Протопресвитер Георгий Металлинос. Приношение святых отцов E-mail
09.11.2010 11:37

11/ 24 октября

Память Святых Отцов VII Вселенского Собора 

 

Протопресвитер Георгий Д. Металлинос, почётный профессор Афинского университета 

    1. Сегодня наша Церковь празднует Память Святых Отцов VII Вселенского Собора (787). Одна из появившихся ересей вызвала созыв этого Собора – это ересь иконоборчества.

    Изначально иконоборчество имело, и это несомненно, христологическое содержание и вполне церковно-экклезиологический характер. Это был период откровенного агрессивного выпада государства против Церкви, которое вовсе не действовало как «Божий слуга во благо тебе» (Рим. 13, 3). Двое слуг нации - «священство» и «царство», священное и государственное служение оказываются противостоящими. Государством воздвигаются гонения для того, чтобы подчинить Церковь, это был некий впервые совершившийся взрыв государствократии. Ересь представляла собой проблему, в основе которой лежали духовные причины...

    Итак, ересь иконоборчества появилась, как и многие другие ереси, которые потрясали нашу Церковь на протяжении всего ее исторического пути. Но что же произошло тогда? То есть как угрожала Церкви ересь и как была нейтрализована в то время возникшая опасность? Именно это мы и постараемся раскрыть далее.

 

    2. То, что необходимо нам для спасения, нам «многочастно и многообразно» являл Бог, на протяжении раскрытия всего плана божественного домостроительства, со времени Ветхого Завета, но главным образом в лице Господа нашего Иисуса Христа. Богочеловек Господь нам «оставил пример, чтобы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2, 21). Поэтому Он нам открыл то, кем Он был (Путь, Истина и Жизнь), и Он оживил тех, кого обучил. То есть нам не только открыл, что есть истина, но и нам явил саму Истину, Свое Лицо, то есть что только Он и является вечной Истиной. Он освободил от мучительного стремления обрести истину. Поэтому, глядя на Христа и на Его дело, предстоим перед Истиной, но не следуем Христу дабы быть «в истине» (2 Ин. 3). Тот, кто живет в Церкви Христовой, не боится заблудиться, потому что Церковь как тело Христово есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15).

    Но Христос не только проповедовал и открывал, но и Сам является проповедуемой Истиной. В Его лице сосредотачивается проповедь Истины. Поэтому и апостолы Христа проповедовали (см. 1 Кор. 1, 23 и др.). Они не вели философской проповеди, незлобивой, сумрачной. Что говорил апостол Павел коринфянам: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2, 2). Христа восприяла Церковь, Им же основанная, и Его проповедала. Поэтому дело Христа в мире продолжили апостолы и первые христиане. Но чтобы их дело было бы делом Христа, им было необходимо проповедовать то, что возвестил Христос, и надо было жить так, как жил Христос. Если бы они прекратили это и прервали бы связь, то они не были бы христианами, членами тела Христова, Церкви, но членами чуждого тела.

 

    3. Дело Христа с самого начала состояло в войне с сатаной. Это потому, что Господь смотрел на то как разрушается и сокрушается царство дьявола. Христос пришел «разрушить дела дьявола». Пришел, чтобы сокрушить власть и владычество его и даровать свободу Его собственного царства. Поэтому сатана, который считает себя самого начальником и властителем мира (см. Матф. 4, 9), открыто возвестил о своей войне против царства Христа. В качестве своих органов, своих солдат, он использовал вождей Израиля и начальников Рима, политическую мирскую власть. Однако, когда он увидел, что его нападения и атаки нейтрализуются победой Христа во время Воскресения, то, чтобы ниспровергнуть Его жертву, дьявол обратил свою войну против тела Христова, Церкви. Если не удалось сокрушить Самого Христа, то необходимо сокрушить продолжение дела Христа, Его Церковь. Оружием дьявола становятся гонения. Гонения поднимают евреи, а затем они поднимаются со стороны римлян. Церковь, как продолжение дела Христа, является противоположностью и иудейской религиозности и еврейскому национализму, и идолопоклонству, и ложной философии (например, гностицизму). И это потому, что Церковь проповедовала спасающую истину, истинный монотеизм и истинную мудрость.

    Во всяком случае, несмотря на войну против Церкви, Церковь Христова на Апостольском соборе (49 г. по Р. Х.) приняла решение не подчиняться иудейскому национализму, потому что Ее служение состоит не в обслуживании националистических планов, то есть этнофилетизма. Благодаря единству веры Церковь смогла вновь возобладать над псевдофилософией вне ее пределов. Так, несмотря на все гонения, Церковь, вместо того чтобы сократиться, увеличивается и продолжает служение в единстве веры и жизни Святых Апостолов. Как тело Христово Церковь Иудейская нуждается в том, чтобы остановить развязанную против нее открытую войну идолопоклонников, чтобы они ее приняли и возжелали союза с ней, чтобы философы стали христианами и государство ее признало. Кровь мучеников и начертала ее триумфальную победу.

 

    4. Однако сатана решил преобразовать свою тактику ведения войны с Церковью. То, чего он не достиг с помощью гонений со стороны внешних врагов, в том он постарается достичь успеха с помощью внутренних врагов, с помощью нового страшного орудия, ереси. Вначале он поверил в то, что он победит, если ниспровергнет Христа и уничтожит Его учеников. Теперь же, после свершившейся неудачи, он наносит удар против Истины Христовой. И как же. Христос нам даровал веру, учение и новый образ жизни, которые нас спасают. Сатана постарается разрушить это единство, чтобы извратить божественное откровение. Эту-то цель и имеет ересь. Она не является некой иной религией, которую можно вполне легко понять. Она является разрушением веры, коварством и крайним заблуждением. Поэтому она и является как истина и как исправление заблуждения. Следовательно, ересь не повреждает тело, но поражает душу и этим угрожает сердцу Церкви. Если бы она победила, то это привело бы к изменению сущности Христианства, потому что разнообразие в вере, к чему, к сожалению, сегодня стремится лишенный основания Экуменизм, означало бы разрушение веры, которой является только церковная вера, когда она сопряжена с единством.

    Очень важным является следующее. Единая Церковь, в которой авторитетом пользуются ересь и заблуждение, является чуждой той, которую Христос «основал Своей кровью» (Деян. 20, 28). Таковая не чужда миру, отдалена от Христа и Его благодати.

    С помощью благодати Божией и света Христова, исходившего от наших Святых Отцов, была уничтожена опасность, исходившая от ереси, и тем самым была спасена Церковь. Как подлинные чада Церкви, Святые Отцы были духовными отцами и руководили ее чадами. Собравшись на соборах, Святые Отцы мечом Духа отделили фальшь от подлинного, истину от заблуждения, смерть от спасения. С помощью соборных определений и священных канонов соборов нам передана явная истина Христова, Православие. Таким образом была проложена духовная граница, благодаря чему ясно отделяют божественное откровение от ереси. В каждую эпоху Бог не исчезает, потому что Он указывает и поставляет Святых Отцов. Поэтому мы, как члены Церкви, всегда имеем уверенность в том, что, последуя пути наших Святых Отцов, мы пребываем в Истине Христовой и становимся причастными совершаемого Им спасения.

 

Друзья мои!

    Трижды в году Церковь воздает честь Святым Отцам (I, IV, VII Вселенских соборов). Трижды в течение года мы переживаем «Воскресный день Святых Отцов». Это не случайно, поскольку нет ничего случайного и внезапного в жизни Церкви. Троекратным празднованием памяти Святых Отцов Церковь Христова подчеркивает, что столь велик вклад и приношение Святых Отцов для утверждения нашей веры, покоящейся на непостижимом таинстве Святой Троицы. Представляя первый, четвёртый и седьмой Вселенские соборы, начало, середину и и завершение Вселенских соборов, она заключает в свои объятия тех Святых, которые принесли свою жизнь и свое существование для того, чтобы и мы могли переживать свободу чад Божиих. Итак, если мы чтим, и справедливо, тех, которые даровали нам национальную свободу, то насколько же мы должны благодарить тех, кто нас спас от худшего рабства, которым является ересь. Не существует лучшего знака благодарности, нежели тот, чтобы мы подражали и становились теми, кем были, по благодати Божией, Отцы Церкви той эпохи. Однако именно это подготавливает нас к тому, чтобы мы были первыми верующими чадами Церкви.

 

источник: "ΕΥΑΓΓΕΛΙΚΑ ΚAΙ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΑ ΜΗΝΥΜΑΤΑ"

(Απάνθισμα κηρυγμάτων από την

"ΦΩΝΗ ΚΥΡΙΟΥ" των ετών 1980 και 1983)

Πρωτoπρ. Γεώργίου Μ. Μεταλλήνου Έκδ. «Ορθοδόξος Κυψέλη»

 

© перевод «Православный Апологет» 2010

http://apologet.spb.ru/o-pravoslavii/prinoshenie-svyatich-ottsov.html