О деятельности и убеждениях митрополита Никодима (Ротова) E-mail
18.12.2013 14:55

Сотрудница польского антимодернистского сайта «Защитник Православия» (http://apologet. pl) Елена Владимирова приводит новые интересные сведения о митрополите Никодиме, а именно – переводы с польского языка цитат из документов деятелей католической церкви по поводу поступков и убеждений этого иерарха.



Несколько цитат из докторской диссертации ксендза Тадеуша Калюжного «Секрет Никодима. Неизвестное лицо Русской Православной Церкви», вышедшей в издательстве «Wydawnictwo ksiezy sercanow – SCJ» (Краков, 1999) на польском языке.

 

 

Отец Михаил Гаврилов, выпускник Ленинградской Духовной академии, человек, некоторое время принадлежавший к близкому кругу людей митрополита Никодима и впоследствии перешедший в униатство, в своей книге, а также в личной беседе с автором упомянутой выше публикации высказал следующее мнение о митрополите: «Я скажу, что митрополит Никодим был личностью не просто разделенной на две, в нем можно было обнаружить три человека: Никодим – православный митрополит; Никодим – патриот Советской державы; Никодим – убежденный католик. <…> Никодим как католик по убеждению и католический епископ по вере был вынужден держать свои взгляды глубоко в своем сердце и выражать их только в узком кругу людей, которым доверял» (Ксендз Тадеуш Калюжный. Секрет Никодима. С. 79. Здесь и далее – перевод Е.В.).

«Естественно, еще при жизни митрополита, а тем более после его смерти, высказывались мнения, что он был католиком или криптокатоликом (тайным католиком. – Примеч. ред.).Например, Pioerro Ostellino, корреспондент „Corriere della sera“ в Москве, так писал на страницах своего журнала сразу после смерти митрополита: „Иоанн Павел I открыл, что Никодим за минуту до смерти высказал свое исповедание веры, отражающее желание соединения двух церквей под руководством папы римского“» (Там же. С. 78. (P. Ostellino. Giovanni Paolo I secondo Breznev // Corriere della sera. 2 oсtobre 1978. S. 2; Рor. L. Prezzi, Nikodim: ritratto di un uom, rittrato di una Chipsa // Regno-Attualita, 1978, 18. S. 398–399)).

«Необходимо признать, что отношение митрополита Никодима к католическому миру действительно было необычным. Указывают на это и многочисленные примеры из его жизни, и свидетельства его друзей и сотрудников. Например, Амвросий Блинков (ученик митрополита Никодима, впоследствии перешедший в униатство. – Примеч. ред.) рассказывал, что вместе с митрополитом несколько раз служил мессу по латинскому обряду. Более того, как утверждают некоторые, Никодим во время чина приготовления Даров, т.н. Проскомидии, представляющей собой первую часть Литургии, тайно поминал имя папы римского, а также верховного настоятеля отцов-иезуитов. Симпатии митрополита в отношении отцов-иезуитов были, без сомнения, исключительными. Известны его личные, глубокие контакты с иезуитами о. Мигелем Аранцем, o. Полем Майе и даже с о. Педро Аррупе, верховным настоятелем „Общества иезуитов“» (Там же. С. 83–84).

«Однажды, – рассказывает о. А. Блинков, – во время разговора, состоявшегося по дороге из Загорска в Москву, митрополит Никодим между иными рассказами обронил следующую фразу: „Моя мечта – быть членом “Общества иезуитов”“, а затем: „Если бы сейчас мог выбирать, выбрал бы “Общество иезуитов”“» (Там же).

«Существует, например, очень интересное в этом плане предположение, что Никодим имел замысел или проект, а, может, уже и некоторые постановления, чтобы образовать в лоне Русской Православной Церкви тайный орден, исходя из модели „Общества иезуитов“ или даже в точном соотношении с отцами-иезуитами: своего рода орден русских православных иезуитов. Это предположение, несомненно, поразительное, однако весьма знаменательное. Учитывая деликатность аргументов, не будем называть здесь фамилий особ, поделившихся с нами этой информацией» (Там же).

Елена ВЛАДИМИРОВА, Польша

 

По материалам сайта «Информ-религия»
(http://inform-relig.ru)

 

http://gazeta-pkrest.livejournal.com/150167.html