Накануне православно-католической российско-польской конференции "Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России", прошедшей в Варшаве 29-30 ноября 2013 года, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы Католического информационного агентства.
− Недавние нападения на Посольства в Варшаве и Москве показывают, насколько важной является грядущая католическо-православная конференция, посвящённая роли русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Польши в созидании будущего христианства в Европе, − конференция, которая призвана стать новым шагом на пути польско-российского примирения, начатого подписанием в прошлом году Святейшим Патриархом Кириллом и Юзефом Михаликом Совместного послания. Чего Ваше Высокопреосвященство ожидает от данной конференции? − Грядущая конференция, на мой взгляд, является важным продолжением межхристианского и международного диалога, начало которому было положено подписанием 17 августа 2012 года «Совместного послания народам России и Польши». Оно содержит призыв к уврачеванию исторической памяти и примирению двух братских славянских народов. Мы полагаем, что этот документ придал новое измерение российско-польскому сотрудничеству. Он стал первым, историческим шагом к восстановлению взаимного доверия, без которого нет ни примирения, ни прочной основы для развития двусторонних отношений. Варшавская встреча будет посвящена поиску путей соработничества наших Церквей и народов в деле защиты религиозной идентичности Европейского континента. Выбранная тема не случайна. Сегодня мы наблюдаем, как в Европе набирают обороты секулярные тенденции, которые непосредственно затрагивают жизнь людей, выстраивающих свою жизнь в соответствии с религиозной традицией. Можно говорить о дискриминации христиан и христианских ценностей в Европейском Союзе. И хотя европейская цивилизация имеет христианские корни, более того, подавляющее большинство населения современной Европы относит себя к тем или иным христианским церквам, в Старом свете дискриминация верующих во Христа набирает обороты, причем притеснение людей за их убеждения происходит в тех странах, которые декларируют уважение к правам и свободам людей. Буквально на днях произошел очередной вызывающий случай в Норвегии. Кристин Саелманн, ведущая норвежских новостей, была отстранена от своих обязанностей из-за того, что во время эфира у нее на шее висела цепочка с крестиком. Демонстрация главного христианского символа, по мнению руководства канала, могла стать «источником раздора и преступлений». Не так давно я узнал о постановлении Европейского суда по правам человека, в соответствии с которым Греческое государство, отказывая в регистрации однополых союзов, обвиняется в нарушении Европейской конвенции по правам человека. Если продолжать логику этого безумия, то нельзя исключить, что завтра нам скажут, что наши храмы, святой крест и иконы, Священное Писание, да и само по себе существование христиан оскорбляют представителей других религий или тех, кто придерживается атеистического мировоззрения, а потому их нужно устранить. Собственно, такое физическое устранение христиан мы сейчас наблюдаем в Ираке, Египте, Ливии, Сирии и других странах. Недопустимо, чтобы такая же судьба постигла и Европу. − Подписание Совместного послания народам России и Польши оценивают как акт огромного исторического значения. Как православные верующие в России восприняли это Послание? − 9 сентября 2012 года Совместное послание было оглашено за Божественной литургией, совершенной Святейшим Патриархом Кириллом в кафедральном Храме Христа Спасителя в Москве. Текст Послания был распространен церковными средствами массовой информации, а его оглашение в Храме Христа Спасителя получило широкое освещение в российских СМИ. Отрадно, что в современной России нет накала страстей по отношению к Польше. Подавляющее большинство народа настроено на развитие диалога во всех направлениях. − Заметны ли Вашему Высокопреосвященству какие-то признаки наступивших за этот год изменений, может быть, какого-то перелома в наших отношениях? − Совместное послание народам России и Польши, с моей точки зрения, не только закрепило стремление русского и польского народов к сближению, но и послужило реальной программой совместных действий в этом направлении. Сегодня Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь Польши прилагают усилия, чтобы воззвание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской конференции Польши архиепископа Юзефа Михалика не осталось лишь на бумаге, но стало реальным стимулом к сближению народов наших стран. Безусловно, одной из важных скреп в отношениях между русскими и поляками была и остаётся культура, имеющая общие славянские корни и возросшая на почве христианской традиции. В наших странах сегодня реализуются совместные музыкальные проекты, проводятся художественные экспозиции и фотовыставки. В Польше проходят фестивали российских фильмов, а в России – польских. Фестиваль российской песни в Зелёной Гуре продолжает традиции некогда популярного Фестиваля советской песни. Недавно отмечалось 50-летие Российского центра науки и культуры в Варшаве, который также регулярно проводит различные презентации, художественные выставки и конференции, знакомя всех желающих с богатым наследием русской классики и современной литературы. Следует упомянуть, что на его площадке проводятся тематические вечера, посвященные православным праздникам, на которых звучат лекции о традициях Православия. Культурные связи помогают жителям России и Польши лучше понять друг друга, осознать сложные моменты общей истории и в дальнейшем плодотворно развивать отношения между нашими народами и государствами. В последние годы всё больше польских школьников и студентов стали выбирать для изучения в качестве иностранного языка русский. Это свидетельствует о том, что многие из них связывают своё будущее именно с нашей страной, что они хотят учиться, а потом, возможно, и работать здесь, развивать экономические связи и академические контакты. Также интенсифицируется обмен на уровне наших духовных школ: польские православные священнослужители продолжают совершенствовать свои богословские познания в стенах духовных школ Московского Патриархата, а в Русской Православной Церкви есть клирики, обучающиеся в Христианской богословской академии в Варшаве. Важной стороной нашего сотрудничества является паломничество, большой вклад в расширение которого вносит Братство православной молодёжи Польши. Святыни Польской Православной Церкви регулярно посещают паломники из стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата. Особенно важным для себя мы считаем поиск новых возможностей для общения православной молодёжи, ведь паломничества служат, в том числе, и межнациональному общению подрастающего поколения наших стран. − В прошлогоднем Послании много говорится о необходимости совместного свидетельства наших Церквей перед лицом современной Европы. На чем должно быть основано подобное свидетельство и в каких областях оно может быть реализовано? Какие дальнейшие шаги мы должны предпринять на пути польско-российского примирения? − Необходимо двигаться дальше, поскольку мы находимся только в начале длительного пути. Изменение отношений между людьми на различных уровнях не может произойти в одночасье. Нужна кропотливая совместная работа со стороны как гражданского общества России и Польши, так и наших Церквей. К счастью, у Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви идентичные или очень близкие подходы к актуальным вопросам современности. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с социальными концепциями обеих Церквей. В числе вызовов, которые сегодня встают перед христианами, могу назвать агрессивный секуляризм, разрушающий традиционные нравственные устои, в том числе ценности семьи и брака. К сожалению, в ряде европейских государств получают юридический статус однополые союзы, легализуются аборты и эвтаназия. Все это подтачивает фундамент европейской цивилизации, которая не может существовать без прочного нравственного начала. Отрадно, что в России и Польше сохраняются традиционные устои в личной, семейной и общественной жизни. Другим значимым направлением взаимодействия Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Польше могла бы стать защита христианского населения в тех регионах мира, где оно терпит притеснения. Например, речь может идти о Сирии, где многие тысячи сирийских христиан под натиском религиозных экстремистов вынуждены оставлять свои дома и эмигрировать. Московский Патриархат прилагает все возможные усилия к тому, что поддержать страждущих братьев и сестер в Сирии и привлечь внимание мировой общественности к их трагедии. Мы ценим работу, которую ведет в этом направлении Папа Римский Франциск. Были бы признательны, если бы Католическая Церковь в Польше, которой свойственна активная общественная позиция, также включилась в международную кампанию помощи сирийским христианам. Это общее дело способно стать серьезным толчком к улучшению взаимных отношений, поскольку может объединить большое число активных и неравнодушных людей из России и Польши. Формы взаимодействия могут быть самыми разными: совместные заявления Церквей по указанным проблемам современности и гуманитарные акции с участием общественных организаций, участие в мероприятиях на общеевропейском уровне, взаимодействие с религиозными и политическими лидерами Европы. − В какой мере диалог и примирение между Католической Церковью Польши и Русской Православной Церковью может повлиять на улучшение межцерковных взаимоотношений между Католической Церковью и Русской Православной Церковью на глобальном уровне? − Мы придаем диалогу с Католической Церковью Польши большое значение. Это касается не только примирения между российским и польским народами, в котором роль Церквей, в течение столетий формировавших национальную идентичность двух народов, трудно переоценить. Развитие отношений с Католической Церковью Польши является для нас неотъемлемой частью православно-католического диалога в целом. Мы считаем важным совместно отстаивать традиционные христианские ценности в Европе, в результате секуляризации переживающей сегодня духовно-нравственный кризис. Так же, как и Русская Православная Церковь, Католическая Церковь в Польше озабочена процессами размывания системы ценностей, на которой строилась европейская цивилизация в течение целого тысячелетия, отказом многих стран Запада от своих христианских корней. Позиции наших Церквей очень близки также в сфере социально-экономической этики, этики научного исследования, биоэтики. Католическая Церковь занимает в Польше активную общественную позицию. Благодаря ее усилиям удалось добиться принятия закона, запрещающего или существенно ограничивающего аборты. Это, можно сказать, уникальный случай в странах Евросоюза, законодательство которых чаще демонстрирует противоположную тенденцию в сторону крайней либерализации в вопросах нравственности. Католическая Церковь в Польше – динамично развивающаяся Церковь, высокий процент верующих которой составляет молодежь. В силу данного обстоятельства это одна из немногих католических Церквей, которая не испытывает недостатка в притоке молодых священнослужителей. Все более актуальным становится православно-католическое взаимодействие по защите прав христиан в тех странах, где они подвергаются дискриминации и насилию. Все эти аспекты делают диалог между Русской Православной Церковью и Католической Церковью в Польше не только актуальным, но и весьма перспективным в контексте православно-католического диалога в целом. − Может ли в период понтификата Папы Франциска и во время предстоятельства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состояться встреча Папы и Патриарха? Возможно, такая встреча уже планируется? Думаю, что возможность такой встречи очень велика. Хотя некоторые проблемы в отношениях между двумя Церквами остаются до сих пор нерешенными, в частности, до конца не урегулирован конфликт между православными и греко-католиками на Украине, сегодня перед Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью стоят одни и те же вызовы, которые требуют совместных действий. С данной точки зрения, встреча между Папой и Патриархом могла бы придать значительный стимул нашему взаимодействию по тем вопросам, которые я перечислил, и сделать его более эффективным. − Россия всегда была глубоко религиозной страной. Как обстоят дела в этом отношении после семидесяти лет коммунизма и двадцати лет возрождения Церкви? Каково текущее положение Русской Православной Церкви, уровень религиозной «вовлеченности» населения России? Как обстоят дела с призванием к священству, с делами милосердия и т.д.? − В текущем году широко отмечалось 1025-летие Крещения Руси. На протяжении всех этих лет Православие занимало важнейшее место в жизни нашего народа, являлось его духовной и нравственной опорой. Семь десятилетий правления коммунистического режима нанесли серьезный урон Русской Церкви: насаждая атеизм, советское правительство разрушало и оскверняло храмы и монастыри, закрывало духовные учебные заведения, всячески препятствовало исповедованию любой религии. Но выкорчевать веру из сердец людей большевикам не удалось. После падения Советского Союза епархии, монастыри и приходы нашей Церкви получили возможность свободно осуществлять свое служение, миллионы верующих включились в работу по возрождению церковной жизни. Если сравнивать современное состояние Русской Церкви с положением, в котором мы оказались к концу правления безбожного режима, то нельзя не признать, что наша Церковь достигла выдающихся результатов в восстановлении своей миссионерской, просветительской и социальной деятельности. На сегодня более семидесяти процентов населения России отождествляют себя с православной верой. Конечно, далеко не все из них являются практикующими христианами, однако число людей, реально вовлечённых в жизнь Церкви, постоянно растет. Отрадно, что порог храма переступает все больше молодых людей. Могу свидетельствовать об этом, исходя из собственного пастырского опыта: будучи настоятелем московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», я вижу среди постоянных прихожан немало молодых лиц. Свидетельством такого притока молодежи в храмы является увеличение числа юношей, желающих получить богословское образование и стать священнослужителями. Как ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия я констатирую увеличение числа молодых выпускников духовных семинарий и академий, желающих углубить свои знания в различных областях богословия, а также в церковно-административной и церковно-дипломатической деятельности. Необходимо отметить и расширение приходской активности молодёжи. Таланты и жизненная энергия юношей и девушек востребованы сегодня на наших приходах. Помимо помощи в совершении богослужения, молодые люди оказываются вовлечёнными в просветительскую и информационную приходскую деятельность, в служение милосердия. При многих храмах действуют молодёжные клубы. Всё это вселяет надежду в лучшее будущее нашей Церкви.
https://mospat.ru/ru/2013/11/29/news95060/ |