Рождественское послание митрополита Виталия, Первоиерарха РПЦЗ, 1986/87 года E-mail
20.01.2011 20:17

«Христос раждается! Славите!»

    Поздравляю с праздником Рождества Христова всех благоговейных пастырей и всю благочестивую паству нашей Русской православной Зарубежной Церкви и желаю от Господа мира душевного, радости и Божия благословения.

    1986 лет тому назад от Приснодевы Марии родился Богочеловек — Господь наш Иисус Христос. Такое сверхъестественное явление положило начало в истории рода человеческого новой христианской эры, новому летоисчислению от Рождества Христова. На таком непостижимом двойном чуде — Приснодевстве Божией Матери и Богочеловечности — Господь основал Свою Церковь, которая чудесно живет в этом мире, будучи, по слову новомученика российского проф. Новоселова,[1] «тайной и таинством» — тайной для ума человеческого и святым таинством для души и сердца. Этот чудесный богочеловеческий организм, Церковь Христову, в котором сочетается видимое с невидимым, таинственное с явным, Божие с человеческим, диавол все время стремится низвести на степень обыкновенного человеческого общества, в котором действовала бы человеческая, растленная, испорченная воля, а через последнюю — его диавольская воля вместо воли Божией. Вот в чем вся сущность борьбы диавола с Церковью, его нерв, его жало.

    Через все века своего непрекращающегося существования Церковь Христова хранила как «зеницу ока» свою внутреннюю свободу от посягательств на нее сильных мира сего. Даже в самые благоприятные времена своего бытия Церковь отстаивала свою свободу от вмешательства в ее сокровенную жизнь иногда даже благочестивых, но не по разуму ревностных царей и императоров, потому что в них она видела пусть благожелательную, но в конце концов только человеческую волю.

    Ни одному государству, ни одному народу, племени или обществу Господь не обещал непоколебимость, несокрушимость и непреодолимость до конца века сего. Только Церкви Своей Он определил эти свойства словами: «врата адова не одолеют ея» никогда, и это потому, что Глава ее — Сам Всемогущий Господь. Чтобы увидеть, различить истинную Церковь среди этого моря сотен христианских, больших и малых так называемых «церквей», надо иметь в виду, во-первых, ее историческую, во времени не прекращающуюся видимую преемственность от Самого Христа и Его святых Апостолов, и, во-вторых, в этом видимом сосуде, как в ракушке перламутровой, жемчужину истины. Одно без другого не может быть. И этими двумя свойствами обладает только Вселенская Православная Церковь, состоящая из многих поместных Православных церквей.

    В данное время большинство поместных церквей потрясены во всем их организме страшным двойным ударом: новостильного календаря и экуменизма. Однако и в таком их бедственном положении мы не дерзаем, и упаси нас Господь от этого, сказать, что они утратили Божию благодать. Мы провозгласили анафему экуменизму для чад нашей Церкви только, но этим мы очень скромно, но твердо, нежно, но решительно, как бы приглашаем задуматься поместные церкви. В этом роль нашей самой малой, скромной, полугонимой, всегда начеку, но истинной Церкви. Мы, de facto, не сослужим ни с новостильниками, ни с экуменистами, но если кто-либо из нашего духовенства, по икономии, и посягнул на это сослужение, то этот единичный факт никак не влияет на наше стояние в истине.[2]

    Хочу закончить свое послание дорогой нашей пастве словами пророка Исаии, столь ободряющими нас и так справедливо относящимися к нашей Русской Православной Зарубежной Церкви:

    «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог. Услышите до последних земли; могущии, покоряйтеся. Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас. Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог».

    Рожденный Младенец-Христос да прольет на души наши из Своих светозарных яслей Свет Свой присносущный, исполненный мира и радости.

+ Митрополит Виталий

     

[1] Св. мученик Михаил Александрович Новоселов, философ, издатель и публицист. О нем подробнее см.: Е. С. Полищук. Михаил Александрович Новоселов и его «Письма к друзьям» // М. А. Новоселов, Письма к друзьям / Пред., комм. и научн. подготовка текста Е. С. Полищука (М., 1994) V–LIII.

[2] Странным образом митр. Виталий считает анафему против экуменизма провозглашенной (а значит, действенной) для чад РПЦЗ и тут же заявляет, что игнорирование этой анафемы (через сослужение с экуменистами) отдельными представителями духовенства — не нарушение, а всего лишь акт «икономии», который «никак не влияет на стояние в истине».

 

Печатается по: Православная Русь № 1 (1333) (1/14 января 1987)