Кардинал Курт Кох. Экуменическое обязательство – важнейшая часть миссии Католической Церкви E-mail
12.02.2013 14:25
Статья кардинала Курта Коха, президента Папского совета по содействию единству христиан, в газете L'Osservatore Romano


Год Веры, объявленный Папой Бенедиктом XVI, тесно связан с II Ватиканским собором не только с точки зрения времени, но и содержания. Он был открыт в день празднования 50-летней годовщины открытия собора, и воодушевлен желанием реализовать основные положения учительства, видя в нем решающую точку отсчета для миссии Церкви сегодня. В это входит также экуменическое обязательство, принятое католической Церковью. Обязательство это было вовсе не второстепенным, а одним из центральных приоритетов Собора, как об этом сообщается в первых строчках Декрета об экуменизме: «Способствовать восстановлению единства всех христиан — одна из первоочередных задач Священного Вселенского Второго Ватиканского собора» (Unitatis redintegratio, n. 1).

Убежденность в том, что экуменизм был важным лейтмотивом Собора, в том числе и для обновления католической Церкви, выразил Папа Павел VI еще в начале второй сессии Собора, в своей памятной речи открытия, в которой тогдашний консультант Йозеф Ратцингер распознал «истинно экуменический характер». Папа подчеркивал, что экуменическое сближение между разделенными христианами и Церквами было одной из главных целей, ради которых был созван Собор. И в момент обнародования Декрета об экуменизме, в конце третьей сессии Собора, Папа Павел четко заявил, что этот Декрет проясняет и дополняет догматическую Конституцию о Церкви: «ea doctrina explicationibus completa». Тем самым Папа подчеркнул, что Декрет об экуменизме не был каким-то второстепенным документом, либо одним из многих, – но располагался внутри всего соборного учительства и представлял собой плод внимания, обращенного на один из приоритетов всего Собора.

В этом смысле Конституция о священной литургии упоминает среди целей Собора безотлагательную необходимость «поддерживать всё то, что может способствовать единению всех верующих во Христа, и укреплять всё то, что помогает призвать всех людей в лоно Церкви» (Sacrosanctum concilium, n. 1). Декрет о миссионерской деятельности Церкви напоминает о том, что экуменические усилия прочно связаны с миссионерством, поскольку разделение христиан несет ущерб святейшему делу проповеди Евангелия и «преграждает многим доступ к вере» (Ad gentes, n. 6).

Экуменическим духом проникнута также вся пастырская Конституция о Церкви в современном мире, как это видно, в особенности, из ее заключительных параграфов: « В то же время наш дух обнимает и тех братьев, которые ещё не живут в полном единстве с нами, а также их общины, с которыми мы, однако же, соединены исповеданием Отца, Сына и Святого Духа и узами любви» (Gaudium et spes, n. 92). Тесная связь существует прежде всего между декретом об экуменизме и догматической Конституцией о Церкви, в которой излагаются основы веры и экуменического обязательства католической Церкви. Экуменизм – это вовсе не вопрос церковной политики или чистого прагматизма; он присущ самой вере, является ее внутренней потребностью. Поэтому Год веры призывает нас также вспомнить об основах экуменической задачи Церкви и сообразовать их с глубоко изменившейся экуменической ситуацией. Я ограничусь здесь – пишет глава Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох – упоминанием двух постулатов экуменизма, приведенных в догматической Конституции о Церкви.

Более широкое основание, на котором базируется экуменическая связь, существующая между католической Церковью и христианами не католиками, следует искать в первую очередь в сакраментальных узах крещения, как говорится в пункте 15 догматической Конституции о Церкви: «По ряду причин Церковь признаёт свою связь с теми, кто, будучи крещён, украшается званием христианина, но не исповедует веру во всей её полноте или не хранят единства общения под началом Преемника Петра». Признание крещения, как сакраментальных уз, связывающих всех, кто через него возродился к новой жизни, основывается прежде всего на том, что крещение настолько глубоко соединяет крещеного с Христом, что крещеный обретает свою обитель в Иисусе Христе и живет во взаимном, почти мистическом, проникновении. Из этого напрямую следует, что, вместе с обращением крещеного во Христа, происходит также его погружение в Церковь, как Тело Христово. В самом деле, бытие во Христе, как дар крещения, является главной церковной реальностью: “бытие во Христе” – это синоним “бытия в Теле Христовом”. Крещение есть дверь в Церковь и, следовательно, – в экуменизм. Крещение и взаимное признание этого таинства составляет основу всех экуменических усилий, настолько серьезную, что христианский экуменизм является в сущности своей экуменизмом, связанным с крещением, и держится или разрушается именно на этой основе.

Во-вторых, в свете вышесказанного, логично, что статья 8 догматической Конституции Церкви формулирует то, что является самосознанием католической Церкви, чтобы включить в него экуменическое измерение.

В самом деле, когда Церковь Иисуса Христа говорит о себе, что она пребывает католической Церкви, в этом subsistit in «пребывает в» заключается весь экуменический вопрос. Как поясняет Папа Бенедикт XVI, это утверждение выражает две вещи: с одной стороны дается «четкая конкретизация», в том смысле, что Церковь Иисуса Христа – это не платоновская идея: она существует в истории как реальный субъект и пребывает в католической Церкви. С другой стороны не исключается, что и помимо этой исторической реализации существует церковная реальность; что «хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству».

Центральный вопрос экуменического диалога заключается в том, чтобы знать, как общаются между собой это множество — возникшие в ходе истории разделенные Церкви и церковные общины — и единство католической Церкви, также связанной с историей. Это необходимое экклезиологическое пояснение не дало удовлетворительного экуменического результат, но напротив, выявило еще более глубокую проблему. Поскольку различные экклезиологии обладают разными понятиями экуменизма, самая настоящая дилемма сегодняшней ситуации в экуменизме заключается в том, что больше нет согласия в том, что означает экуменизм и в чем его цель. Мы часто не знаем, чего хотим от экуменизма и чего нужно от него ждать. Это серьезная проблема. Действительно, если нет согласия в том, куда должен привести наш путь, мы рискуем разойтись в разных направлениях, констатируя в итоге, что отдалились еще больше друг от друга. Чтобы избежать этого, сегодня необходимо вновь поразмышлять о конечной цели экуменического пути в свете веры.

Сегодня такое размышление о совместных целях экуменизма стало трудным делом главным образом из-за плюрализма и релятивизма эпохи постмодерна, широко распространившихся также среди христиан. При этом единство рассматривается, самое большее, как толерантное признание различий друг друга.

Христианский экуменизм сможет противостоять этому лишь если не будет идти на поводу у подобных взглядов и оставаться бодрствующим, настойчиво стремясь к единству, поскольку без этого стремления христианская вера отреклась бы от самой себя. Единство было и остается основополагающей категорией христианской веры, как в Священном Писании, так и в традиции Церкви.

Разобщенность и разделение являются согласно Священного Писания следствием греха, которому противопоставляется искупительное послание фундаментального единства, как об этом говорится в Послании к Ефесянам: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (4, 4-6). Осознание того, что за 50 лет, прошедшие с начала Собора, мы так и не достигли экуменической цели единства веры, помогло нам понять, что не нам, людям, ковать единство, и что мы не можем ни определять его форму, ни время, которое потребуется для его достижения – мы можем лишь принять его в дар. В связи с этим священническая молитва Иисуса является для нас указанием: Иисус не приказал ученикам быть едиными, но молился об их единстве. Молитва о единстве остается и сегодня отличительным знаком любых экуменических усилий.

Именно из этой молитвы Иисуса можно лучше понять, в чем состоит экуменическое обязательство в свете веры: если единство христиан является главной целью молитвы Иисуса, то экуменизм может состоять только в том, чтобы все христиане присоединились к Его молитве, к Его самому страстному желанию.

Сам Иисус желает нашего участия в этой молитве и хочет показать нам путь, по которому мы, как разделенные христиане и Церкви, можем все больше сближаться друг с другом. Видеть в молитве Иисуса самое глубокое место нашего единства и прочнее встать на это основание веры экуменического обязательства является безотлагательной задачей нашего времени, которую Год веры призывает принять и решить, напоминая о том, что она является великим наказом Второго Ватиканского собора.

http://catholicnews.org.ua/ru/ekumenicheskoe-obyazatelstvo-%E2%80%93-vazhneishaya-chast-missii-kat#point