Консультация делегатов православных церквей и представителей ВСЦ, результативный документ, 1981 год E-mail
27.04.2010 21:24

София, 1981 год

 

            В ответ на пожелания Поместных Православных Церквей и ВСЦ, неоднократно звучавшие в течение последних лет, руководство Всемирного Совета Церквей и православные члены Центрального Комитета на заседании, проходившем в 1979 году на Ямайке, приняли решение о проведении консультации по вопросам экуменизма, и прежде всего для обсуждения православного вклада в деятельность ВСЦ.

Консультация официальных делегатов Православных Церквей и представителей ВСЦ, организованная Генеральным секретариатом и Православной рабочей группой ВСЦ со штаб-квартирой в Женеве, прошла в Софии 23 – 31 мая 1981 года. Во встрече приняли участие 30 человек, в качестве принимающей стороны выступил Болгарский Патриархат.

Основные темы повестки дня:

  1. Православное понимание экуменизма и участие в работе ВСЦ.
  2. Православный опыт и проблемы в ВСЦ.
  3. Перспективы православного вклада в деятельность ВСЦ.
  4. «Иисус Христос – жизнь мира».
По этим вопросам соответствующими Церквами, Генеральным секретариатом ВСЦ и Православной рабочей группой был представлен ряд докладов и заявлений.

Состоялась широкая дискуссия, посвященная конструктивному партнерству Православных Церквей в ВСЦ, поиску и улучшению путей и способов сотрудничества в рамках экуменического содружества, усилению роли Православных Церквей в работе ВСЦ и обеспечению дальнейшей эффективности их присутствия в ВСЦ.

 

1. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ЭКУМЕНИЗМА И УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ВСЦ

Все участники консультации отметили особое, символическое значение того, что она проводилась в 1600-летнюю годовщину II Вселенского Собора, проходившего в Константинополе (май 381 года). Этот Собор, в котором приняло участие сравнительно небольшое число епископов с Востока, был тем не менее признан всеми Вселенским, потому что «он собрал воедино разделенных» и отразил в себе православное осознание целостности Церкви. На нем примирились даже те, кто расходился до этого друг с другом в вероисповедных формулировках, потому что они обрели общее выражение живой Истины Божией, как она выражена в творческом богословском стремлении отцов Церкви.

Участники консультации вдохновлялись и руководствовались этим примером. Осознавая себя членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, хранящей единую Истину, они единодушно признали экуменическое движение важным знаком нашего времени. Это время ставит перед Православной Церковью серьезные проблемы, на которые она должна со всей ответственностью откликнуться.

В обсуждении вопросов христианского единства участники консультации признали, что «экуменизм в пространстве» (т. е. стремление к единству в наши дни) неотделим от «экуменизма во времени» (т. е. верности апостольскому и святоотеческому учению). Также отмечалась неизбежность определенных противоречий между необходимостью сохранять верность святой церковной традиции и стремлением к развитию экуменических отношений, немедленному и окончательному единению разделенного христианства. Участники встречи отвергли любую возможность компромисса в вероучении и с удовлетворением напомнили, что ЦК ВСЦ на заседании в Торонто (в 1950 году) провозгласил: «Ни одной Церкви не следует бояться вступать во Всемирный Совет из опасения, что это угрожает уничтожением ее наследия».

Были также отмечены еще некоторые важные положения Торонтской декларации, например о том, что «членство в ВСЦ ни в каком смысле не означает, что они принадлежат к какому-то органу, который выносит решения за них», – более того, «членство не означает, что каждая Церковь должна считать другие Церкви – члены ВСЦ – Церквами в истинном и полном смысле этого слова».

В ходе встречи было признано, что, хотя Торонтская декларация нуждается в развитии или корректировке, она продолжает оставаться существенным фактором, обеспечивающим продолжение участия Православных Церквей в деятельности ВСЦ.

Участники консультации сошлись в своем понимании экуменизма как необходимого выражения соборности. Православная Соборная Церковь прилагает все усилия к единению христиан в той же мере, в какой она не может быть безразличной ко всем другим проявлениям разделения или вражды в человечестве или во всем творении. В своем Воплощении Сын Божий воспринял полноту человеческой природы, и именно в Боге человечество находит свое истинное предназначение и жизнь. Вследствие этого вера во Христа не может отделять наше человеческое стремление к Богу от отношения к деяниям человека в творении и различия между «вертикальным» и «горизонтальным» измерениями Евангелия были отвергнуты, как неприемлемые. Христос воистину жизнь всего мира, и Дух Святой, сошедший на апостолов, «в соединение вся призва» (кондак Пятидесятницы).

Если рассматривать экуменизм в свете соборности Церкви, то становится ясно, что Всемирный Совет Церквей как институт не может считаться единственным олицетворением экуменического движения. И действительно, ВСЦ не включает в себя все существующие сегодня христианские Церкви, кроме того, важная роль в развитии экуменизма принадлежит другим экуменическим организациям и экуменическим начинаниям. Как бы то ни было, сегодня ВСЦ является наиболее представительным экуменическим содружеством, к которому присоединились все Православные Церкви и в котором они нашли:

  • возможность живого общения с другими христианами с молитвой друг о друге;
  • возможность постоянного богословского диалога о христианском единстве;
  • возможность взаимопомощи и сотрудничества Церквей в служении миру и справедливости в обществе, а также во многих иных областях христианской деятельности и миссии в этом мире;
  • возможность иметь братские отношения не только с неправославными Церквами, но также и между собой.
По мнению участников, такие результаты работы ВСЦ могли появиться потому, что, согласно определению, принятому в Торонто, он существует, чтобы «служить Церквам, являющимся его членами, как инструмент, посредством которого они могли бы вместе свидетельствовать о их общей преданности Иисусу Христу и сотрудничать в вопросах, требующих совместных действий». Хотя ВСЦ не может «стать Церковью» и не может взять на себя миссию созыва Вселенского Собора, но он заложил и развил основу братства Церквей, которое будет служить единству всех.

Участие Православных Церквей в деятельности ВСЦ является, таким образом, выражением попечения о жизни, спасении и единении всех, которое Церковь имела со времен апостольских. Так, итоговый документ Консультации православных богословов, проходившей с 24 по 30 сентября 1977 года в Новом Валааме (Финляндия), гласит:

«Участие православных в современном экуменическом движении в принципе является не революцией в истории Православной Церкви, а естественным следствием ее постоянной молитвы «о единении всех». Это еще одна попытка применить Апостольскую веру к новым историческим условиям и требованиям современности, подобно тому как это делалось во времена отцов Церкви. Новым является то, что сегодня православные пытаются делать это вместе с другими христианскими объединениями, полнота единства с которыми еще не достигнута. Именно это порождает трудности, но в этом же и признаки видимой надежды на развитие братских отношений, сотрудничества и взаимопонимания».

Православные Церкви – члены ВСЦ посвятили себя такому видению экуменизма и намереваются сохранять верность ему. Но они также считают, что будущее плодотворное участие Православных Церквей в ВСЦ может быть обеспечено только в том случае, если будут учтены некоторые существенные факты прошлого опыта.

 

2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ В ВСЦ

Настоящая оценка этой проблематики проистекает из следующих убеждений:

1. Православные Церкви сыграли активную роль в основании экуменического движения и являются полноправными членами и партнерами ВСЦ.

2. Православные Церкви, представленные на этой Консультации, признают, что ВСЦ со времени его основания в 1948 году сыграл важную роль в деле единения христиан и общехристианского свидетельства, вселяя надежду, испытуя и обогащая его.

3. Участие в работе ВСЦ – это процесс роста, в котором все Церкви-члены призваны к поиску более полного и эффективного участия на своих собственных условиях, приемлемых для них. Это должно происходить не за счет других Церквей-членов, но во взаимопонимании с ними.

4. Православные Церкви, представленные на встрече, чувствуют, что они всегда должны иметь возможность действовать на основе своей экклезиологии и своего видения для того, чтобы их вклад в служение и свидетельство делу Единой, Соборной и Апостольской Церкви был подлинным.

 

А. Позитивные аспекты православного участия в ВСЦ

Несомненно, что Православные Церкви получили ощутимую пользу от своего присутствия в ВСЦ и посредством развития взаимопонимания, серьезного обсуждения вероучительных вопросов, обмена мнениями и опытом общего свидетельства оказали серьезное влияние на его мышление, чаяния и работу. Есть прогресс и в движении к христианскому единству, но нам предстоит еще долгий путь к нему.

Наряду с положительными сторонами наших экуменических устремлений хотелось бы указать на ряд особо важных моментов в надежде пробудить больший интерес к экуменическим начинаниям, более глубокую и искреннюю вовлеченность в их осуществление:
1) ВСЦ способствовал распространению экуменического сознания на всех международных, региональных и национальных уровнях в странах, где несут свое служение многие из Православных Церквей. Именно в таком духе во время заседаний ВСЦ было положено начало неофициальному богословскому диалогу Православных и Древних Восточных Церквей. Встречи православных на заседаниях ВСЦ также внесли вклад в дальнейшее укрепление существующих братских связей между Православными Церквами. Также благодаря ВСЦ православные христиане совместно участвовали в работе ряда консультаций, семинаров и рабочих групп, посвященных различным проблемам, для того, чтобы прояснить свои позиции и сделать православное видение достоянием жизни и деятельности ВСЦ;

2) усилиями своих подразделений – единиц, подъединиц, комиссий и рабочих групп – ВСЦ также оказал огромное содействие делу христианского единства и единства всего человечества. Следует особенно отметить работу комиссии «Вера и церковное устройство» в поисках точек соприкосновения разных конфессий по фундаментальным вероучительным вопросам, таким, как крещение, Евхаристия и священство, а также комиссий «Всемирная миссия и евангелизация» (КВМЕ) и «Участие Церквей в развитии» (КУЦР), которые стремились привнести православное богословское мышление в сферу миссии и евангелизации и соответственно социальной этики и развития. Мы также отмечаем солидарность, материальную и моральную помощь таких комиссий и рабочих групп, как Комиссия межцерковной помощи, помощи беженцам и служения миру (СИКАРВС), Церковь и Общество, Программа борьбы с расизмом, Комиссия Церквей по международным делам (КЦМД), в стремлении откликнуться на человеческие и социальные нужды;

3) с другой стороны, православное присутствие способствовало распространению троического богословия, осознанию насущной важности вероучительного единства, экклезиологии Поместной Церкви, духовности, сакраментальной жизни, центральной роли литургии.

 

Б. Проблемы, связанные с участием Православных Церквей в ВСЦ

Следует признать, что с самого начала участие Православных Церквей в работе ВСЦ было нелегкой задачей. Во многом это связано с особенностями структуры ВСЦ, в которой православное богословие не всегда может найти себе достойное место. Положение усугубляет и то, что Поместные Православные Церкви вступали в ВСЦ в разное время (в 1948, 1961, 1965, 1972 годах и т. д.), причем каждая из них по своим собственным побуждениям, а также отсутствие единой православной позиции по отношению к ВСЦ и к экуменическому движению.

Хотя Православные Церкви сохраняют преданность своему членству в ВСЦ и его деятельности и несут в нем общее свидетельство и служение, им также приходится сталкиваться с некоторыми специфическими трудностями, суть которых можно обобщить следующим образом:

1) православным участникам бывает иногда трудно вписаться в рабочий стиль ВСЦ, они не всегда имеют возможность включать свои приоритеты в программные мероприятия Совета. И, наоборот, вопросы, чуждые православной традиции и духу, как, например, проблема рукоположения женщин, приобретают первостепенное значение в повестке работы ВСЦ. Поэтому следует прилагать усилия к тому, чтобы православные приоритеты и чаяния, изложенные в ряде документов Православных Церквей – членов ВСЦ доводились до сведения Совета;

2) православные христиане считают, что их приверженность делу экуменизма коренится в самой природе Церкви. Поэтому они призваны внести особый богословский вклад в экуменический диалог. Однако язык богословских формулировок и методология их составления не всегда позволяют православному видению с достаточной ясностью проявить себя и стать неотъемлемой частью документов, принимаемых подразделениями ВСЦ. Вследствие этого православные не исключают возможности вновь прибегнуть к практике выступления с отдельными заявлениями;

3) особенно было отмечено, что ВСЦ есть в первую очередь Совет Церквей и они должны иметь право назначать своих представителей в различные органы ВСЦ.

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВКЛАДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЦ

Для того чтобы способствовать более полноценному участию православных в деятельности ВСЦ, участники Консультации, учитывая свой прошлый опыт работы в нем, выразили следующие пожелания:

1) Базис ВСЦ или по крайней мере условия приема новых членов должны включать в себя упоминание о крещении;

2) необходимо обеспечить более широкое представительство православных на всех ассамблеях, в комитетах и других органах ВСЦ исходя из следующих соображений:

а) Православные Церкви представляют одну из двух основных традиций ВСЦ;

б) необходимо принять во внимание число православных христиан по сравнению с числом христиан других конфессий, представленных в Совете;

в) следует также учитывать тот факт, что Устав ВСЦ и требования православного канонического права не позволяют большему числу Православных Церквей стать членами ВСЦ, в то время как его состав постоянно увеличивается за счет протестантских группировок и таким образом пропорция православных голосов в общем числе голосов Совета сокращается.

Поэтому необходимо существенно увеличить число православных представителей на Генеральной Ассамблее, в Центральном Комитете, в исполнительном комитете, в комитетах единиц и подъединиц;

3) все Православные Церкви должны быть представлены в Центральном комитете ВСЦ пропорционально их численному составу и историческому значению;

4) каждая Православная Церковь должна быть представлена хотя бы в одном из комитетов подъединиц;

5) выдвижение православных кандидатов в Центральный Комитет должно проходить только с согласия соответствующих Православных Церквей, и эти решения должны проводиться в жизнь;

6) выдвижение православных кандидатов в другие комитеты и органы ВСЦ должно быть результатом соглашения между данной Православной Церковью и соответствующим органом ВСЦ;

7) что касается числа православных сотрудников ВСЦ, то оно должно быть увеличено и все Православные Церкви должны быть возможно полнее представлены в составе персонала ВСЦ;

8) в качестве рабочего языка Всемирного Совета Церквей рекомендуется использовать греческий, который является одним из языков, используемых на всеправославных встречах и в двусторонних диалогах Православных Церквей. Разумеется, что соответствующие Церкви готовы нести финансовую ответственность за использование греческого языка;

9) православные члены различных органов ВСЦ и консультаций должны активно участвовать в составлении проектов документов на самых ранних стадиях путем дискуссий, а также в подготовке окончательного текста. ВСЦ должен всячески приветствовать такое участие и стремиться к его эффективности;

10) в заседаниях ВСЦ должно участвовать большее число православных докладчиков, советников и экспертов, причем на руководящих должностях;

11) была признана необходимость изменения процедуры и способа окончательного принятия разрабатываемых экуменических соглашений по вероучительным вопросам. Эта проблема заслуживает серьезного внимания членов ВСЦ. Консультация приглашает Генерального секретаря ВСЦ начать экуменическую дискуссию по этому вопросу. Конкретные предложения были внесены Русской Православной Церковью. Для окончательного решения этой проблемы и принятия процедурных положений они должны быть изучены и затем надлежащим образом сформулированы в процессе консультаций между Генеральным Секретариатом и соответствующими единицами и подъединицами;

12) участники консультации с благодарностью заслушали сообщения православных сотрудников аппарата ВСЦ о том, что было сделано для того, чтобы православное видение стало частью деятельности ВСЦ, и призвали к продолжению этих усилий. Участники консультации взяли обязательство сообщить своим Церквам о деятельности различных единиц и подъединиц ВСЦ и просить о расширении содействия и соответственной материальной поддержки, когда это необходимо;

13) консультация считает существенно важным, чтобы во время Генеральных ассамблей и заседаний ЦК между православными представителями поддерживались контакты для того, чтобы вклад православных в работу этих заседаний был более полноценным. Было бы желательно проводить специальные консультации по подготовке работы ЦК;

14) особое внимание было уделено подготовке Православных Церквей к VI Ассамблее в 1983 году. Те из них, которые представлены на Консультации, считают, что VI Ассамблея в Ванкувере предоставляет им особенно благоприятные возможности, и намерены приложить все усилия для того, чтобы доля православного участия в экуменическом диалоге и общении стала возможно более полной. Они считают свою Консультацию в Софии с руководителями ВСЦ неотъемлемой частью подготовки к этому событию в экуменическом движении. Они ожидают, что руководство ВСЦ, а также принимающие Церкви Канады приложат все усилия, чтобы обеспечить полное участие всех православных делегатов в таких условиях, которые исключали бы вмешательство извне и способствовали плодотворной работе. В процессе подготовки к Ассамблее следует обратить особое внимание на следующее:

а) размышления о значении темы «Иисус Христос – жизнь мира». Православные имеют твердое убеждение, что они могут предложить собственное, своеобразное богословское истолкование темы Ассамблеи. Для них слова «Иисус Христос – жизнь мира» должны стать поводом к проявлению особенного внимания ко всему процессу экуменического осмысления и солидарности в годы после Ассамблеи. Они готовы способствовать достижению этой цели путем подготовки богословского исследования по этой теме, основанного на святоотеческой христологии, восточной иконографии и духовности. Они приветствуют публикацию Православной рабочей группой ВСЦ брошюры, включающей подготовительный материал к Ассамблее, и издание обстоятельного, всестороннего труда о Православной Церкви;

б) должны проводиться местные и региональные консультации, на которых Церкви-участницы данной страны (или региона) могли бы иметь возможность принять участие в подготовительной работе в сотрудничестве с местным клиром и общинами. Цель таких консультаций – укрепить экуменическое движение на местах и дать новую оценку значения экуменического содружества в данной местности;

Выполнению вышеупомянутой цели весьма способствовал бы перевод подготовительного и вспомогательного материалов для будущей Ассамблеи (включая доклад Софийской Консультации) и его заблаговременное распространение в Поместных Церквах;

в) весьма важную роль в этом подготовительном процессе играют визиты экуменических делегаций. Целью таких визитов в этот период должно быть содействие распространению экуменического мышления. Особый акцент следует делать на том, что ВСЦ является братством и Советом Церквей. Церкви должны чувствовать свое полное право и ответственность за подготовку и координацию таких визитов, указывая их форму, вопросы для обсуждения, а также имена контактных лиц.

Представленные на встрече Православные Церкви решительно настаивают, чтобы до и во время Ассамблеи они имели организационную возможность вносить свои приоритеты в повестку дня Ассамблеи. Им также должна быть предоставлена трибуна для оценки программ ВСЦ и участия в формировании Совета.

 

4. «ИИСУС ХРИСТОС – ЖИЗНЬ МИРА»

На консультации было заслушано несколько докладов по теме Ассамблеи и по ним была проведена дискуссия, которая, однако, за отсутствием времени не была завершена. Участники с удовлетворением восприняли известие о предстоящем симпозиуме православных богословов, посвященном конкретно обсуждению темы VI Ассамблеи. В связи с этим они склонились к мысли, что лучше всего ограничиться следующими моментами:

1) была заново подтверждена готовность и желание православных всемерно содействовать развитию темы Ассамблеи;

2) было указано, что вопрос о том, какое отражение тема Ассамблеи найдет в жизни и деятельности ВСЦ и Церквей после Ассамблеи, заслуживает отдельного внимания на предстоящем симпозиуме;

3) было выражено общее согласие, что православный вклад должен быть прежде всего сосредоточен в следующем:

а) в святоотеческом учении об Иисусе Христе – жизни мира;

б) в своем разнообразном опыте познания, как жизни мира, обретенном в этом столетии;

4) была отмечена необходимость рассмотрения вопроса о возможности публикации в соответствующей форме некоторых выводов из документов, представленных на консультации, в качестве частичного вклада православных в подготовку вспомогательных материалов Ассамблеи.

В отношении учения отцов Церкви участники консультации предложили предстоящему симпозиуму со вниманием рассмотреть следующие вопросы:

1) святоотеческие пути соединения веры и жизни, диагноза и терапии, в качестве общечеловеческого опыта прославления Господа и жизни;

2) точный смысл терминов «жизнь» и «мир»;

3) благодать в Творении;

4) Логос – «свет человеков» (Ин. 1, 4);

5) Божественный образ в человеке до и после падения и появления смерти;

6) учительная и спасающая роль Логоса в Ветхом Завете;

7) Логос как Искупитель мира в Воплощении, смерти и воскресении;

8) Иисус Христос как податель Духа Святого, «изобилия жизни» для христиан (Ин.);

9) Церковь как новая жизнь мира (миссия, единство и святость);

10) Иисус как Хлеб жизни вечной в таинствах;

11) тайна любви к ближнему, в котором мы видим Христа и чрез которого мы обретаем опыт нашей новой жизни во Христе (свидетельство и служение);

12) реальность жизни через смерть в христианском бытии (страдания и радость в самопожертвовании ради жизни мира);

13) Жизнь мира грядет – «Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Консультация в Софии предоставила прекрасную возможность для братского обмена информацией, обогащения и укрепления межправославных отношений, содействовала большей эффективности диалога и координации усилий православных христиан в экуменическом движении. Эта творческая встреча православных представителей с руководством ВСЦ стала новой формой объединения усилий для достижения общехристианского единства, общего свидетельства и служения в современном мире.

Согласно общему пониманию, консультация содействовала углублению православного участия в экуменическом движении и послужила знаком обновленной причастности Православных Церквей богозаповеданному братству и трудам ВСЦ. Она принесла участникам удовлетворение и надежду и явилась призывом стать смиренными слугами Святой Церкви, вестниками примирения, общности, мира и справедливости.