Одиннадцатое богословское собеседование между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии, 1998 E-mail
25.08.2012 20:07

Коммюнике

С 12 по 19 октября 1998 года в Старой ратуше города Лаппенранта, Финляндия, проходило Одиннадцатое богословское собеседование между делегациями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

Первый богословский диалог между этими Церквами состоялся в Синаппи, Турку, Финляндия, в 1970 году; второй — в Загорске в 1971 году; третий — в Ярвенпяя, Финляндия, в 1974 году; четвертый — в Киеве в 1977 году; пятый — в Турку в 1980 году; шестой — в Ленинграде в 1983 году; седьмой — в Миккели, Финляндия, в 1986 году; восьмой — в Пюхтицком Успенском православном монастыре и в Ленинграде; девятый — в Ярвенпяя в 1992 году и десятый — в Киеве, Украина, в Вознесенском Флоровском православном женском монастыре, в 1995 году.

В состав делегации Русской Православной Церкви входили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, — глава делегации; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон; доцент Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев); клирик Покровского храма Московского Патриархата в Хельсинки протоиерей Виктор Лютик; профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Мустафин; секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям иеромонах Иларион (Алфеев); секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества священник Всеволод Чаплин; профессор Московской духовной академии А.И.Осипов; сотрудник Секретариата по межхристианским связям ОВЦС Е.С.Сперанская; помощник председателя ОВЦС В.А.Чукалов.

В состав делегации Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии входили: Архиепископ Турку и Финляндии Йон Викстрём, почетный член Санкт-Петербургской духовной академии — глава делегации; епископ епархии Миккели доцент Войтто Хуотари; епископ епархии Тампере доцент Юха Пихкала; профессор богословского факультета академии Або Ханс-Улов Квист, доцент богословского факультета академии Або Антти Лаато; ассистент Научно-исследовательского института Православия — Восточных Церквей (Хельсинкский университет) доктор богословия Матти Котиранта; секретарь Центра зарубежной помощи Церкви, кандидат гуманитарных наук Сильвия Рауло.

По приглашению Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии в собеседовании в качестве наблюдателей участвовали: от Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии — епископ Ааре Куукауппи и пастор Сергей Прейман; от Православной Церкви Финляндии — епископ Йоэнсууский Пантелеимон и священник Тимо Тюнккюнен; от Экуменического совета Финляндии — генеральный секретарь Ян Эдстрём и римо-католический священник Станислав Шумайда.

Советниками делегации Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии были: руководитель Отдела внешних сношений церковный советник Ристо Кантелл; секретарь по богословским вопросам Отдела внешних сношений доцент Юхани Форсберг и секретарь Архиепископа пастор Хейкки Яскеляйнен.

Устными переводчиками на собеседованиях были Елена Павинская и Тарья Леппяахо. Переводчиками были пастор Яакко Куусела и лицензиат богословия Рейно Тилланен. В секретариате работали пастор Тимо Фриландер, дипломированный инженер Марина Лачинова и секретарь-архивист Отдела внешних сношений Минна Вялиахо.

Собеседование началось в понедельник 12 октября 1998 года в помещении Старой ратуши в Лаппенранте. Открывая диалог, Архиепископ Йон Викстрём, в частности, сказал, что сам факт того, что это собеседование является одиннадцатым по счету, свидетельствует о прочных контактах между нашими Церквами.

“Мы встречаемся как старые друзья. Большинство членов наших делегаций знают друг друга уже много лет. Вновь собираясь вместе, мы глубоко благодарны тем руководителям наших Церквей, которые уже в шестидесятые годы нашего столетия приняли дальновидное решение начать эти богословские собеседования. Сегодня мы сугубо вспоминаем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, со дня внезапной кончины которого этой осенью минуло 20 лет. Мы с благодарностью также вспоминаем и Архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Мартти Симойоки, которому в прошлом месяце исполнилось 90 лет. Поскольку на этот раз темой наших собеседований избрана проблематика религиозной свободы, мы вновь рассматриваем вопрос, который важен не только для нас самих. Более глубокое понимание этого вопроса может помочь и нам, и представителям других церквей и религий, и даже неверующим жить друг с другом и строить наши взаимоотношения так, как это угодно Богу”.

В своем ответном слове митрополит Владимир сказал: “Как один из пожилых епископов моей Церкви, я могу свидетельствовать, что в России никогда не было такого периода религиозной свободы, как сейчас. Но эта религиозная свобода все еще находится под угрозой. Старые антирелигиозные наслоения еще живы в некоторых людях, воспитанных в духе атеизма. Религиозная свобода — отнюдь не самоочевидность в мире. Еще в нашем веке многие тысячи людей претерпели мученичество за веру. И христиане хранят память о них. Так, недавно в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве, были поставлены памятники десяти христианским мученикам ХХ века. Я надеюсь, что собеседование в Лаппенранте будет способствовать более широкому осуществлению религиозной свободы во всех уголках мира”.

С приветствиями на открытии выступили секретарь городского совета Лаппенранты Пентти Валтонен и первый секретарь Посольства Российской Федерации в Финляндии Александр Карманов.

В ходе собеседования присутствовавшие на нем наблюдатели обращались к участникам диалога с приветствиями.

Во время собеседования члены обеих делегаций совершали поочередно — согласно православной и лютеранской традициям — утренние и вечерние молитвы.

13 октября, во вторник, делегации присутствовали на утренней мессе в лютеранском храме Лаппее, которую совершил епископ Войтто Хуотари с настоятелем прихода Йорма Тайпале.

14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, архимандрит Ианнуарий совершил Божественную литургию в Покровском храме в Лаппенранте.

17 октября, в день памяти благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца, Божественную литургию в том же храме совершил наместник Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге архимандрит Назарий.

В тот же день вечером, в канун праздника святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, делегации присутствовали за всенощным бдением в православном Свято-Николаевском храме в Иматре, которую совершил священник Тимо Тюнккюнен.

18 октября, в воскресенье, делегации присутствовали за богослужением в лютеранском храме в Лаппенранте, которое совершали пасторы прихода. Проповедовал Архиепископ Йон Викстрем.

17 октября, в субботу, делегации приняли участие в программе, организованной Министерством просвещения Финляндии специально для участников собеседования, которая включала в себя прогулку в Иматру и обед. Министерство просвещения представлял административный директор Хокан Маттлин. Вечером того же дня православный приход Лаппенранта устроил в Иматре ужин для участников собеседования. 18 октября делегации присутствовали на ужине, устроенном в их честь городскими властями Лаппенранты.

Программа собеседования содержала дискуссии о свободе христианина, свободе Церкви и религиозной свободе, а также об отношениях между Церковью, государством и обществом.

По первой теме прочитали доклады: доцент Антти Лаато (“Свобода христианина, свобода Церкви, свобода религии. Тема свободы в Библии»); профессор А.И.Осипов (“Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода в православном понимании”); профессор Ханс-Улов Квист (“Свобода христианина — свобода Церкви — религиозная свобода”) и Е.С.Сперанская (“Взгляд православного мирянина на свободу Церкви и религиозную свободу в современном обществе”). С комментариями выступили архимандрит Ианнуарий, епископ Юха Пихкала и Сильвия Рауло.

По второй теме прочитали доклады: доктор богословия Матти Котиранта (“Церковь, государство и религиозная свобода в Финляндии”) и священник Всеволод Чаплин (“Церковно-государственные отношения и новое законодательство о религии: взгляд из России”). С комментариями выступили профессор протоиерей Владимир Мустафин и церковный советник Ристо Кантелл.

Результаты собеседования были отражены в резюме.

19 октября, в понедельник, состоялся торжественный акт подписания документов, на котором Архиепископ Викстрём и митрополит Владимир обменялись речами.

Делегации выразили благодарность городу Лаппенранта, лютеранским и православному приходам Лаппенранты за предоставленные хорошие условия для работы.

Одиннадцатые богословские собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии проходили в духе сердечной христианской открытости и взаимного уважения. На собеседовании было высказано пожелание в период до следующей встречи сделать общий анализ проделанной в прошлые годы работы.

Завершив свою работу, делегации, участвовавшие в собеседовании в Лаппенранте, возблагодарили Бога и единогласно высказались за продолжение богословского диалога.

Йон Викстрём,
Архиепископ Турку и Финляндии Владимир, митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский

19 октября 1998 года
Лаппенранта
Резюме по темам «Свобода христианина,
свобода Церкви, религиозная свобода»
и «Отношения Церкви, государства и общества»

«Свобода христианина, свобода Церкви, религиозная свобода»

В наших дискуссиях о свободе мы отметили следующие значения этого понятия. Во-первых, свобода означает ту свободу воли, которую Бог даровал человеку при творении; во-вторых, она означает духовную свободу христианина, то есть его особую причастность Духу Святому; в-третьих, она означает совокупность всех тех прав человека, которые должны ему принадлежать в обществе и государстве. Мы решили вернуться в дальнейших переговорах специально к теме свободы воли человека в деле спасения.

1. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода отвечают замыслу Триединого Бога о человеке и тесно связаны между собой (Кол. 1. 14-18; Флп. 3. 20-21).

2. Свобода христианина — не просто свобода человека как индивида и человека как члена общества, но она есть духовная свобода от рабства греху, смерти и злу, даруемая безграничной, ищущей и спасающей человека любовью Триединого Бога, явленной в жизни, в крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, и хранимая Святым Духом: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3. 17). Она независима от всех земных условий и является даром Божиим, получаемым христианином в вере и Крещении, и одновременно конечной небесной целью христианина (Гал. 5. 1; Ин. 3. 16; 1 Ин. 4. 9-18; Флп. 2. 13). Этот дар Божий действует в христианине, когда он в своей жизни отвечает на любовь Божию, осуществляя двуединую заповедь о любви (Мк. 12. 29-31; Гал. 5. 6).

3. В своей полноте свобода христианина совершится лишь в вечной жизни, когда исчезнет вся поврежденность, вызванная грехом, и человек обновится в своей целостности (Откр. 21. 1-5). Но во временном бытии внутренняя и внешняя свобода христианина постоянно ограничена его эгоистическими наклонностями. Поэтому ему необходмо снова и снова внимать слову Божию, которое осуждает «ветхого человека», призывает его к покаянию и освобождает его к радостной вере, утверждая в нем «нового человека» (Рим. 7. 14-25, 1. 16-17; 2 Кор. 5. 17-18).

4. Мир находится на пути к своей эсхатологической цели, когда вся «тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8. 20-22). Церковь занимает в этом процессе центральное место, потому что ей поручено возвещать всем освобождающее Евангелие об Иисусе Христе, о котором апостол Павел говорит: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8. 2), приобщать людей ко Христу через Крещение, благодатно укреплять их в Евхаристии и указывать им правильный путь духовной жизни.

5. На земле неиссякаемым источником духовной свободы христианина является Церковь, потому что она — одно с вышним свободным Иерусалимом (Гал. 4. 26; Евр. 12. 22-24; Ис. 54). Церковь есть богочеловеческая реальность. С одной стороны, являясь единством Духа Святого в тех христианах, которые осуществляют в своей жизни заповеди Христовы, она не подвластна никаким человеческим ограничениям земного существования.

6. Церковь, как видимая человеческая организация, свободна тогда, когда она может жить согласно своей внутенней сущности и своему вероисповеданию, а также открыто осуществлять в своем служении порученную ей Христом задачу (Мф. 28. 18-20). Так она видимым образом яляется матерью веры и любви, матерью, которая рождает детей для божественной жизни. Но и тогда, когда видимая Церковь не может быть внешне свободной, она, как богоучрежденная реальность, невидимым и внутренним образом является безусловно свободной (Мф. 16. 18; Евр. 13. 8) даже тогда, когда она подвержена гонениям (Ин. 16. 33, 10. 28-29).

7. Религиозная свобода с точки зрения Божественного промышления о мире является средством, с помощью которого Триединый Бог дает Церкви внешнюю свободу действовать согласно своей сущности и своей миссии: открыто проповедовать всем Евангелие и совершать святые Таинства. С точки зрения государства и общества религиозная свобода, в свою очередь, принадлежит к общим правам человека. Защищая ее, общество одновременно заботится и о своих интересах, ибо понимает, что, поддерживая религиозную свободу, оно содействует миру и осуществлению человеческой любви как в жизни отдельных людей, так и в жизни общества в целом (Рим. 12. 18).

«Отношения Церкви, государства и общества»

8. Церкви, религиозные объединения и государство имеют во всех обществах и при различных политических системах общие точки соприкосновения, а также совпадающие интересы, затрагивающие граждан. Осуществляя общие права человека в гражданском обществе, государство должно не только пассивно разрешать религиозную свободу (так называемая отрицательная религиозная свобода), но его задачей яв-ляется активное содействие праву граждан исповедовать веру и реализовывать ее на практике (так называемая положительная религиозная свобода). В этом смысле задача законодательства о религиозной свободе двояка. Законодательство должно обеспечивать возможности для исповедания веры и ее реализации на практике и одновременно предотвращать злоупотребления, совершаемые во имя религиозной свободы.

9. Церковь непрерывно живет в эсхатологическом напряжении (Рим. 8. 24-25; 1 Кор. 13. 12; 2 Кор. 5. 7). Это налагает печать на ее отношение к государству и обществу. Церковь и государство имеют разные природы и, следовательно, разные задачи. Церковь осуществляет волю Божию в мире. Она связана со временем и местом, совершая свою миссию всегда в определенном государстве и обществе. Миссия Церкви — духовная, но ее весть имеет важное общественное значение. Впрочем, несмотря на свое общественное измерение, Церковь не должна участвовать в такой политической деятельности, которая противоречит ее духовным задачам. Церковь не должна отождествляться ни с какой политической партией или группировкой.

Исполняя свою миссию, Церковь, с одной стороны, послушна власти (Рим. 13. 1-2) и молится, чтобы она поступала по воле Божией (1 Тим. 2. 1-4), с другой стороны, она всегда имеет критическую задачу по отношению к власти и обществу (Деян. 4. 19, 5. 29). Она должна пророчески напоминать о правде Божией, мире и справедливости как своим членам, так и лицам, принимающим решения в обществе (Амос 5. 24).

10. Как в России, так и в Финляндии продолжается поиск оптимальной модели церковно-государственных отношений. При развитии отношений между Церковью и государством необходимо учитывать сложившиеся в обеих странах культурные и религиозные общественные реалии. Также необходима гармонизация отношений между Церквами большинства и религиозными меньшинствами, между верующими и неверующими, а также между различными этническими и культурными группами. Это предусматривает развитие национального законодательства, подзаконных актов и административной практики государства в религиозной области. Церкви должны активно участвовать в данном процессе.

Стороны богословских собеседований выражают убежденность в том, что в обеих странах должна утверждаться наиболее типичная для государства Европы модель церковно-государственных и церковно-общественных отношений. В этой модели объединяются верность принципам религиозной свободы и широкое сотрудничество государства, общества и Церквей.

11. Церкви России и Финляндии имеют разнообразный опыт сотрудничества между Церковью, государством и обществом. Это взаимное влияние сформировало историю, культуру и национальное самосознание обоих государств.

Сотрудничество между Церковью и государством необходимо далее развивать прежде всего в таких областях, как диакония и социальная деятельность, работа с детьми и молодежью, образование и воспитание, которые все со своей стороны способствуют укреплению общественной нравственности. Государство и Церковь вместе заботятся о своем историческом и культурном наследии.

Государство и Церковь служат членам общества в разных областях человеческой жизни. Они имеют особую задачу заботиться о сохранении мира как в своих обществах, так и во всем мире. Церковь служит гражданам своего общества, заботясь о религиозной работе также в армии, больницах и тюрьмах.

Сотрудничество Церкви и государства, а также Церкви и общества гармонирует с принципом религиозной свободы и развивает его конструктивным и положительным образом, открывая новые перспективы для созидания и преображения души человека, души наших народов и души Европы.

12. Согласно нашему общему пониманию, христианские Церкви должны иметь связь между собой, чтобы исполнить свою задачу в мире.

Говоря о членстве наших Церквей в Конференции Европейских Церквей и ее комисссии «Церковь и общество», мы считаем, что в этих и прочих межхристианских связях можно использовать общий опыт и общие мнения об отношениях между Церковью и государством, а также между Церковью и обществом.

Необходимо вместе поощрять активный вклад христиан в общеевропейские процессы, поддерживать и развивать связи Церквей с европейскими институциями. Церкви вносят в эти политические и общественные процессы свою более широкую точку зрения о всей Европе, в которой есть место многообразию языков, культур и религий.

http://www.mospat.ru/archive/nr281081.htm