Папа Бенедикт XVI. Послание на Всемирный День Мира 1 января 2011 г. (фрагмент) E-mail
21.12.2010 09:17

...

Диалог между гражданскими и религиозными институтами

9. Достояние принципов и ценностей, выраженное в подлинной религиозности, является богатством для народов и их этосов. Оно непосредственно обращено к совести и разуму мужчин и женщин, напоминая о требовании нравственного обращения, побуждая практиковать добродетели и общаться друг с другом с любовью, в знак братства, как члены большой семьи человечества.

Уважая позитивную светскость государственных учреждений, следует всегда признавать публичное измерение религии.

Для этого важно установить здравый диалог между гражданскими и религиозными институтами для целостного развития человека и гармонии общества.

 

Жить в любви и в истине

10. В глобализированном мире, характерной чертой которого являются все более многонациональные и многоконфессиональные общества, великие религии могут составить важный фактор единства и мира для человечества. На основе собственных религиозных убеждений и рационального поиска общего блага их последователи призваны с ответственностью относиться к своим обязательством в контексте религиозной свободы. В разнообразных религиозных культурах, отбросив все то, что идет против достоинства мужчины и женщины, необходимо воспользоваться тем, что является положительным для гражданского сосуществования.

Публичное пространство, которое предоставляет международное сообщество религиям и их предложению "хорошей жизни", способствует возникновению определенной меры истины и добра, а также нравственного согласия, которые являются основополагающими для справедливого и мирного сосуществования. Лидеры великих религий, согласно своей роли, влиянию и власти в своих общинах, первыми призваны ко взаимному уважению и к диалогу.

Христиане, со своей стороны, призваны самой верой в Бога, Отца Господа Иисуса Христа, жить как братья, которые встречаются в Церкви и сотрудничают в созидании мира, где люди и народы "не будут делать зла и вреда [...], ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис 11, 9).

 

Диалог как совместный поиск

11. Диалог между последователями разных религий является для Церкви важным инструментом сотрудничества со всеми религиозными общинами на общее благо. Сама Церковь не отвергает ничего из того, что является истинным и святым в различных религиях. "Она с искренним уважением рассматривает тот образ действия и жизни, те предписания и учения, которые, во многом отличаясь от того, чего она придерживается и чему учит, всё же нередко доносят луч Истины, просвещающей всех людей".

И этот указанный путь - вовсе не путь релятивизма или религиозного синкретизма. Церковь "возвещает и обязана непрестанно возвещать Христа, Который есть "путь и истина и жизнь" (Ин 14, 6), в Котором люди находят полноту религиозной жизни и в Котором Бог примирил Себе всё". Тем не менее это не исключает диалог и совместные поиски истины в различных жизненных пространствах, поскольку, как гласит часто использовавшееся Св. Фомой Аквинским выражение, "всякая истина, кем бы она ни была сказана, исходит от Святого Духа".

В 2011 году отмечается 25-летняя годовщина Всемирного дня молитв о мире, созванного в Ассизи в 1986 году Досточтимым Иоанном Павлом II. Тогда лидеры великих религий дали свидетельство о том, что религия является фактором единства и мира, а не разделений и конфликтов. Память о том опыте является поводом для надежды на будущее, в котором все верующие почувствуют себя и станут действительно творцами справедливости и мира.

 

Нравственная истина в политике и в дипломатии

12. Политика и дипломатия должны взирать на нравственное и духовное достояние, предлагаемое великими религиями мира, чтобы признавать и утверждать всеобщие истины, принципы и ценности, которые нельзя отвергать, не отрицая вместе с ними достоинство человека. Но что значит на практике продвигать нравственную истину в мире политики и дипломатии? Это значит действовать ответственно, на основе объективного и полного знания фактов; это значит разрушать политические идеологии, которые стремятся вытеснить истину и человеческое достоинство и намерены провозглашать псевдоценности под предлогом мира, развития и прав человека; это значит прилагать усилия к тому, чтобы основанный на опыте закон базировался на принципах естественного закона. Все это является необходимым и связано с уважением достоинства и ценности человеческой личности, утвержденным народами земли в Хартии Организации Объединенных Наций 1945 года, в которой представлены всеобщие нравственные ценности и принципы в качестве ориентира для норм, институтов, систем сосуществования на национальном и международном уровнях.

 

По ту сторону ненависти и предубеждения

13. Несмотря на уроки истории и усилия государств, международных организаций на всемирном и местном уровнях, неправительственных организаций и всех мужчин и женщин доброй воли, которые каждый день посвящают себя защите основных прав и свобод, в мире и сегодня отмечаются гонения, дискриминация, акты насилия и нетерпимости, основанные на религии. Особенно в Азии и Африке большинство жертв являются представителями религиозных меньшинств, которым запрещается свободно исповедовать свою религию или менять ее, через запугивание и нарушение их прав, основных свобод, лишение имущества, доходя даже до лишения личной свободы и самой жизни.

Кроме того, существуют - как я уже отметил - более изощренные формы враждебности к религии, которые в западных странах выражаются порой отрицанием истории и религиозных символов, отражающих идентичность и культуру большинства граждан. Они часто вызывают ненависть и предубеждение и не соответствуют спокойной и взвешенной точке зрения плюрализма и светскости учреждений, не говоря о том, что новые поколения рискуют не войти в контакт с драгоценным духовным наследием своих стран.

Линия защиты религии проходит через защиту прав и свобод религиозных общин. Поэтому я призываю лидеров великих религий мира и государственные правительства не прекращать усилий по продвижению и защите религиозной свободы, взяв под особую защиту религиозные меньшинства, которые не представляют угрозы идентичности большинства, но, напротив, являются возможностью для диалога и взаимного культурного обогащения. Их защита представляет идеальный повод, чтобы укрепить дух благожелательности, открытости и взаимности, с которым следует защищать основные права и свободы по всему миру.

 

Религиозная свобода в мире

14. Я обращаюсь, наконец, к христианским общинам, которые подвергаются гонениям, дискриминации, актам насилия и нетерпимости, особенно в Азии, а Африке, на Ближнем Востоке, - и особенно на Святой Земле, избранной и благословенной Богом. Выражая им еще раз мою отеческую любовь и обещая им мои молитвы, я прошу всех властей предержащих действовать незамедлительно, чтобы положить конец всякому насилию в отношении христиан, живущих в этих регионах. Пусть ученики Христа, сталкиваясь с нынешними противодействиями, не падают духом, ибо свидетельство о Евангелии есть и всегда будет предметом пререканий.

Поразмышляем в своих сердцах о словах Господа Иисуса: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся [...]. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся [...]. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф. 5,4-12). Давайте же обновим "обязательство, принятое нами в знак снисхождения и прощения, которого мы молим в Pater noster у Бога, чтобы и нам самим было поставлено условие и мера желанного милосердия. И мы молимся так: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6,12)". Насилие невозможно преодолеть насилием. Пусть наш крик боли всегда сопровождает вера, надежда и свидетельство Божьей любви. Я также выражаю пожелание, чтобы на Западе, особенно в Европе, прекратились враждебность и предвзятость против христиан из-за того, что они намерены последовательно придерживаться в своей жизни ценностей и принципов, выраженных в Евангелии. Пусть Европа сумеет примириться со своим христианскими корнями, которые важны для понимания роли, которую она играла, играет и намерена играть в истории; таким образом она сумеет пережить опыт справедливости, согласия и мира, ведя искренний диалог со всеми народами.

 

Религиозная свобода - путь к миру

15. Мир нуждается в Боге, нуждается в этических и духовных ценностях, всеобщих и разделяемых всеми, и религия может внести ценный вклад в их поиск, для созидания справедливого и мирного социального порядка на национальном и международном уровнях.

Мир - это дар Божий и одновременно проект, который нужно реализовать и который никогда не бывает полностью завершенным. Общество, примиренное с Богом, гораздо ближе к миру, который не является простым отсутствием войны, не является простым плодом военного или экономического превосходства и в еще меньшей степени - хитрости или ловких манипуляций. Напротив, мир является результатом процесса очищения, культурного, нравственного и духовного подъема каждого человека и народа, в котором полностью уважают человеческое достоинство. Я призываю всех, кто желает стать миротворцами, и особенно молодежь, прислушаться к своему внутреннему голосу, чтобы найти в Боге прочный ориентир для завоевания подлинной свободы, неисчерпаемой силы, чтобы направлять мир с новым духом, способным не повторять ошибок прошлого. Как учит Слуга Божий Павел VI, мудрости и дальновидности которого обязано установление Всемирного Дня Мира: "Миру следует дать прежде всего другое оружие, которое не предназначено убивать и истреблять человечество. Это прежде всего нравственное оружие, которое придает сил и престижа международному праву; в первую очередь - соблюдение договоров". Религиозная свобода - это подлинное оружие мира, наделенное исторической и пророческой миссией. Она ценит и заставляет плодоносить наиболее глубокие качества и возможности человека, способные изменить и сделать лучше мир. Она помогает питать надежду на справедливое и мирное будущее, даже среди вопиющей несправедливости, материальной и моральной нищеты. Пусть все люди и общества на всех уровнях и во всех уголках Земли смогут скоро ощутить религиозную свободу, путь к миру!

Из Ватикана, 8 декабря 2010

BENEDICTUS PP XVI

http://www.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=447838