IV Богословские собеседования между представителями Евангелическо-Лютеранской церкви Германии и Русской Православной Церкви E-mail
20.04.2012 01:10

БОГОСЛОВСКИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ IV МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВЕЙ

РЕЗЮМЕ

С 12 по 19 сентября 1969 года в Ленинградской духовной академии состоялось четвертое собеседование между богословами Евангелической Церкви в Германии и Русской Православной Церкви. Участвовали: от Евангелической Церкви в Германии: президент Отдела внешних церковных сношений д-р А. Вишман (глава делегации); профессора Геттингенского университета д-р Г. Харбсмайер и д-р Э. Вольф; профессора Мюнхенского университета д-р Л. Гоппельт и д-р Г. Кречмар; профессор Эрлангенского университета г-жа д-р Ф. фон Лилиенфельд; профессор Гейдельбергского университета д-р Э. Шлинк и профессор Бернского университета д-р Р. Сленска; от Русской Православной Церкви: председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (глава делегации) *; архиепископ Воронежский и Липецкий Михаил; епископ Астраханский и Енотаевский Михаил; профессора Ленинградской духовной академии протоиерей М. Сперанский и протоиерей Л. Воронов; ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Агафангел; профессора Московской духовной академии протоиерей д-р А. Ветелев и В. Д. Сарычев; доцент Московской духовной академии Д. П. Огиц-кий; доцент Ленинградской духовной академии протоиерей И. Белевцев; и. о. инспектора Ленинградской духовной академии священник В. Сорокин.

Собеседование явилось продолжением Конференций в Арнольдсхайне 1959 года, Загорске 1963 года и Хёхсте (1967 года. Был прочитан и обсужден ряд докладов на тему о крещении и служении крещенного человека в мире. Главные мысли докладов и дискуссий по ним обобщены в соответствующих тезисах.

Все участники собеседования согласны в понимании крещения как акта возрождения или нового творения, начиная с которого христианин не только вступает в отношения примирения с Богом и в повседневную напряженную борьбу с грехом, но и принимает на себя обязательство служить другим людям посредством исповедания и проповедания Евангельской истины, являя пример доброго христианского поведения, мужественно защищая справедливость и мир в деятельном последовании Христу.

Все согласны также и в том, что для правильного и единодушного понимания этой ответственности крещенного человека и для разумного осуществления этой ответственности в условиях современного мира необходимы благоговейное углубление в смысл Священного Писания и готовность воспринимать все лучшее из наследия отцов и учителей древней Церкви и из духовного опыта их достойных преемников в последующих поколениях.

Участники собеседования проводили и закончили свои встречи усердными молитвами к Триединому Богу об умножении в человечестве любви, об успехе евангельского благовестия, о мире всего мира и укреплении христианского единства. Тезисы собеседования прилагаются.

Члены делегации Евангелической Церкви в Германии:  

 

Д-р А. Вишман

Д-р Э. Вольф

Д-р Л. Гоппельт

Д-р Ф. фон Лилиенфельд

Д-р Э. Шлинк

Д-р Г. Харбсмайер

Д-р Р. Сленска

Д-р Г. Кречмар

Члены делегации Русской Православной Церкви: 

 

Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский

Михаил, архиепископ Воронежский и Липецкий

Михаил, епископ Астраханский и Енотаевский

Профессор-протоиерей М. Сперанский

Профессор-протоиерей Л. Воронов

Протоиерей И. Белевцев

Архимандрит Агафангел, ректор ОДС

Профессор-протоиерей д-р А. Ветелев

Доцент Д. Огицкий

Профессор В. Сарычев

Священник В. Сорокин

* Речь митрополита Никодима при открытии собеседования опубликована в «ЖМП», 1969, № 11, С. 47-51.


ТЕЗИСЫ

I. „КРЕЩЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК СОТРУДНИК В ПРИМИРЯЮЩЕМ ДЕЙСТВИИ БОГА В МИРЕ"

По докладам профессора д-ра Э. ВОЛЬФА и доцента Д. П. ОГИЦКОГО

1. Примирение есть преодоление греховного состояния человека, являющегося враждой человека против Бога (Рим. 5, 10), совершенное Богом через Богочеловека Иисуса Христа для всего мира.

2. Получая в крещении дар новой жизни, человек начинает быть участником этого примирения. Крещение есть пребывающее и действенное основание христианского существования.

3. Эти дары новой жизни могут остаться бесполезными, если человек не будет вести добродетельную жизнь и постоянную борьбу с грехом. Но эти усилия являются не заслугой, а результатом сознания, что доброделание, как плод веры, составляет самое существо спасения.

4. Примиряющее действие Божие происходит в отношении к людям, через людей и для людей и осуществляется в Церкви и через Церковь.

5. Христианская жизнь в мире с Богом выражается в многочисленных формах: в богослужении, в молитве, в проповедании слова, не только в личной жизни, но и в ответственности за ближнего и за мир.

6. Если человек рассматривается как сотрудник Бога, то это следует понимать в том смысле, что человек удостоивается участия в деле Божием и что он служит Божественным действиям и Божественной воле.

7. Участие членов Церкви в примиряющем действии Бога по отношению к миру распространяется за пределы ограды Церкви, ибо весь мир нуждается в освящении и все люди призываются к нему. Основой примиряющей деятельности христиан в мире является Божественная любовь, «изливающаяся в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5), и побуждающая нас в каждом другом человеке видеть брата.

II. „ЭКЗЕГЕЗА 3-й ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА И 6-й ГЛАВЫ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ"

По докладам епископа Астраханского и Енотаевского МИХАИЛА,

профессора-протоиерея М. СПЕРАНСКОГО и профессора д-ра Л. ГОППЕЛЬТА

1. Христианское крещение, совершаемое в обеих Церквах, есть богоустановленное таинство.

2. Крещение усвояет человека распятому и прославленному Христу как Господу. Тем самым оно ставит крещенного в новый союз с Богом (Иер. 31). Бог принимает крещенного как Свое чадо. Благодаря этому крещенный вчленяется в Тело Христово, Церковь, и, таким образом, на него распространяется освящающее действие живущего в ней Святого Духа. Тем самым Бог освобождает человека от греха, от власти диавола и вечной смерти. Таким образом, ему даруется совершенно новая жизнь. В этом смысле человек «рождается свыше» «водою и духом» (Ин. 3, 5), становится «новой тварью» (2 Кор. 5, 17). Это и означает присвоенное ему имя христианина (см. Деян. 11, 26).

3. Крещение есть дар Божий, который подается каждому человеку без всякой заслуги с его стороны, ибо крещение совершается во имя Святой Троицы в силу спасительного подвига, совершенного Богом в Воплощении, жизни, страданиях, смерти, Воскресении и Прославлении Иисуса Христа.

4. Проблема утраты полученного в крещении дара не подлежит рассмотрению на этом собеседовании.

5. Поскольку крещение раз навсегда ставит человека в новое отношение к Богу, оно неповторимо, т. е. оно может быть принято только один раз.

6. Крещение, в случае необходимости, может быть совершено каждым христианином-мирянином. Мы признаём его действительным, если оно совершено во имя Триединого Бога, и те, кто принимает в нем участие, желают тем самым следовать повелению Христа.

Форма применения воды (погружение, обливание, окропление) не имеет значения Для действительности крещения. Она может быть свободно избрана в зависимости от обстоятельств, местной традиции и возраста крещаемого.

7. Крещение взрослого целесообразно только в том случае, если он действительно желает креститься, потому что он принимает Христа в покаянии живой веры (Ин. 3, 36, 31; см. Мр. 16, 16). Желательно, чтобы он подготовился к крещению усвоением христианского вероучения. 

Крещение детей, где возможность подготовки в связи с возрастом или исключена (в грудном возрасте) или ограничена (в сознательном возрасте), осуществляется по вере Церкви, прежде всего родителей и восприемников, в таинственное, возрождающее действие Духа Святого, которому объективно подвергается крещаемый (Мр. 10, 13, 16; Рим. 6, 1—ill). Но, во всяком случае, оно предполагает, что Церковь и в особенности те, на ком лежит попечение о воспитании ребенка, позаботятся, чтобы воспринятая им благодать была засвидетельствована участием в богослужении и наставлением в христианской вере.

8. Крещение в Новом Завете неразрывно связано с проповедью. В миссионерской ситуации к нему приводит миссионерское благовестив, заключающее в себе обетование (Деян. 2, 38; Ин. 3, 5).

В крещении осуществляется то, что возвещено в обетовании, если крещение принимается верой вместе с этим обетованием.

9. То, что совершено Богом над крещаемым в крещальном акте, вновь и вновь свидетельствует крещенному в общине во имя Божие, дабы он повседневно действенно являл это жизнью «по вере». Каждому крещенному, даже если бы он был крещен в младенчестве, можно и должно вновь и вновь повторять:

«Мы погреблись с Ним крещением... дабы, как Христос воскрес из мертвых... так и нам ходить по обновленной жизни... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6, 4, 11).

III. „ОБРАЗЫ ПРАВОСЛАВНОЙ И ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ"

По докладам архиепископа МИХАИЛА,

профессора ФЭРИ фон ЛИЛИЕНФЕЛЬД, архимандрита АГАФАНГЕЛА

1. В истории обеих Церквей существуют выдающиеся личности, вся жизнь которых служит для современников и потомков конкретным и зримым свидетельством о том, что такое новая жизнь во Христе, под водительством Святого Духа, облаго-датствованная Его дарами.

2. При всем различии исторических и социальных условий поражает замечательное сходство их жизненных путей, проявляющееся в последовании Христу, в «совлечении ветхого человека» и «облечении» в нового человека во Христе.

3. В то же время эти люди являются примером христианской свободы: они не провозглашают в сектантском духе единственно обязательными какие-либо определенные формы жизни в послушании Богу и тем самым не уводят тех, кто обращается к ним за советом и руководством, от церковного общения. Обновление христианской жизни, которому они стремились служить, всегда было для них знамением новой жизни, действуемой Святым Духом в апостольской Церкви как Теле Иисуса Христа, в различных его членах (1 Кор. 12).

4. Не ограниченные пределами собственной Церкви, эти образы являются «облаком свидетелей» (Евр. 12, 1) для вселенского христианства. Мы можем хотя бы в какой-то мере постигнуть в них действие Единого Святого Духа и пути следования Единому Господу Иисусу Христу в разнообразии даров, в заповеданном нам единстве в многообразии.

5. Сказанное есть лишь отражение живого опыта и не может быть однозначно выражено вследствие различного понимания в наших церковных традициях святости человека. Для этого потребовалось бы глубокое богословское исследование, которое не входит в задачи нашего собеседования на эту тему.

IV. „КРЕЩЕНИЕ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ЦЕРКВИ"

По докладам профессора-протоиерея Л. ВОРОНОВА и профессора д-ра Р. СЛЕНСКИ

1. Чтобы спастись, человек должен вступить в теснейшее общение со Христом, в Личности Которого, как в источнике, сосредоточены все необходимые для нашего спасения блага и дары.

2. Личное спасение верующего совершается не чрез одно лишь непосредственное личное единение индивидуума с Искупителем, но чрез таинственно-благодатное вчле-нение и последующую жизнь в оживотворяемом и одушевляемом Духом Святым Теле Церкви, Главой (т. е. постоянным и неотъемлемым живым Основанием) которой является Богочеловек Господь Иисус Христос.

3. Господом указан и завещан, в качестве такого способа вчленения в Тело Церкви Христовой, таинственный акт крещения водою и Духом Святым.

4. Христос — Спаситель всех человеков, будучи Главой Церкви, действует и явно и сокровенно во всех людях, ради спасения коих Он пришел на землю (1 Тим. 2, 4), и, следовательно, Церковь, как Его Тело, простирает свое действие и свою материнскую заботу, в той или иной степени, на все человечество. 

5. По сравнению с некрещенным крещенный никогда не имеет превосходства по заслугам,— ему принадлежит только преимущество дара. Поэтому крещенному не дозволено предвосхищать эсхатологическое разделение,— он должен лишь следовать призыву к спасению в свидетельстве словом и всей жизнью.

6. Крещенные и некрещенные, независимо от того, знают они это или нет, живут единственно лишь хранящей и спасающей любовью Божней, явленной во Иисусе Христе.

V. „СЛУЖЕНИЕ КРЕЩЕННОГО МИРУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ОТЦОВ ЦЕРКВИ"

По докладам профессора д-ра Г. КРЕЧМАРА и профессора-протоиерея д-ра А. ВЕТЕЛЕВА

1.*В крещении уверовавшему открывается доступ к полноте спасения, которую Бог даровал и дарует человеку во Христе, дается прощение грехов, дар сыиовства, дар Духа Святого. Так учат отцы Церкви в согласии с Новым Заветом.

2. Тем самым крещенный отрывается от «мира», характеризуемого грехом и смертью, и вводится в общение Церкви. В Церкви Бог полагает начало обновлению мира. Призыв к вере и крещению направлен на спасение мира.

3. Служение крещенных является тем самым также служением миру: их служение Богу в Церкви и их служение некрещенным и совместно с некрещенными. Именно для этого крещенные посланы в мир.

4. Каким конкретным образом может осуществляться это служение в мире и миру, в значительной степени зависит от конкретных общественных и политических условий. Промысл Божий о Его Церкви на протяжении ее многовековой истории также открывает перед христианским богословием возможность глубоких постижений, при неизменном руководстве апостольским словом.

5. Крещение ставит христианина, живущего в мире, в положение непрестанной борьбы против греха. Эта постоянная борьба часто определяется в лютеранской традиции как повседневное покаяние. В православном предании говорится о необходимости постоянного внутреннего обновления.

6. В древней Церкви с крещением — при подготовке к крещению или же в самом его чинопоследовании — соединялись покаяние и Евхаристия. Покаяние и Евхаристия всегда вновь призывают христианина к спасению, дарованному ему в его крещении. Они помогают в борьбе против греха и напоминают крещенному о его служении в мире и миру.

VI. „СЛУЖЕНИЕ КРЕЩЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ХРИСТИАН С НЕХРИСТИАНАМИ"

По докладам

митрополита Ленинградского и Новгородского НИКОДИМА,

профессора д-ра Г. ХАРБСМАЙЕРА, доцента-протоиерея И. БЕЛЕВЦЕВА,

преподавателя-священника В. СОРОКИНА

1. Возрожденные в таинстве крещения водою и Духом (Ик. 3, 5) для новой, благодатной жизни во Христе (Рим. 6, 4), чрез Которого Бог примирил небесное и земное (Кол. 1, 19—20), христиане призваны быть светом мира (Мф. 5, 14) и солью земли (Мф. 5, 13), проповедниками всеобщего братства и любви, мира и справедливости, осуществляя по ним свою личную жизнь и воздействуя своими добрыми делами на обновление жизни всего человечества (Мф. 5, 16).

2. В свете этих принципов мы, христиане, осуждаем всякое проявление зла во взаимоотношениях людей и народов, в чем бы оно ни выражалось, как-то: эгоизм, агрессивные войны, расизм, социальная несправедливость и угнетение, считая это грехом и преступлением против Бога и людей.

3. Мы признаём мир между народами необходимым благом для человечества и считаем, что все христиане должны деятельно трудиться над созиданием этого великого блага, решительно выступая против всего, что не служит интересам сохранения мира.

4. В своем служении примирения (2 Кор. 5, 18) христиане и христианские Церкви, в силу исповедания ими единства происхождения человеческого рода (Деян. 17, 26) и искупления его Христом-Спасителем, должны иметь готовность к практическому сотрудничеству со всеми людьми, жаждущими мира и справедливости, прогресса и процветания.



БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ, ВЫПУСК 10 (1973)

Источник: http://www.btrudy.ru/archive/bt_10.html