Св.прав. Иоанн Кронштадтский. По поводу отступничества от Православия E-mail
26.05.2011 23:36

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви православной и уходящие или ушедшие в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание, или же в штунду, пашковщину и толстовщину, - сознают ли они все то, что они оставляют и то, что принимают и до какой крайности и до какого лишения они доходят?


Установим определенную точку зрения на православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.

Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, - или же это есть твердое и непоколебимое здание небесного, вечного, премудрого и всемогущего архитектора - Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и глава Церкви - Иисус Христос?


Имя ли одно - Церковь православная, без действительного "православия" и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада; разве Ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?


Разве Церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ее истины и православия, ее чудной животворности и спасительности даже до нашего времени?


Разве не за нас непрестанно стоит Сам всеистинный и всемогущий, всеспасающий глава Церкви - Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею?


Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся?


Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на иоту?


Разве не с нами и не за нас все мученики, добре веру сохранившие и увенчанные от подвигоположника Христа венцами славы и нетления?


Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн?


Разве не с нами и не за нас - адаманты православия - преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши?


Знают ли лица, отрекающиеся от православия и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, - знают ли они, каковы были столпы православия все наши благоверные святые князья: равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер - православную, особенно же св. благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, св. Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверской?

Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские Петр, Алексий, Иона и Филипп, московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников, Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новогородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери - разве он не свидетель о истине и спасительности нашей веры и Церкви?


Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины?


Но кто отрекается от православия, тот отрекается от общения со всеми Святыми, которые, между прочим, потому и называются Святыми, что сохранили свято догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры, как истинной веры, по этому самому отрекается и от общения с Самим главою Церкви - Христом.


Спрашиваю еще всех и каждого колеблющихся в св. православной вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей св. вере и Церкви? И кто же из православных, разумных и просвещенных, дознавших на опыте спасительность своей веры и ее удовлетворение всему существу нашему, - оставит свое православие и перейдет в другую какую-либо веру?


Только одна истинная и всеспасительная в мире вера - вера православная; она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, - чего о других вероисповеданиях сказать нельзя: ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными откровению, и сильно затрудняющими спасение душ. "Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут", говорит Господь.

Между тем в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом, об обоих видах причащения, о главенстве папы). Будем же твердо держаться своей св. Церкви и своей православной веры. Только православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно Дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру о истине ее.

("Душеполезный Собеседник", выпуск 4, апрель 1906 г.)

http://www.russian-inok.org/page.php/books/page.php?page=tema/0606tema1