единстве молился Спаситель мира Небесному Отцу в преддверии крестных страданий, на слова Гефсиманской молитвы Которого "Да будут все едино... " (Ин. 17, 21) так любят кощунственно ссылаться экуменисты? "Что общего у света со тьмою?" (2 Кор. VI, 14), у Тела Христова, Его Святой Церкви, с еретиками и язычниками, оккультистами и содомитами? Понимание душепагубности экуменизма все глубже осознается верующими, поэтому до сего времени продолжающееся участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении порождает растущее недоверие церковного народа и большинства клира к Священноначалию, угрожает расколом в Церкви, служит поводом для перехода многих священников, монашествующих и мирян в Зарубежную Церковь. Великим соблазном для верных чад Русской Православной Церкви явились так называемые "богословские собеседования" с еретиками, горькие плоды которых мы пожинаем сегодня в Баламандском документе (1993 года) и Шамбезийских соглашениях (1990 - 1993 гг.). Особенно настораживает, что эти документы, представляющие по своей сути акты отступничества от Православного вероучения, появились на свет не только за спиной церковного народа, но и втайне от большинства епископата и духовенства. Безусловно отвергается православным сознанием сама возможность постановки вопроса о единении с римо-католиками на позициях Баламандского документа, предающего забвению и попирающего не только Святоотеческое Предание, но и подвиг сонма Православных мучеников и исповедников, кровию своей свидетельствовавших Святое Православие перед лицом латинской экспансии. Вызывает сомнение искренность авторов комментария Синодальной Богословской Комиссии, утверждающих, что "Баламандский документ не привносит ничего принципиально нового, а лишь использует традиционное для Православия отношение к католицизму", хотя сам Баламандский документ после критики традиционной точки зрения (п. 10) заявляет, что "...видение Церкви как общения, вновь открытого и переосмысленного... со времени... II Ватиканского собора... радикально изменило перспективы решения проблем, а следовательно и позиции" (п. 13). Свою точку зрения Богословская Комиссия пытается обосновать многочисленными ссылками на экуменические документы, по-видимому, являющиеся для нее отражением "традиции", и отличие от мнения святоотеческого, не нашедшего себе места в этом пространном сочинении. Для нас, православных христиан, авторитетом и традицией являются не результаты отступнических диалогов с Римом, но согласное мнение святых Отцов и Учителей Церкви. Это мнение наиболее точно выразил мужественный защитник Православия, святитель и исповедник св. Марк Эфесский: "Но если они (латиняне) совершенно отклонились, и притом - в отношении богословия о Святом Духе, хула на Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно, что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. И Святая Церковь всегда подтверждала эту позицию как своим Соборным голосом (Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным Христианам (1848 г.), Окружное послание Константинопольской Церкви (1895 г.), так и через богопросвещенных подвижников благочестия и веры. Среди Русских святых последних времен свидетельствовали об уклонении римо-католицизма в ересь святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, св. праведный Иоанн Кронштадтский. Таким образом, Православная Церковь однозначно признает римо-католичество уклонившимся в многоразличные ереси, что делает невозможным соединение с ним без отвержения Римом всех своих еретических лжемудрований. Святая Православная Церковь всегда с великой любовью и возможным снисхождением спешила навстречу к познавшим свои заблуждения и ищущим соединения с ней инославным. Так и бывших приверженцев римо-католицизма она принимает в общение с собой через миропомазание [4] или даже через покаяние (последнее есть имеющая до сего времени место практика Синодального периода истории нашей Церкви, начиная с печальной памяти XVIII столетия, когда ориентированные на Запад правители Российского Государства лишили Церковь свободного волеизъявления). В Баламандском документе без всякого упоминания об отказе римо-католиков от еретических лжедогматов целью ставится достижение "совершенного и полного общения", которое, по словам Иоанна Павла II, вошедшим в документ, "будет ни поглощением, ни слиянием, но встречей в истине и любви". Таким образом, единство веры не является теперь, по мнению авторов и апологетов Баламандского документа, необходимым условием для "полного общения", которое уже сейчас, почти не скрываясь, практикуют некоторые клирики-отступники. Утверждение Баламандского документа об "одних и тех же таинствах", особенно о "едином Таинстве Священства, приносящего единую Жертву Христову", приводит к логическому выводу, что таинства "Церквей-Сестер Востока и Запада", "совместно сохраняющих Церковь Божию", равноспасительны, и полному евхаристическому общению мешают только "предрассудки и использование истории в политических целях". Таким образом, несмотря на утверждение Богословской Комиссии, что "Баламандский документ не является какой-то мифической унией, совершенно очевидно, что Баламандский документ "указывает метод", которым уния ("совершенное и полное общение") может быть достигнута, и, следовательно, является богословским обоснованием унии. Мы заявляем о полном неприятии экклезиологических принципов и практических правил, изложенных в Баламандском документе, как не имеющих основания в Святоотеческом предании, отвергающих многовековые традиции Православной Церкви и направленных на достижение унии с Ватиканом. Если предполагаемая богословской Комиссией ратификация Баламандского документа состоится, то она станет роковым шагом для единства Церкви, во всяком случае, для нас евхаристическое общение с отступниками невозможно. Серьезное беспокойство во всем православном мире вызывает и "богословский диалог Православных Церквей и Ориентальных Православных Церквей", ставящий своей целью достижение единства между Православными и монофизитами. К сожалению, православные участники диалога отвергли путь решения этой важной задачи, указанный Святыми Отцами и в первую очередь V Вселенским Собором, непоколебимо отстаивавших православные позиции IV Вселенского Собора и разъяснивших Халкидонский Орос на возможно близком для монофизитов языке, что послужило к обращению многих заблуждающихся к Православию. Участники Шамбезийского сговора пытаются навязать единство, несмотря на все существующие догматические различия и нерешенные экклезиологические проблемы, такие, как безоговорочное принятие монофизитами постановлений Вселенских Соборов и признание их святости и вселенскости. Результатом такого подхода являются документы, в которых Православные обязываются "снять все анафемы и осуждения всех Ориентальных Православных Соборов (то есть отстаивавших ересь монофизитства, в том числе и "Разбойничьего" в Ефесе 449 г.) и отцов (то есть еретиков Диоскора, Севира и их последователей), которых они анафематствовали или осудили в прошлом", исправить те литургические тексты, в которых монофизиты упоминаются в качестве еретиков, то есть выбросить из нашего богослужения праздники в честь святых отцов IV, V, VI Вселенских Соборов и Великого Константинопольского Собора 563 года, при жизни проклявшего монофизита Севира. Так ценой предательства Святого Православия и откровенным оправданием ереси покупается сомнительное "единство". Приходится с горечью констатировать, что на всех трех основных направлениях экуменической деятельности (диалогах с протестантами, католиками, монофизитами) господствует дух отступления от Православия, пренебрежения к святым догматам веры, решениям Вселенских и Поместных Соборов, учению Св. Отцов и Учителей Церкви, проявляется экуменическая ересь. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь уравнивается с еретическими сообществами, признаваемыми в качестве Церквей, с которыми православным навязывается "единство". Проявление истинного православного отношения к "богословским диалогам" с еретиками мы видим в послании 1989 года Иерусалимского Патриарха Диодора главам Поместных Православных Церквей, в котором говорится: "...мы сочли необходимым долгом, с целью охранения нашей паствы, прекратить богословский диалог со всеми инославными вообще... К этому шагу нас побудило прежде всего неоспоримое убеждение всей нашей Православной Церкви в том, что Она содержит полную истину, является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и надежным хранилищем божественных догматов нашей непорочной веры и нашего Священного Предания, имея Своей Главой Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 1, 2). Поэтому наша Православная Церковь, будучи уверенной в правильности своего пути и в своей апостольской миссии на земле, вовсе не нуждается в богословских собеседованиях с инославными, которые и сами могут изучить нашу Православную веру, и, если пожелают, жить по ней". Что может оправдать зло соблазнов и разделений, грех вероотступничества, попрание Святых канонов и правил церковных, весь тот огромный вред, который наносится нашей Матери-Церкви участием в экуменическом движении? У подавляющего большинства духовенства, монашествующих и мирян сложилось твердое убеждение в необходимости отказа от дальнейшего участия Русской Православной Церкви в деятельности ВСЦ и прекращения "богословских диалогов" с еретиками, о чем свидетельствуют их многочисленные обращения и выступления, которые уже невозможно игнорировать. Мы, братия Валаамского монастыря, подвигаемые сыновней любовью к нашей Матери-Церкви, вне которой не мыслим своего спасения, со всей решительностью осуждаем и отвергаем душепагубную ересь экуменизма и присоединяем свой голос к требованиям о выходе Русской Православной Церкви из экуменического движения. Побуждением к скорейшему принятию этого решения должны послужить добрые примеры Иерусалимской, Грузинской и Сербской Поместных Церквей, нашедших в себе силы к этому и без так называемого "всеправославного обсуждения". Следуя словам Святителя Иоанна Златоуста, "даже не занимая учительского места...", вынуждены мы "...отверзать уста в защиту Истины и против нечестия", по завету Священного Писания: "Чадо, подвизайся о Истине, и Господь Бог поборет по тебе" (Прем. Сол. IV, 32), ибо "молчанием предается Бог" (Св. Григорий Богослов). Игумен монастыря Архимандрит ПАНКРАТИЙ (Жердев), помощник Игумена - Иеромонах ИСИДОР (Минаев), духовник братии - Иеромонах ГЕРОНТИЙ (Федорченко), благочинный - Иеромонах ДАНИИЛ (Субботин), эконом - Иеромонах АМВРОСИЙ (Лагутаев), ризничий - Иеромонах МЕФОДИЙ (Петров), казначей - Иеромонах АНТОНИЙ (Кащенко), нач. Всехсвятского скита - Иеромонах БОРИС (Шпак), начальник Никольского скита - Иеромонах ВАСИЛИЙ (Шумский), нач. Предтеченского скита - Иеромонах КОРНИЛИЙ (Найденко), нач. скита прп. Александра Свирского - Иеромонах ИОИЛЬ (Медведев), нач. Гефсиманского скита - Иеромонах ФЕОФАН (Краснов), нач. Санкт-Петербургского подворья - Иеромонах ПЕТР (Романов), нач. Московского подворья - Иеромонах ВАРСОНОФИЙ (Худояров), нач. Приозерского подворья - Иеромонах ФОТИЙ (Бегаль), нач. Солохаульского подворья - Иеросхимонах РАФАИЛ (Берестов), иеросхимонах ВАРАХИИЛ (Эрлих), иеромонах АЛЕКСАНДР (Фаут), иеромонах АНТИПА (Никаноров), иеромонах ВАРФОЛОМЕЙ (Лукин), иеромонах ТИХОН (Русинов), иеромонах ГЕДЕОН (Байко), иеромонах АРСЕНИЙ (Хомич), иеромонах ИОАНН (Масловский) и другие, всего 150 подписей. Неделя Православия 13 (26) марта 1998 г. |