Архимандрит Серафим (Алексиев). Единственное допустимое осуждение E-mail
19.07.2011 23:52
 
Воистину Спаситель ясно сказал: есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой (Ин. 10, 16). Но что это означает? – Это означает, что не только иудеи, огражденные законом Божиим и входящие в старозаветную ограду, но и язычники, находящиеся далеко от этой ограды, могут войти в единое и единственное стадо, представляющее собой Христову Церковь. Но для того, чтобы войти в нее, они должны услышать голос Спасителя, т.е. принять безпрекословно возвещенную Им Истину так, как ее принимает и проповедует св. Православная Церковь, основанная Им как столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Те, которые не принимают Божественную Истину целиком, но только часть от нее, которые смешивают ее с ложью, - не принадлежат к Христову стаду. Точно также и те, которые с виду находятся в ограде, однако внутренне отлучены от нее, от ее догматов и канонов, - не его члены. Это становится явным, если не раньше, то непременно на Страшном суде Христовом.

Лжегуманистический дух нашего времени заменяет строгий евангельский дух и накладывает свою печать мышления даже на просвещенных православных христиан. Этот лжегуманистический дух, очевидно, совсем противный духу Вселенских Соборов, приводит многих к отступлению от Истины (ср. 2 Сол. 2, 3). Он призывает их к непослушанию Матери-Церкви. Она объявляла ереси несовместимыми со здравым учением, а сегодня внушается криво понимаемое равноправие между дьявольской ложью и Богооткровенной Истиной. Церковь отлучала лжеучителей от общения с собой, а сегодня проповедуются совместные моления с ними. Она не допускала никакого богослужебно-сакраментального общения между православными и инославными, а сегодня некоторые даже позволяют себе причащаться при протестантах. Она осуждала извратителей Истины, а сегодня осуждение их считается грехом наравне с житейскими пересудами. 

Есть модернистские православные авторы, например, Сергей Большаков и др., которые, говоря о современные «подвижниках», подчеркивают как важнейшее их качество то, что они не осуждали никого, даже еретиков (см.: Сергей Большаков. На высотах духа. Брюссель, 1971. С. 39). Через подобное смешение запрещенного и позволенного осуждения такие авторы незаметно насаждают пагубную тенденцию смешения Истины и лжи в угоду экуменическому безразличию в вере, - то, что способствует объединению Православия с другими исповеданиями и даже с языческими религиями. Сергей Большаков указывает как на пример такого «неосуждения» на покойного Кентерберийского архиепископа Уильяма Темпла. Действительно, Уильям Темпл не осуждал даже явных еретиков в своей «церкви». Как большой экуменист, он разделял пагубный принцип всеохватности, согласно которому все могут объединиться со всеми, независимо от догматических разногласий между ними. После того, как в 1954 году была выработана экуменическая основа, содержащая догматический минимум для объединения христианских исповеданий, в качестве которой приняли минимальное верование во Христа как «Бога и Спасителя», У. Темпл заявил, что неприятие этой основы не должно стать препятствием тому, чтобы экуменисты продолжали сотрудничать и с теми деноминациями и общностями, которые не признают Христа Богом и Спасителем. Что иное может это означать, кроме широко отворенных врат для объединения Истины с ложью?!

Некоторые еще пытаются оправдать неосуждение еретиков с тем аргументом, что это делается во имя мира и для предотвращения войны. Но кто разжигает войну? – Только те темные масонские силы, которые проповедуют и смешение исповеданий, и сближение вер. Их цель не есть избежание ужасов всякой войны, но уничтожение Истины и доведение православных христиан до отступления от нее (ср. 2 Сол. 2, 3).

Проиллюстрируем свои слова по этому поводу одной басней.

В одном обширном лесу жили много зайцев, серн и оленей. Для всех хватало пищи. Они были счастливы и проводили свои дни в мире. Но поблизости скрывались волки. Время от времени они нападали на кротких серночек и съедали некоторых из них. Но вот для волков наступил голод, потому что серны и зайцы стали очень осторожными и умело скрывались. Собрались волки на совещание, чтобы решить вопрос, как существовать в это бедственное время. Старейший волк, лукавый как диавол, сказал:

- Я придумал способ. Давайте подпалим лес и таким образом вытравим всех зайцев, серн и оленей из их укрытий. А после.. вы знаете, как мы поступим после!..
План был принят, и лес – запален.
- Пожар! Пожар! – послышались однажды утром испуганные выкрики.

Повылезали растревоженные животные из своих берлог и укрытий. Повыскакивали зайцы из своих нор, показались серночки из своих зарослей и недоумевают, куда бежать. Появились и смертельно испуганные медведи, лисы и другие хищники. Все были смятенны и укрощены общей бедой.
Что вы удивляетесь?! - воскликнул старый волк своим растительноядным братьям. – Давайте побратаемся и бежим все вместе! Бегите с нами! Мы знаем, где безопасно!

Но одна старая умная серна, обратившись к своим младшим сестрам, крикнула им:
- Не ходите с волками! Бежим от пожара, но не вместе с нашими врагами, а в другом направлении!
Некоторые послушали ее и пошли с ней. Но большинство травоядных отделились от нее последовали за волками. 

- Где все, там будем и мы! – сказали они. – Среди большинства будем спокойнее!
Все животные - одни налево вместе с волком-предводителем, а другие направо вместе с умной серной – бросились в стремительный бег и вышли из досягаемости пожара. Но когда достигли «безопасного» места, кровожадные волки напали на беззащитных травоядных собратьев и устроили себе с теми зловещий пир…

Такую участь готовит православным Христовым овцам начальник преисподней, подпитывающий духовные пожары… Но кто думает об этом? Кто заботится о вечном своем спасении? Кто видит в одном и том же лице и разжигателя войн, и лицемерного проповедника мира?!..

 

О разнице между нравственными немощами и прегрешениями против веры

Все перевернулось в наше несчастное время материального просвещения и духовного мрака!

Осуждение ближних за их нравственные немощи уже никого не шокируют, хотя это прямо запрещено Богом (ср.: Мф. 7, 1-3, Лк. 6, 37) и провоцирует ежедневные войны между людьми. А возвысить глас вопреки прегрешениям против правильной веры считается мещанством. Ненависть к личным врагам воспринимается как нечто нормальное. А ненависть к лжеучениям на религиозной почве непонятна для многих, хотя Слово Божией ясно передает ее устами св. пророка Давида, который пишет: не ненавидящии ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во врази быша ми (Пс. 138, 21-22).

Стоит остановить внимание на этих важных псаломских словах. Кто подразумевается здесь под врагами Божиими? Св. Афанасий Великий пояснял: «Враги Божии, во-первых и в собственном смысле, - нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники» (Св. Афанасий Великий. Толкование на Псалмы, пс. 138. Творения. Ч. IV. Св.Троицкая-Сергиева лавра, 1903. С. 412).

Но как же может Божие Слово проповедовать ненависть? Необходимо особенно подчеркнуть, что здесь говорится не об обыкновенной ненависти, которую человек испытывает по отношению к своим личным врагам, поскольку речь идет не о таком виде неприятелей, а о Божиих врагах. Поэтому и ненависть, испытываемая к ним, непорочна. Она неслучайно называется «совершенной ненавистью». В ненависти к личным врагам присутствует страсть, злоба, месть – проявления человеческого несовершенства. А в ненависти к Божиим врагам, которую испытывал кроткий Давид, нет подобных несовершенств. В ней есть только одно непонятное для нас, грешных, совершенство, связанное не со страстями, а с безстрастием, которое умеет ненавидеть зло в людях, но не их самих, отвергать ересь, но щадить еретиков.

Вот что читаем в толковании на эти псаломские строки у Евфимия Зигабена (XII в.), передающего слова неизвестного автора: «Тот ненавидит мысленных врагов совершенной ненавистью, кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее безстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди» (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1883. Пс. 138, С. 365).

По словам блаженного Августина, совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло, но не таит ненависти к грешному человеку (Там же).

Нечто подобное сказал и св. Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Св. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии, § 4. Творения. Т. I, кн. 2, СПб., 1895. С. 757). В другой своей проповеди он произнес: «Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе заблуждающегося. Я веду войну не с существом, потому что существо – дело Божие, но хочу исправить ум, который развращен диаволом. Как врач, леча больного, не против тела воюет, но истребляет повреждение тела, – так и я, если буду сражаться с еретиками, то сражаюсь не с самими людьми, но хочу истребить заблуждение (Св. Иоанн Златоуст. Беседа о св. священномученике Фоке. Там же Т. II, кн. 2. С. 747).

Осуждение ближних за их нравственные грехи злобно, порочно, а осуждение извратителей веры должно быть обсуждением, а не осуждением. Тот, кто осуждает, исполнен гнева против своих личных соперников, ненавистных соседей и неприятной родни. В них он видит своих зложелателей, врагов своих интересов. А тот, кто критичен по отношению к ересям, видит в еретиках врагов Божиих и потому бдительно охраняется от них. Если ты слышишь, что твои соседи совершают против тебя некие беззакония и кротко переносишь это, то таким образом упражняешься в добродетели терпения. Но если узнаешь, что они еретики и хотят увлечь тебя и твоих близких в свою ересь, и поэтому пламенеешь священным гневом, Бог не вменит тебе это во грех, если только твой чистый и богоугодный гнев не выродится в удовлетворение твоей личной страсти, называемой местью и злобой.

Спаситель не учил нас гневаться напрасно (ср. Мф. 5, 22). Что означает здесь слово «напрасно»? Это очень хорошо объясняет авва Пимен. Спрошенный неким монахом «Что означает не гневаться на брата своего напрасно?», он ответил ему мудро и духовно: «Напрасным признается гнев за всякую обиду, какою бы обидой не обидел тебя брат. Даже если он выколол тебе глаз или отсек руку и ты на него прогневался, то прогневался бы всуе (напрасно). Но на того имеешь право прогневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога (Древний патерик. Гл. 10, О рассудительности, § 65. С. 173-174).

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, пишет: «Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы» (Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник, Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 5. С. 35).

Гнев дан нам для добра, но диавол обращает его во зло. Гневайтеся, и не согрешайте (Еф. 4, 26; ср. Пс. 4, 5), – учит св. апостол Павел. Отсюда следует, что мы должны гневаться, где нужно, чтобы исполнять свой христианский долг, и не возмущаться, где не требуется. Короче говоря, мы не должны использовать свои способности для возмущения, для споров. Но и не должны покрывать ереси со снисхождением, через что нарушим наш долг – хранить таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3, 9).

Вопреки этой очевидности вещей, зараза модернистских веяний ширится с неудержимой быстротой эпидемии. Множество умов сегодня так растеряны, что попали в диавольский обман – считают верность святому Православию мракобесием и узостью, а молитвенное и сакраментальное общение с еретиками, как и явную или прикрытую неверность догматам и канонам, – широтой и открытостью к миру.

Враг спасения лихорадочно работает над сознанием людей и помрачает умы. Под его влиянием доходят уже до того, что осуждение ближних при нравственных винах считают доблестью и ревностью к добру, а некритичность к еретическим учениям и поступкам инославных – высоким человеколюбием, стремясь подорвать православную Истину.

Забывают и увещания апостолов беречься от еретиков (ср. Рим. 16, 17; Тит 3, 10; 1 Тим. 4, 1; 2 Петр. 2, 1). Вместо охранения сегодня проповедуется сближение с ними. Оставляются без внимания и слова св. апостола Павла: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Вместо этого сегодня слышится новая проповедь: «Почему не общаемся молитвенно с инославными и с иноверцами? Разве только мы православные, только мы правы?» И так говорят не только несведущие в Православии люди, но уже и некоторые от тех, которые поставлены быть учителями веры.

А при этом все настолько ясно и просто! Защита святого Православия от ересей вовсе не относится к нашей человеческой правоте, но к Божественной правде и истине. Бог, Который есть сама Истина (ср. Иер. 10, 10), открыл нам через Божественное Писание спасительные истины веры. Они взяты не из человеческих умов, но из Божественного откровения Старого и Нового Завета. Переданные через богоизбранных мужей, эти истины подготавливали в старозаветную эпоху спасение всего погрязшего в языческих заблуждениях человечества.

В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, дораскрыл нам в полноте истины о Боге – Едином по существу и Троичном по лицам, о промысле Божием над всем человеческим родом, об искуплении, совершенном Сыном Божиим, об оправдании, достигаемом через веру и добрые дела, о священстве, образовавшемся по апостольскому преемству, о Таинствах, преподающих благодать, о Церкви, основанной на истинной вере в Иисуса Христа (ср. Мф. 16, 16–18) и поставленной быть пристанищем спасения среди океана заблуждений, Ноевым ковчегом до скончания мира и т.д.

Через эту веру в боготкровенные истины человек спасется, если только действует сообразно с ними. Через отречение от этой веры человек погибает (ср.: Мк. 16, 16). Поэтому отступление от Православия – роковое несчастье, а стояние в Истине, вопреки соблазнам времени, – основа надежды, что Бог помилует нас.

Св. Марк Ефесский, великий поборник Православия, боровшийся против римокатолицизма († 1444 г.), так пишет о нашей святой Православной вере: «С нею мы надеемся Богу предстать и восприять отпущение согрешений; а без нее не знаю, какая праведность освободит нас от вечного мучения» (Из письма свт. Марка Ефесского к игумену Ватопедского монастыря на Афоне).

Тот, кто верует в боготкровенные истины, воздает честь Богу. А тот, кто им противится, представляет Бога лжецом (ср. 1 Ин. 5, 10). А это кощунство! Это хула на Святого духа, которая не может проститься ни в этом, ни в будущем веке (ср. Мф. 12, 32).

Бог истинен. А диавол лжет, когда клевещет на Бога. Бог наш незаменимый Благодетель, наш Промыслитель, наш искупитель. А диавол, этот противник Бога, наш искуситель, наш враг, наш губитель. Как лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), он не стоит в истине, но противится ей. В строзаветную эпоху он измыслил идолопоклонство и проявлялся через идолов, в которых скрывались бесы (ср. Пс. 95, 5). А в новозаветную благодатную эпоху вместо Церкви, этого единственного в своем роде богочеловеческого института, диавол создал еретические сообщества, которые, по его наущению, отрицают истинную основанную Христом Церковь и утверждают, что они сами Христовы церкви. Но еще св. Киприан Карфагенский (III в.) предупреждал: «Диавол лжет, чтобы прельстить, <…> он обещает мир, чтобы нельзя было получить мира, – предлагает спасение, чтобы согрешившему заградить путь к спасению, – обещает Церковь, а действует так, чтобы поверивший словам его вовсе погиб для Церкви (Свт. Киприан Карфагенский. Письмо 40 к народу, гл 4).

Как результат от усилий врага – сегодня называют «церквами» те еретические общества, которые не имеют никакого признака Церкви. Такие, например, как унитариане, либеральные христиане, квакеры и всевозможные другие западноевропейские и американские религиозные общности, которые не верят во Христа как в Бога, но вопреки этому утверждают, что они «церкви», и находятся под покровительством Всемирного совета «церквей», в котором членствуют. В этом Всемирном совете «церквей» приглашаются участвовать и Православные Поместные Церкви, чтобы согрешать через молитвенное общение с инославными и иноверцами. От этого общения не только не происходит никакой выгоды для православной веры, но, напротив, через него следуют по пути отступления от Истины, предсказанному св. апостолом Павлом как зловещий признак приближающихся времен антихриста (ср. 2 Сол. 2, 3).

В прошлом диавол разделял христиан, чтобы разделять и властвовать. Точно так же сегодня он их объединяет, стараясь в болоте заблуждений потопить и истинную Церковь – Православную. Он погубил в первые века истории церкви множество душ через изобретенные им ереси. А сегодня губит и еще будет губить до конца мировой истории еще больше душ через объединение всех в одну всееретическую «церковь».

Но истинная Церковь Христова пребудет до скончания мира, согласно непреложному обещанию Спасителя (ср. Мф. 16, 18), и будет стоять на своем месте, хотя и только в лице малого остатка верных до смерти (ср. Откр. 2, 10) православных христиан. Церковь плыла и по-прежнему продолжает плыть над потопом заблуждений и лжеучений, как истинные Ноев ковчег, устремленный к Небесному Арарату (ср. Быт. 8, 4).

Святые отцы и ереси

Итак, за всякой ересью скрывается сатана. Если это так, то очевидно, что осуждение ереси не только не является грехом, но, напротив, есть священный долг православно верующих, если только они не руководствуются при этом греховными побуждениями личной мести, злобы, корысти и т.п.

Но не есть ли все же добро иметь мир с еретиками, чтобы не создавать распрей на религиозной почве? – В обычной жизни, по гражданской линии мы все должны жить в мире со всеми людьми (см.: Евр. 12, 14). Но это не означает, что нужно впадать в безразличие к своей вере и влияниям лжеучений. Наущаемые злым духом, еретики обычно очень дерзновенны. Мы должны защищать от них Святое Православие, а не безучастно позволять им отсекать члены от Святой православной Церкви и делать их сектантами и еретиками, служащими чуждым интересам.

Господь не ограничивает свободу человеческой воли. Он попускает и существование ересей, как попускает действовать диаволу. Но познавший гибельность лжеучений не может быть равнодушным к их беззаконному распространению среди православных христиан. Он должен открывать очи ближним своим по вере, чтобы те не попались в ловушки лукавого.

В этом отношении лучшим примером служат угодники Божии. Они старательно избегали критиковать своих ближних за нравственные немощи и в то же время через борьбу и критику сохранили и себя самих, и окружающих от ересей, как от смертоносных болезней. Они не осуждали никого, кроме себя, когда это касалось виновности в нравственной области. И напротив, не допускали никому подозревать их даже в малейшем отклонении от Православной веры. Вот насколько бдительны они были в старании быть верными до смерти Христу и Православию!

О преподобном Агафоне рассказывали следующее. Однажды посетили его некоторые братия. Они слышали о его великом смирении и захотели испытать, точно ли он имеет смирение и терпение. Для этого они сказали ему:

- Отец! многие соблазняются на тебя за то, что ты одержим в сильной степени страстию гордости, и столько презираешь других, что считаешь их за ничто; также ты непрестанно осыпаешь злоречием братию. Очень многие утверждают, что тайною причиною такого поведения твоего есть блудная страсть, которою ты объят: с целию прикрыть собственную порочную жизнь, ты постоянно занимаешься оклеветыванием других.

На это старец смиренно ответил:

- Сознаю в себе все эти пороки, в которых вы обличили меня, и не могу допустить себе запирательства в толиких беззакониях моих.

И когда помолчал немного, встав на колени перед своими посетителями, сказал:

- Умоляю вас, братия, молите усердно Господа Иисуса Христа за меня, несчастного, да простит мне множество тяжких моих беззаконий!

А братия продолжили:

- Не скроем от тебя и то, что многие считают тебя еретиком.

Услышав эти слова, св. Агафон вскочил и решительно возразил:

- Хотя мою совесть отягощает множество грехов, но я не еретик!

Братия удивились такому ответу, упали в ноги великому старцу, моля его:

- Отче, скажи нам, почему ты нисколько не смутился, когда тебя обвиняли в различных пороках и грехах, а обвинение в ереси тебя ужаснуло?

Старец ответил им:

- Первые обвинения в грехах я принял для приобретения этим смирения, и желая, чтоб вы имели мнение о мне, как о грешнике: мы удостоверены, что в сохранении добродетели смирения - великое спасение души. Господь и Спаситель наш Иисус Христос, когда иудеи осыпали Его многими укоризнами и клеветами, претерпел все это, и предоставил нам Свое смирение в образец подражания. Приведенные против Него лжесвидетели свидетельствовали против Него много ложного, но Он переносил терпеливо клеветы, возведшие Его на крест. Апостол Петр, указуя на это, говорит: Христос пострада по нас, нам оставл образ да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21). Подобает нам терпеливо, со смирением, переносить все противности. Но обвинение в ереси я не мог принять, - с великим омерзением к нему отверг его: потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога Живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и, во всех отношениях, есть погибший. Если же еретик обратится к вере, содержимой истинною, вселенскою, святою Церковию, то он приемлется благим и милостивым Искупителем (См.: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. С. 45-46).

Из древности до нас о нас дошло множество авторитетных свидетельств о том, как смотрели на ереси и еретиков святые Отцы.

Св. Антоний Великий советовал: «Не погреши в вере, чтоб не прогневался на тебя Создатель наш: кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских» (См.: Там же. С. 2).

Св. Ефрем Сирин, который научил нас дивным молитвенным словам: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», сам постоянно осуждал еретиков. О нем известно, что он всю свою жизнь боролся с врагами Христовой истины. В конце своей жизни, желая внушить своим ученикам ревность к сохранению правой веры, которая всегда горела в его душе, сказал им: «Ни днем, ни ночью всю жизнь свою никого не злословил я, и с начала бытия своего ни с кем не ссорился; но непрестанно состязался в собраниях с отступниками. Ибо знаете, что и хозяин овец бьет своего пса, который, видя как волк идет в овчарню, не бежит и не лает на него» (Из завета св. Ефрема. А.К.Соколов. Жизнь и труды св. Ефрема Сирина. Предисловие к Творениямъ св. отца нашего Ефрема Сирина. Ч. I, Сергиев Посад, 1895. С. 47).

Св. Епифаний Кипрский говорил своим ученикам: «Отвращайтесь от всех ересей, как от зверей, исполненных смертоносного яда» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечникъ. С 102).

Авва Геласий с безчестием изгнал еретика-монофизита Феодосия из своей кельи. А когда последний хитростью домогался стать Иерусалимским Патриархом, авва Геласий не убоялся, но продолжал не признавать его и не подчинился ему. Он предпочел страдать за Истину, нежели ради земной выгоды отпасть от нее. (См.: Там же. С. 79-80).

Блаженный Иероним пишет о себе самом: «Я никогда не щадил еретиков и всегда делал все, что мог, чтобы враги Церкви стали и моими врагами» (Блаж. Иероним. Беседа против пелагианъ прологъ 2. Творения. Ч. V. Киев, 1910. С. 135).

Милостивый св. Серафим Саровский, который обращался к своим посетителям с нежными словами: «Радость моя!», в то же время был крайне строгим обличителем отступивших от Православной веры (Архим. Серафим. Св. Серафим Саровский. С. 176-184).

Очень поучителен для нас пример св. Петра, архиепископа Александрийского, и его отношения к еретику Арию, изобретателю вреднейшей для Церкви в древности ереси – арианства. Арий был ученым александрийским пресвитером. Под влиянием гностических взглядов он начал проповедовать учение, противное Евангелию, – что Христос не есть истинный Бог, не есть Сын Божий, совечный и собезначальный Отцу, но лишь некое наивысшее первое творение Божие, некое орудие, через которое Бог сотворил мир. Этим своим лжеучением Арий подрывал богооткровенную веру во Святую Троицу, авторитет Священного Писания и учения об искуплении, согласно которому только Иисус Христос как Бог и воплощенный Сын Божий мог искупить весь род человеческий от греха, проклятия и смерти. Поскольку тварь не может искупить тварь, или, как сказал Псалмопевец, человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него (Пс. 48, 8). 

Св. архиепископ Петр заметил неправосмыслие Ария, многократно его укорял, вразумлял, обличал, увещевал, но напрасно. Арий упорствовал в своей ереси. Тогда праведный архиерей извергл его из сана и лишил общения с Церковью. В это время вспыхнуло гонение со стороны языческой власти против христиан. Жертвой гонения стал и архиепископ Петр. 

Он был заключен в темницу. Арий тут же догадался, что это подходящий момент для его восстановления в сане. Его тайным намерением было после смерти архиепископа Петра занять Александрийский престол. Поэтому он послал двух пресвитеров, приближенных к Святителю, чтобы те ходатайствовали за него и засвидетельствовали, что он якобы раскаялся и отказался от своих ложных убеждений. В ту ночь св. Петр имел видение в темнице. Сам Христос явился ему и открыл, что Арий покаялся неискренно и что нельзя принимать его в общение с Церковью. 

На другой день два пресвитера вошли в темницу архиепископа Петра и смиренно просили его простить Ария. Блаженный Петр со слезами на глазах им отвечал: «Возлюбленные, не знаете, о ком просите, – просите о том, кто терзает Церковь Христову. Вы знаете, что я люблю своих овец и не желал бы, чтобы какая-нибудь из них погибла. Больше всего я молю Бога, чтобы Он всем подал прощение грехов и спасение; только Ария я отвергаю, ибо он Самим Богом отвержен и от святой Церкви отлучен не столько моим судом, сколько Божиим, так как он не перед человеком, но перед Богом согрешил, хуля тайну Святой Троицы».
А после этого добавил: «Не думайте, что я несправедлив к Арию и жесток по отношению к согрешающим. Грех, соделанный по человеческой немощи, хотя был бы и наибольшим, намного меньше злобы Ария». После этого архиерей открыл им, как ему явился этой ночью Сам Христос, облеченный в разорванную ризу. Объятый благоговейным страхом, св. Петр спросил: «Спасителю, кто Тебе ризу раздрал?» Господь ответил ему: «Арий безумный! Он отделил от Меня людей, которых Я стяжал Своей Кровью. Но ты внимай! Остерегайся и не принимай его в церковное общение: он замышляет лукавое и враждебное против Меня и народа Моего. Не принимай в стадо волка, притворяющегося овцой" (Св. Димитрий Ростовский. Книга житий святых, месяц ноябрь, день 25).

Особенно поучительно для нас в этом видении Христово отношение к еретикам. Они определены как враги Божии. Если воплощенная Любовь не терпит еретиков и наставляет православного архиерея отлучить Ария от Церкви, то разве мы можем покровительствовать врагам Божественной истины и относиться к ним со снисходительным расположением? Они раздирают Христову Церковь. Поэтому должны быть отлучены от нее, если не покаются. Святитель Петр умер мученической смертью в 311 году, а Арий был осужден на Первом Вселенском Соборе в 325 году как нераскаявшийся еретик. 

Случай с Александрийским архиепископом св. Петром поучителен и с других сторон. Православная Церковь в то время находилась в очень сложной обстановке. С одной стороны ее сильно истязали бури языческих гонений, а с другой – на нее наступала опасная ересь Ария, приобретающая все больше сторонников. Арий не был язычником, но христианским священником. Он был учителем веры в своей епархии, только ошибочно понимал тайну Христа. 
«Что из того?», – сказали бы сегодня многие, не понимающие, что Церковь не есть земная организация, допускающая различные мнения по тому или иному вопросу. Она есть Божественный институт, основанный на абсолютной и непреложной богооткровенной истине, – что Иисус из Назарета есть Христос, Мессия, Сын Бога Живаго (см.: Мф. 16, 16). Земные организации имеют земное основание и могут оспаривать свое превосходство друг перед другом. А Церковь Христова – это единственный в своем роде Богочеловеческий организм без равносильных соперников. Она есть сокровищница откровенных от Бога тайн веры, возвестительница благой вести о спасении, раздаятельница благодати и путеводительница в небо. Она не является распространительницей человеческих учений, чтобы входить в компромиссные союзы с различными земными религиозными содружествами. Она имеет Бога Отца Законодателем (см.: Исх. 20, 1–17), Бога Сына – Учителем (см.: Мф. 23, 8) и Бога Духа Святаго – Освятителем (ср.: 1 Петр. 1, 2; 2 Сол. 2, 13). То, что открыто Богом, – только то она принимает. Еретические же мнения решительно отвергает, потому что они противоречат пути спасения. 

Вот почему архиепископ Петр не мог пойти на компромисс с Арием. Последний был хитер и изворотлив. Он лукаво утверждал перед Архиереем, что хочет иметь мир с ним якобы во имя общецерковных интересов. Перед общим врагом – язычеством – он предлагал объединить неправомыслящих ариан с православными христианами. Он как будто говорил Святителю: «На наших глазах идет гонение. Вот, ты сам арестован. Многие из вверенной тебе паствы погибли мученически. Можно ли сейчас, когда мы поставлены перед такой судьбоносной опасностью для Церкви, ссориться между собой из-за наших разномыслий? Мы веруем во Христа, хотя один так, а другой – иначе. Но мы Его не отрицаем, как отрицают язычники. Я готов в чем-то уступить. Пойди и ты на компромисс, и мы объединимся. Хорошо ли будет, если язычество нас уничтожит? Если нас будет больше после объединения, то мы сможем успешнее ему противостоять и в итоге победим!» Но верный Христу архипастырь так не думал. Он ясно понимал, что объединение с ересью означает не прирост Церкви, а внутреннее ее разложение, ведущее к окончательной гибели. Потому что ересь – это диавольская бацила, которая разлагает, убивает, уничтожает… 

Язычество гнало христиан извне, но внутренне их сплачивало. С виду оно умаляло чисто верующих, когда рождало многих мучеников. Но через их кровь, через их невинные страдания и через возвышенный пример оно, напротив, способствовало разрастанию Церкви, как хорошо заметил Тертуллиан: «Кровь христианских мучеников – семя для распространения веры Христовой». Вместо одного умиравшего мученика появлялись сотни, а иногда и тысячи новых приверженцев Христа. Заходящие в гонениях мученики загорались как звезды в стране вечной жизни, поэтому в сущности они не погибли, но победоносно достигали конечной цели человеческой жизни – спасения души (см.: 1 Петр. 1, 9). Таким образом, языческие гонения в конце концов оказались, вопреки намерениям безбожных императоров, полезными и для Церкви, и для ее членов. 

Но не так было с ересями. Они не способствовали расцвету Церкви, потому что разрушали ее изнутри. Они похищали овец Христова стада и изводили из церковной ограды, чтобы предать их волку – диаволу. От этого происходило и количественное оскудение Церкви в ее членах и вечная погибель покинувших ее. Святой архиепископ Петр понимал все это своим богопросвещенным умом и потому не мог не осудить Ария и его адскую ересь. Он не рассчитывал на человеческое множество, которое могло бы получиться в результате возможного объединения с Арием и его последователями, а полагался только на Христа Бога и на Его Божественную помощь, проявлявшуюся чудесным образом столько раз в истории Церкви. Еще при ее основании Христом, когда Церковь состояла из нескольких верующих и имела своими будущими кормчими только двенадцать апостолов, и то неученых, неподготовленных, слабых людей, Сын Божий сказал им: не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). И вот – эти двенадцать душ с Божией помощью победили мир и распространили Евангелие повсюду. Сила Церкви – в истине, а не в множестве, в Божием благодатном укреплении, а не в ловкой дипломатии, в верности Христу, а не в компромиссных соглашательствах.
Не раз в истории Церкви случалось, что ереси овладевали умами огромного числа людей, а православных, держащихся истины, можно было буквально сосчитать по пальцам. Но и тогда христиане не падали духом и оставались верными Христу до конца.

Из жития святого Цареградского Патриарха Никона Исповедника известно, сколько вреда и бед принесла иконоборческая ересь Византийской Империи. Многим православным епископам пришлось претерпеть за истинную веру изгнание, голод и жажду. А паства их приняла чуждый еретический дух. Видел это св. Патриарх Никифор, который еще занимал свой первосвятительский престол, и со слезами непрестанно молил Господа спасти Церковь Свою и сохранить Свое словесное стадо от еретической проказы. Он увещевал и наставлял православных не соединяться и не иметь общения с еретиками, но беречься их закваски как змеиной отравы. Святитель призывал верующих не падать духом, мужественно претерпевать гонения и не бояться тех, которые могут убить тело, но не имеют власти над душою.

Если в ересь уклонятся даже и Цари, и все люди, если не останется совсем христиан, стоящих в истине, то и тогда чада Христовы не должны колебаться, но помнить, что Господь не обещал пребыть с большинством, – Он милостиво призирает на малое стадо, смиренное и трепещущее Его словес (см.: Ис. 66, 2). Таковые Ему дороже множества, не имеющих страха Божия. Для унывающих и объятых боязнью христиан Патриарх повторял слова Христовы: не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). За верность Православию св. Никифор был низвергнут с Патриаршего престола  и умер в заточении в 828 году (см.: Свт. Димитрий Ростовский. Книга житий святых на месяц июнь, день 2).

Св. Максим Исповедник также оставил нам достойный пример безстрашия и готовности пострадать и умереть во имя Божественной Истины. Он противостоял и Императору, и Патриарху, впавшим в монофелитскую ересь, написал обличительное сочинение против этого лжеучения и, вопреки угрозам, неправедному суду и тяжким и жестоким истязаниям, не переставал безстрашно исповедовать Православную веру. Заключенный в темничные узы, безстыдно оклеветанный якобы как предатель Отечества и враг Царя, подло обвиняемый в тягчайших преступлениях, св. Максим, сознавая, что страдает за Веру, лишь с воздыханием говорил: «Благодарю Бога моего, что я предан в руки ваши и за вольные мои прегрешения подвергаюсь невольным наказаниям!»

Многократно увещеваемый, искушаемый ласкательствами и соблазнительными обещаниями от имени Царя, он оставался непоколебим в вере: «Все силы небесные не убедят меня сделать то, чего хочет Царь. Какой ответ дам я – не говорю перед Богом, но даже перед своей собственной совестью, если ради пустой славы и мнения людского отрекусь от правой Веры, которая спасает любящих ее?»

Св. Максим принял многие страдания за свое доблестное исповедничество: ему отрезали язык и обе руки. Он провел несколько лет в страшных темничных условиях, где и почил, чтобы вселиться в тихие чертоги Царства Отца своего Небесного. Он предал душу Господу в 662 году (см.: Там же, месяц январь, день 21).

Примечательно и то, что святые всех веков, перед которыми стоял выбор: или пойти на уступки и принять ложь ереси ради приобретения земных благ и выгод, или твердо, не отступая ни на йоту, стоять в Вере, часто при этом жертвуя всем, вплоть до самой жизни своей, – всегда предпочитали смерть заманчивым перспективам компромисса.
Не легким было в XVII веке положение православных русских в западном и юго-западном краях Руси, когда активная римо-католическая пропаганда под покровительством благоприятных для нее исторических обстоятельств вовлекла в унию множество православных христиан.

В то время в тех местах подвизался св. преподобномученик Макарий Каневский. Он наставлял верующих не отступать от св. Православной Церкви. Будучи игуменом Овручского монастыря, он радел о сохранении вверенной ему братии в истинной Вере и фактически соделал свою обитель оплотом Православия.

Римо-католики увещевали и соблазняли его принять вместе со всем монастырем унию с Римом и подчиниться папе, но он отвечал им так: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою – Христом Господом, преклонились пред властителем земным (т.е. папой)». Так он остался непреклонен и принял мученическую кончину. За верность Истине Господь удостоил его церковного прославления спустя десять лет после страдальческой кончины, последовавшей в 1678 году, 7-го сентября (см.: Протоиерей Евгений Барщевский. Св. преподобномученик Макарий Каневский, архимандрит Овручский, Переяславский Чудотворец // Журнал Московской Патриархии. № 10. 1978. С. 66–69).

Для нас, нынешних православных христиан, поставленных перед соблазном объединения не только с римо-католиками, но и со всеми другими еретиками и даже с различными нехристями, особенно ценно руководство, изложенное в Завещании великого русского святого преподобного Феодосия Печерского († 3 мая 1074 г.). Оно адресовано Киевскому Князю Изяславу Ярославовичу, которого лукавые папские посланники пытались увлечь в римо-католичество вскоре после отпадения Рима от Православия в 1054 году.

«Господи, благослови! У меня есть слово к тебе, боголюбивый княже! Я – Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа – в чистой и Православной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере. Ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и Святая Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и сделаешься причастником Вечной Жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок ереси.
Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке – спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую свою Веру, со дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за Веру, а ныне живут во Христе. Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих лестью оторвать от Православной Церкви, – помоги православному. Этим ты избавишь овча от пасти льва. Если же смолчишь и оставишь без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане. Если кто тебе скажет: „Ваша и наша вера от Бога“, то ты, чадо, ответь так: „Кривовер! или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание – Един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5)“» (см.: Александр Нечволодов. Сказания о русской земле. 1913. Ч. I. С. 291).
Архимандрит Серафим (Алексиев)

Перевод с болгарского Анны Самсоновой