XIV богословские собеседования РПЦ и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (2008 г) E-mail
21.11.2011 00:26

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам XIV богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии

(Санкт-Петербург, 18–24 сентября 2008 г.)

Досточтимый Архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма!

Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Владимир!

Дорогие участники диалога!

Сердечно приветствую вас по случаю открытия очередного богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

На протяжении многих лет отношения между нашими Церквами проникнуты взаимным уважением и пониманием, что находит выражение в различных формах межхристианского сотрудничества. Важнейшей частью этих добрых взаимосвязей являются богословские собеседования. Доктринальный диалог между нашими Церквами, история которого насчитывает без малого сорок лет, всегда рассматривался нами как процесс совместного глубокого осмысления богословских и общественных проблем, в разное время встававших перед христианами.

За годы, истекшие с начала диалога, многое изменилось — как в жизни наших Церквей и стран, так и во всем мире. Именно поэтому представители наших Церквей на собеседовании в 2002 году сочли правильным подвести итог сделанному и наметить будущие перспективы диалога. В частности, было решено «сообща исследовать область христианской антропологии, включая православный и лютеранский взгляд на свободу человеческой воли и ее связь с домостроительством спасения». Собеседование, которое проходило в Финляндии в 2005 году, было посвящено теме «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность». Тема нынешнего собеседования — «Свобода как дар и ответственность. Права человека и религиозное воспитание в христианской перспективе» — продолжает глубокое осмысление проблем, которые стоят в центре дискуссии о ценностях и этике, развернувшейся сегодня среди людей, именующих себя последователями Христовыми.

Тема свободы человека, его выбора между добром и злом всегда была одной из основных в христианском богословии, начиная с эпохи древних Отцов Церкви. В наши дни она стала особенно актуальной, поскольку стандарты мировоззрения и поведения человека, диктуемые секулярным миром, зачастую входят в противоречие с христианским взглядом на человека, общество и нравственные ценности.

Наша Церковь чрезвычайно серьезно восприняла ситуацию, когда человеческая свобода стала истолковываться как возможность жить в соответствии с любыми, даже весьма греховными, прихотями человека. Однако в христианском понимании свобода есть одно из проявлений образа в человеческой природе всеблагого Бога, Который призывает нас: «Уклонись от зла и делай добро, и будешь жить вовек» (Пс. 36, 27).

Богословский анализ свободы выбора и внутренней свободы от греха был дан в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, принятых Архиерейским Собором в июне 2008 года. В этом документе также излагается глубокий православный взгляд на развитие и реализацию концепции прав человека.

Не менее важным представляется вопрос христианского воспитания, являющийся одной из тем нынешнего собеседования. В правильном воспитании и образовании молодого поколения закладываются основы общества, способного ориентироваться в своей жизни на идеалы правды и добра. Такое общество должно не только стремиться к житейскому успеху, но и быть способным к вере, милосердию и состраданию. Оно призвано не только проявлять терпимость к различным мнениям, но и уметь отстаивать свои жизненно важные принципы и идеалы. В связи с этим хотел бы напомнить слова известного русского подвижника святителя Феофана Затворника: «Воспитание из всех дел самое святое».

Желаю вам помощи Божией в рассмотрении насущных для современного христианина богословских вопросов. Выражаю надежду на дальнейшее развитие добрых отношений между нашими Церквами и народами.

Алексий,

Патриарх Московский и всея Руси

18.09.2008

 

Резюме XIV богословских собеседований представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии на тему «Свобода как дар и ответственность. Права Человека и религиозное воспитание в христианской перспективе»

(Санкт-Петербург, 18–24 сентября 2008 г.)

Делегации собеседований в начале дискуссий констатировали, что контексты Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, общественная ситуация и историческое прошлое Финляндии и России, а также положение Церквей и их возможности влияния в своих странах отличаются друг от друга. Несмотря на это, мы можем заявить, что богословские взгляды Церквей на ценность человеческой личности и на права человека, а также право на религиозное воспитание близки.

I. Права человека

1. Каждый человек является Божиим творением. Бог дал всем разум и совесть. Поэтому у человека есть способность различать добро и зло (Быт. 2, 7; Притч. 20, 27). Ценность человека основана на том, что он создан Богом как уникальная и незаменимая личность. Бог создал человека по Своему образу и подобию (Быт. 1, 26) — не рабом, а свободным Своим служителем. Бог заповедал человеку возделывать и охранять творение, любить Его превыше всего и ближнего как самого себя. Эти заповеди и поныне остаются неизменными.

2. Воплощение Бога в Иисусе Христе проявляет Божию любовь по отношению к созданному Им миру и людям (Ин. 3, 16). Через воплощение Христос соединил Свою Божественную природу с человеческой природой и тем сделал возможным спасение. Будучи образом Божиим, человек призван поступать соответственно Божией любви и милосердию. Следуя пострадавшему за людей Христу, воплотившемуся Богу, он должен жертвенно любить ближних (Фил. 2, 5–11).

3. Существование человека предусматривает как права, так и обязанности. Ко всем людям необходимо относиться по факту творения с уважением, в соответствии с их человеческой ценностью. Права человека не должны нарушаться, они принадлежат каждому человеку, и обеспечение их реализации является задачей общества.

4. Осуществляя права человека и свободы, христиане должны следовать примеру своего Господа и быть верными заповедям Божиим (Мк. 10, 29–31). Это предусматривает также ответственность перед ближними и обществом.

5. Свобода вероисповедания — основополагающее право человека. Государство имеет особую ответственность — создать условия как для индивидуального, так и для совместного исповедания веры.

6. Для христиан важно иметь возможность исповедовать свою веру в обществе и проявлять веру и любовь в различных областях общественной деятельности (Гал. 5, 6).

7. В случае, если общественное законодательство трактует основные права граждан вразрез со Словом Божиим или препятствует их реализации, Церкви и христианам необходимо, следуя совету Апостола, слушать больше Бога, нежели людей (Деян. 4, 19–20; 5, 29).

8. В права человека входят, кроме права на вероисповедание, также право на жизнь, основные социальные, политические и экономические права, в том числе свобода собраний и ассоциаций, свобода слова, а также право на труд и достойную жизнь. Перед Церковью стоит задача защищать права человека по отношению ко всем людям и, кроме того, подчеркивать важность выполнения обязанностей в соответствии с принципом взаимности (Мф. 7, 12; Рим. 13, 8).

9. Следует продолжать дискуссию о ценности человеческой личности, о правах и обязанностях человека между нашими Церквами. В ходе наших дискуссий возник также вопрос о власти и о применении силы. Нам необходимо изучать эту проблематику более подробно на последующих богословских собеседованиях.

II. Религиозное образование и воспитание в христианской перспективе

1. Христос указал на детей в качестве образца веры и, особо приблизив их к Себе, призвал подражать им (Мф. 19, 13–15; 11, 25). Следуя примеру Христа и полученной от Него заповеди (Мф. 28, 18–20), наши Церкви призваны проявлять заботу о христианском воспитании детей в духе Евангелия.

2. Христианское образование и воспитание, основывающееся на христианской антропологии, имеет своей целью формирование надлежащих связей человека с Богом, ближними и окружающим миром (Втор. 6, 20–25; Пс. 77, 2–7). Оно не просто представляет собой процесс интеллектуального усвоения определенного набора знаний, но имеет своей целью целостное и гармоничное развитие личности человека (Притч. 3, 13–18).

3. Бог даровал человеку совесть, способность различения между добром и злом (Рим. 2, 14–15). Однако это понимание легко затемняется грехом, и поэтому человек нуждается в руководстве Слова Божия. Христианское воспитание основывается на ценностях Евангелия, стремится к пробуждению и усилению голоса совести (Еф. 6, 4).

4. Церковь должна иметь право и возможность принимать активное участие в процессе созидания и рецепции ценностного базиса общества, в том числе на том этапе, на котором формируется личная ценностная картина человека — в его детстве и юношестве. Каждый ребенок имеет право получать ответы на важные вопросы о Боге, происхождении мира и смысле жизни. Наши Церкви осознают свою ответственность за ознакомление подрастающего поколения с христианскими ответами на основополагающие вопросы бытия (Еккл. 12, 1–7).

5. Любая культура испытывает влияние тех религиозных традиций, с которыми она исторически связана. Христианское благовестие на протяжении двух тысяч лет в значительной мере влияло на развитие культур. Поэтому христианское образование помогает детям и молодежи осознать христианские корни нашего общества.

6. Христианское образование и воспитание представляет собой процесс передачи традиции христианского мировоззрения, этики и образа жизни. Традиция является одним из фундаментальных принципов развития цивилизации и культуры. Традиция — не статическое состояние, но творческий процесс. Христианская традиция созидает и поддерживает атмосферу безопасности и надежности, сопровождающую ребенка в процессе формирования его личности. Знание и усвоение собственной традиции является прочным основанием для уважения к традициям других людей (Лев. 19, 33–34; Втор. 10, 17–19).

7. Религиозная свобода является основополагающим правом человека. Каждый ребенок имеет право получать религиозное образование, соответствующее его собственной традиции. Не существует абсолютно «нейтральной» передачи знаний о религии в школе, поскольку каждая образовательная система отражает определенный мировоззренческий подход и систему ценностей. Включение религиозного образования в школьную программу не нарушает принципа светскости образования. Необходимо отличать церковную катехизацию от школьного религиозного образования. Школьники должны иметь возможность получать углубленное знание о своей религиозной традиции, а также базовые знания о других традициях.

8. Воспитательные цели общеобразовательной школы и Церкви могут гармонировать друг с другом. Во многих европейских странах, в том числе в Финляндии, в школах осуществляется обучение собственной религии согласно принципу свободы совести. Ознакомление с религиозными традициями соответствует этому принципу.

9. Христианское образование созидает нравственные ценности общества в духе ответственной свободы и предпосылки для диалога различных религий и систем ценностей. Обязанностью христианских Церквей является активная деятельность, направленная на разрешение межкультурных конфликтов, поддержка межкультурного согласия и мирного сосуществования.

Газета "Церковный вестник", № 20 (393) октябрь 2008

http://www.tserkov.info