Патриарший томос, в котором Патриарх Афинагор и его Синод изглаживают из памяти и из среды Церкви анафему 1054 г. Этот томос был зачитан Вселенским Патриархом Афинагором в патриаршем соборе в Фанаре.
АФИНАГОР милостью Божией Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Во имя святой, единосущной, животворящей и нераздельной Троицы. «Бог есть любовь» (I Ин 4.8), любовь же - это Богом данный знак, отличающий учеников Христа, эта сила, собирающая воедино Его Церковь, это начало мира, согласия и порядка - как постоянное и яркое явление Святого Духа в ней. Тем же, кому поручено свыше попечение о Церквах Божиих, надлежит заботиться об этой «связи совершенства» (Кол 3.14) и обращаться с нею со всяческим вниманием, заботой и тщанием.И если случится так, что любовь охладится и единство в Господе прервется, должно всеми силами противодействовать злу и стараться его устранить. А ведь за грехи наши, ведомые Господу, сгустились тучи, и в лето тысяча пятьдесят четвертое от Рождества Христова над Церковью разразилась ужасная гроза: отношения между Римской и Константинопольской Церквами были подвергнуты испытанию, и любовь, прежде эти Церкви связывавшая, была ранена столь тяжко, что в лоне Церкви Божией прозвучала анафема: римские легаты, Кардинал Гумберт и его спутники, предали анафеме Патриарха Михаила Керулария и двух его помощников; Патриарх же Михаил Керуларий с возглавляемым им Синодом, в свою очередь, предал анафеме эдикт, вынесенный посланцами Рима и тех, кто его вынес и их сотрудников. Римской и Константинопольской Церквам надлежало тогда, подражая доброте и человеколюбию Божиему, взяться за дело и восстановить мир. И когда ныне Господь явил нам Свое благоволение, указав нам путь к примирению и миру - путь церковного домостроительства, на котором, благодаря совместным богоугодным и плодотворным усилиям Древнего Рима и Рима нашего - Нового, все более и более будут крепнуть наши братские отношения, наши Церкви сочли необходимым приступить к исправлению допущенных в прошлом ошибок и устранению всего, что этому исправлению препятствует, во имя углубления, возрастания, укрепления и совершенствования любви. Вот почему Наше Смирение, вместе с Высокопреосвященными и Высокочтимыми Митрополитами - Нашими возлюбленными братьями и сослужителями во Христе, - собравшись в угодное Господу время и обсудив все это на Синоде, а также ознакомившись с аналогичными постановлениями и решениями Древнего Рима, решили предать забвению и изгладить из памяти Церкви вышеупомянутую анафему, произнесенную Патриархом Константинопольским Михаилом Керуларием и возглавляемым им Синодом. Итак, Мы письменно заявляем, что эта анафема, произнесенная в лето от Спасения тысяча пятьдесят четвертое, в июле месяце VII индикта в великой Канцелярии нашей Великой Церкви, отныне и навеки предается забвению и изглаживается из памяти Церкви. Да будут ходатаями за нас перед всемилостивым Богом Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, святые преславные Апостолы Петр Первоверховный и Андрей Первозванный и все святые. Да пребывает Церковь в мире Господнем во веки веков. В удостоверение и непреложное свидетельство всего вышесказанного в Священной Книге нашей святой Церкви был сделан настоящий патриарший и синодальный акт, подлинная и заверенная копия которого послана для ознакомления и помещения в архивы святой Церкви Древнего Рима. Год от Спасения 1965, месяц декабрь (7 число) IV индикта. Патриарх Константинопольский Афинагор высказывается. Фома Халкидонский, Хризостом Неокесарийский, Иероним Родопольский, Симеон Иринопольский, Дорофей с островов Принцев, Максим Лаодикийский, Хризостом Мирликийский, Кирилл Халдийский, Мелитон Илиопольский и Фирский, Эмилиан Милетский. ТОМОС АГАПИС. Ватикан-Фанар (1958-1970) |