Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх. Слово на встрече с муфтием Кемеровской области 21 февраля 2012 E-mail
25.02.2012 00:19
Уважаемый Хазрат Тагир (Ахмадуллович)!

Молитва соединяет нас с Богом. У нас есть различия в понимании Бога, в религиозной жизни, но у нас есть общее, и этим общим является молитва. Человек во время молитвы призывает помощь Божию; человек во время молитвы, думая о Боге и о своей жизни, становится лучше.

Иногда спрашивают: как могут жить вместе люди, которые принадлежат к разным религиям? Ответ содержится в замечательных словах, которые некогда произнес христианский богослов и аскет Авва Дорофей: Бог — как солнце, от которого исходят лучи. Если человек идет по этим лучам к Богу, то чем ближе он становится к Богу, тем ближе — и к другому человеку, который также идет навстречу Богу. А если все человечество будет близко к Богу, то люди будут близки друг к другу.

Поэтому, когда нам говорят, что религии разделяют людей, мы говорим, что это ложь. Религия может отделять одного человека от другого тогда, когда этот человек далек от Бога, когда он не молится, не разговаривает с Богом, не чувствует Бога. Тогда он будет далек от другого человека — даже того, кто исповедует ту же религию. Правильное устройство жизни бывает тогда, когда в центре жизни — Бог и когда люди идут навстречу Богу. Тогда устроится и вся жизнь вокруг, тогда в обществе устанавливаются мир, уважение, любовь.

Вместе с мусульманским миром православные сегодня стараются громко свидетельствовать, что игнорирование духовной жизни и традиционных нравственных ценностей превращают свободу человека в произвол, в раскрепощение греха и человеческого инстинкта и что этот путь губителен для человечества. Только свобода, уравновешенная нравственной ответственностью, а для верующих людей уравновешенная ответственностью перед Богом, является свободой, способной раскрывать человеческий потенциал и не наносить ущерба человеческим отношениям и окружающей среде.

В России на протяжении веков создавались предпосылки для прочных взаимоуважительных отношений между представителями обеих религиозных общин — отношений, которые исключали межрелигиозные войны и конфликты на религиозной почве. В 2011 году мы отмечали почти одновременно, на одной недели праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, и мусульманский праздник Курбан-байрам.

К началу XX века сложилась система мусульманских духовных учреждений на территории страны. После Манифеста 17 октября 1905 года государственная власть разрешила существование целого ряда мусульманских общественных организаций и собраний. Важной стороной жизни мусульманской знати была служба в вооруженных силах России.

У наших религиозных общин есть много общего: мы одинаково стремимся противостоять разрушительной секулярной идеологии, отстаивать семейные ценности и традиционную нравственность.

Нас объединяют многие общие богословские положения, такие как признание необходимости следования воле Божией, вера в воскресение мертвых и суд Божий, которого не избежит ни один человек, вне зависимости от его убеждений. Христиане и мусульмане верят, что Бог создал человека.

Наши религии призывают к миру и добрососедству. Мы, христиане, руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18).

Одно из лучших стихотворений нашего великого национального поэта России А.С. Пушкина посвящено этой книге и носит название «Подражание Корану». Коран говорит, что мусульмане призваны стремиться «опережать друг друга в добрых делах» (Коран, 2: 148).

Главная проблема в настоящее время, на мой взгляд, состоит в том, что в последние десятилетия становится все больше людей, стремящихся в угоду собственной гордыне исказить древние установления, разжечь межрелигиозные войны. На Западе в среде протестантов, особенно пятидесятнического направления, произошло глубокое искажение христианства. К сожалению, часто мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими.

К сожалению, в мусульманской среде есть люди, которые проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий. Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками». Их жертвами стали: председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев в Дагестане, убиты ректор исламского теологического института Максуд Садиков и авторитетный шейха Дагестана Сиражутдина Исрафилова.

Есть силы, которые хотят, чтобы этот сценарий распространялся и на Россию. Трагедия состоит ещё и в том, что чуждые Корану идеи ненависти к христианам в последнее время усиленно распространяются среди исламской молодежи. Экстремизм на религиозной почве — наш общий враг, и противостоять ему мы должны вместе.

Сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление мира. Людям веры, нужно вместе отвечать на вызовы секулярного мира и противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов.

Посмотрите, что происходит с семейными ценностями в некоторых западных странах. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, однополых сожительств. Это - еще одна опасная угроза для нас, навязываемая сегодня Западом. Разрушение семьи – это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Ведь именно семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Если под влиянием современной популярной культуры отношения детей и родителей перерастают в торговый контракт, то это обесценивает и вырождает семью.

Агрессивный секуляризм — это необъявленная война против людей, придерживающихся традиционных ценностей. Да, между нами есть различия, но мы едины в вопросах традиционной нравственности, понимания необходимости добродетельности и мирного сосуществования. Мы, христиане и мусульмане, должны выступить единым фронтом против общественных пороков, сообща отстаивать право жить по своим убеждениям, воспитывать детей по вере отцов, быть свободными от насмешек и издевательств со стороны людей, которые забыли свое прошлое и пренебрегли духовным наследием предков. Вера делает нас свободными, а этого не могут терпеть люди, поклоняющиеся кумирам современного мира: богатству, ложно понимаемой свободе, страстям и эгоизму.

Пусть помощь Божия сопутствует нам во всех добрых делах!

http://kneparhia.ru/content/view/5635/38/