Антиохийский патриарх Иоанн Х подтвердил свою верность Шамбезийскому соглашению между церквами официального православия и монофизитами E-mail
25.03.2013 12:16

Новоизбранный Антиохийский патриарх Иоанн Х, интронизация которого состоялась 10 февраля в Дамаске, обратился к своей пастве с Окружным посланием. Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", в этом послании патриарх сформулировал свое отношение ко всем основным проблемам современной церковной жизни. В частности, девятый раздел послания называется "Навстречу полному единству в таинствах между христианами". В нем глава Антиохийской патриархии подтвердил свою верность радикальному экуменическому курсу.

"Я настаиваю на важности абсолютного уважения между церквями, игнорируя любое высокомерие, любые анафемы и раскольническую деятельность, — пишет патриарх Иоанн Х. - Мы надеемся совершить все нужные шаги для установления полного единства в таинствах с нашими братьями из Ориентальных дохалкидонских Церквей на основе того, что мы достигли в Шамбези в результате долгих и глубоких собеседований".

Шамбезийские соглашения — договоренности, которые были достигнуты Смешанной комиссией по богословскому диалогу между православными и так называемыми Ориентальными (дохалкидонскими) церквами. Они были приняты на заседании комиссии в Центре Вселенского патриархата в Шамбези, Женева, с 23 по 28 сентября 1990 г. Итоговый документ соглашений подписан 34 официальными представителями от поместных церквей обеих традиций; РПЦ МП представляли сотрудники ОВЦС МП проф. Николай Заболотский и Григорий Скобей. В православной среде этот документ известен также как "шамбезийская уния", поскольку он декларирует молитвенное общение без всякого согласия сторон по догматическим вопросам.

В основу "Второго согласованного Заявления" (официальное название Шамбезийского документа) между представителями двух групп церквей легло "Первое согласованное Заявление по Христологии", принятое Смешанной комиссией по богословскому диалогу 20-24 июня 1989 года на встрече в монастыре Анба Бишой в Египте.

Традиционно в Православной Церкви Ориентальные церкви рассматривались в связи с исповедуемой ими умеренно-монофизитской доктриной как еретические, которые находятся под анафемами ряда древних Соборов, включая Вселенские. Богословское обоснование еретичности исповедуемой дохалкидонитами христологии дано в трудах авторитетных отцов Церкви - преп. Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других.

Шамбезийское соглашение настаивает, что разделение православных и дохалкидонитов, которые именуются в документе двумя "семьями Православных Церквей", имеет характер исторического недоразумения, основанного исключительно на различной терминологии, по существу же и те, и другие всегда и неизменно исповедовали одну и ту же веру: "Мы теперь ясно осознали, что обе семьи всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную Православную христологическую веру и неразрушенную преемственность Апостольского Предания, хотя они и могли использовать по-разному христологические термины. Именно эта общая вера и преемственная верность Апостольскому Преданию должны стать основой нашего единства и общения".

Поэтому, согласно Шамбезийскому соглашению, необходимо преодолеть вековое разделение путем официальной отмены взаимных анафем и официального установления евхаристического общения на общецерковном уровне: "Обе стороны согласны, что анафемы и осуждения прошлого, которые ныне разделяют нас, должны быть сняты Церквами, чтобы последнее препятствие к нашему полному единению и общению было устранено благодатью и силой Божией. Обе семьи единодушны в том, что снятие анафем и осуждений осуществится на основании согласия в том, что прежде анафематствованные и осужденные Соборы и Отцы не являются еретиками".

1-6 ноября 1993 г. в Шамбези состоялось новое заседание Совместной комиссии по богословскому диалогу между православной церковью и Ориентальными церквями, которое приняло конкретные предложения по снятию анафем и установлению полного церковного общения между двумя группами церквей. "В свете нашего Согласованного Заявления по христологии, принятого в Анба-Бишойском монастыре в 1989 году, инашего Второго Согласованного Заявления, принятого в Шамбези в 1990 году, - говорится в официальном коммюнике, - представители обеих церковных семей единодушны в том, что снятие анафем и проклятий прошлого можно осуществить на основе общего признания ими того, что подвергнутые в прошлом анафеме или осуждению Соборы и Отцы по своему учению являются православными".

В связи с возможным протестом внутри отдельных православных поместных церквей Шамбезийскому соглашению формально был придан только рекомендательный характер, предполагающий последующую ратификацию в каждой из Церквей в отдельности. На сегодня Согласованное заявление ратифицировано всеми ориентальными церквами и большинством православных, а в некоторых из них (Александрийском и Антиохтийском патриархатах) уже действуют и договоренности об интеркоммунионе (совместном причастии) с дохалкидонитами на местном уровне.

В РПЦ МП Шамбезийское соглашение планировалось официально утвердить на Архиерейском соборе 1994 г., но ратификацию пришлось отложить в связи с протестом со стороны небольшой, но активной части традиционно настроенных священнослужителей и мирян. Решающую роль в этом сыграло оперативное издание и распространение среди членов собора брошюры, написанной совместно диаконом Андреем Кураевым и Василием Лурье (ныне епископ Петроградский и Гдовский РПАЦ Григорий) "На пороге унии (Станем ли мы монофизитами?)".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=99624&cf=