Когда Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечери беседовал со Своими учениками, то предупредивши их в конце этой беседы словами "в мире скорбны будете", Он закончил эту беседу словами "но дерзайте, ибо Я победил мир". И как бы продолжая речь своего божественного Учителя, один из тех, кто слышали Его слова на Тайной Вечери, Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своем послании написал "сия есть победа, победившая мир — вера наша". И вот Церковь Православная, в первый воскресный день в Великом Посту, празднует Торжество Православия, празднует свою победу, победу веры Православной над всеми заблуждениями, над всеми притеснениями и гонениями, которых так много испытывала она на своем светлом, но и скорбном пути. С самого начала на молодую первохристианскую Церковь обрушились со своей враждой и злобой иудеи, и хотя они самостоятельной власти не имели, но принесли Церкви немало затруднений и скорбей. Вслед за ними обрушилась на Церковь со своими гонениями уже могучая римская власть, причем последние гонители напрягали все свои силы к тому, чтобы совсем уничтожить христианство, но потерпели полную неудачу, т. к. языческий мир, в конце концов, после этих гонений склонился к подножию христианского креста. Но еще сами апостолы, в особенности св. Ап. Павел, предупреждали христиан, что в их среде появятся люди, неправо мыслящие и учащие, и это сбылось. Сразу же после Апостолов, даже еще и при них, начали появляться первые еретики со своим неправо-мыслием и лжеучениями; в первое время, в первые века, ереси особенно не волновали Церковь, но когда кончилась эпоха гонений, началась эпоха ересей. Ереси были для Церкви опаснее гонений. Гонения — это притеснение совне, и верные не боятся гонений; Церковь в эпоху гонений мученическою кровию только украшается. А ереси разрушают Церковь изнутри. Первая из больших и опасных ересей, ересь Ария, волновала Церковь более ста лет — волновала и тогда, когда сам ересеначальник Арий уже умер, уподобившись позорной смертью Иуде Предателю. Были и другие ереси, из которых последней, долго волновавшей Церковь, была ересь иконоборцев. Она была в особенности тяжела для Церкви потому, что появлялись императоры-иконоборцы, которые восставали против почитания св. икон и жестоко преследовали защитников этого почитания. Но все это миновало, и на последнем Вселенском Соборе, утвердившем истину почитания св. икон, было установлено Торжество Православия, торжество победы нашей веры над всеми ее врагами, над всеми заблуждениями, над всеми гонениями. Нынешний день больше всякого другого напоминает нам о том, чтобы все мы проверили свою православность. Православен ли ты во всем? Если ты именуешь себя православным и убежден, что ты православный, то торжество православия и твое торжество. Однако же, позаботься о том, чтобы название "православный" применительно к тебе соответствовало действительности. Основы нашей веры точно, кратко, сжато и исчерпывающе изложены в нашем Символе Веры, который завтра, во время чина Православия, будет торжественно возглашаться с этого святого места. В символе веры изложены все основные пункты нашего вероучения и человеку полезно не только теперь, но и вообще почаще проверять себя по этим пунктам и помнить, что если хоть какой-нибудь пункт в Символе Веры им не принимается с полной верой и благоговением, то его православность, как говорят, критики не выдерживает. А ведь есть в нашей вере много такого, в чем сомневаются люди, считающие себя православными. Как-то раз уже здесь приводился пример, как богатый купец в Москве держал на свои средства прекрасную неугасимую лампаду у Иверской Иконы Божией Матери. Когда друзья хвалили его за то, что он такой благочестивый и так усердствует, то он говорил: "да, да, конечно, это может пригодиться; м. б. там и в самом деле что-нибудь есть". Вот вам и православный! Он совсем не убежден, что там, за гробом, "что-то есть", есть какой-то иной, духовный мир, но "на всякий случай" держит эту лампаду. Есть люди, которые сомневаются в других пунктах веры. Есть такие, например, которые не только нарушают посты (это м. б. еще по немощи), но просто не считают, что они обязаны их соблюдать, а это — уже не православно. Преп. Серафим Саровский в свое время не остановился перед утверждением, что человек, не соблюдающий постов, вообще — не христианин. Так преподобный и сказал: "Каким бы православным себя такой человек ни считал, но если он постов не соблюдает, Церкви не повинуется, то он — не христианин". Ведь Сам Господь сказал, что человек, который Церкви не слушает и ей не повинуется — все равно, что язычник и мытарь. Так вот, и нужно нам проверять свою православность; а если, действительно, ты чувствуешь по совести, что все богатое и прекрасное содержание нашей веры тобою приемлется с благоговением, как святыня, как с неба принесенное учение об истине, то тогда ты, действительно, православен и тогда Торжество Православия будет и твоим праздником и торжеством. Аминь. Вчера за всенощным бдением, братие, говорили мы о том, через какие трудности проходила Православная Церковь на своем пути в древние времена, когда была сначала эпоха гонений, а после нее — эпоха ересей. Но это было, и ушло; и от нас это уже далеко. Осмотримся вокруг, в каких условиях сейчас находится Церковь и истинное Православие? Ереси в древности были, но не было того, чего так много теперь: духовных подделок, духовной фальши, соблазнов подменить истинную Церковь и истинное Православие лже-церковью или, во всяком случае, лжепра-вославием (искаженным православием). Сами вы знаете, как теперь разливается повсюду зараза так наз. экуменизма, на платформу которого охотно становятся все, у кого гибкая спина и гибкая совесть; удобна эта платформа! Говорят: "Мы всех хотим воедино соединить. Мы признаем, что каждая Церковь, каждое исповедание имеет долю истины, и вот эти доли истины мы хотим соединить вместе, чтобы получилось одно целое — новая истинная Церковь", Это значит, как я уже прежде говорил, что и наша русская православная Церковь должна согласиться с тем, что она полнотой истины Христовой не обладает, а только частицей ее, а все остальное — ложь и заблуждение. Что сказали бы преп. Серафим Саровский или св. прав. Иоанн Кронштадтский, если бы им сказали такую вещь? Наша Православная Церковь истину имеет и в истине твердо стоит, и никогда от истины не отступит. Мы — люди слабые, и служители Церкви и рядовые чада Ее, каждый из нас погрешает, спотыкается, но истиной мы, находясь в Церкви, обладаем — по великой милости Божией — и никогда не согласимся с тем, что это не вся истина, а только часть ее. Из этого соблазна вырастает другой; принципиальная неверность всегда влечет за собой и практическую неверность. Возьмите теперь т. наз. модернизм, который в наши дни тоже вклинивается всюду в церковную жизнь. Разве мы не видим, как искажается и опустошается до неузнаваемости самое наше богослужение и, вообще, все содержание нашей церковной жизни? Когда священные традиции, как древние, святоотеческие, так и наши православные российские, называются чем-то отжившим, с чем уже считаться не нужно. Сами вы хорошо помните, сколько было смущения и соблазна, когда те, которые здесь в Америке когда-то откололись от Зарубежной Церкви, и о которых мы надеялись, что когда-нибудь да совершится желанное их возвращение и воссоединение, объявили свою так наз. "автокефалию". Недаром отошли от них некоторые приходы со своими духовными руководителями, а в последнее время отошел от автокефалии и один из архипастырей, который сегодня уже молится и служит здесь — Преосвященный Архиепископ Амвросий. Он увидел, во что обращается эта красная автокефалия, и своим переходом к нам засвидетельствовал, что архипастырская совесть русского православного архиерея никогда не помирится с этой преступной затеей. Но грустно то, что реакция на красную автокефалию — далеко не такая, какая должна была бы быть. Казалось бы, и приходы и православные русские люди должны бы в массе своей отойти от этой заразы. Но мы этого пока не видим. Отошла только незначительная часть. Это и указывает на то, как трудно становится теперь защищать Православие, и каким трудным становится путь Зарубежной Церкви, которая своей священной задачей поставила сохранение всех святоотеческих преданий и добрых православных традиций нашей русской православной Церкви. Конечно, знаем мы с вами хорошо, что где правда, там и Бог, и если мы стараемся хранить верность правде и истине, то Господь нас не забудет и не оставит. Но мне хотелось бы повторить то, что уже приходилось говорить не один раз, но приходится повторять потому, что, во-первых, это забывается, а, во-вторых, потому, что многие этого не слышали раньше и задают вопросы: каким это образом Православная Церковь в неделю Православия проклинает тех, кто заблудился, кто отошел от Православия и от Церкви и почему она их проклинает? Это слишком сурово, это слишком жестоко! Да будет известно каждому, что Церковь никогда и никого не проклинает. Слово "проклятие" — страшное слово. И в Евангелии мы знаем одно только указание, когда это страшное слово будет произнесено Тем, Кто один только может его произнести, — когда на Страшном Суде грозный Судия тем, кто был неверен Ему, скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его". Он только Один может это сказать, а мы никого не проклинаем. Анафема, возглашаемая Церковью, есть никак не проклятие, не призывание на голову человека кары и гнева Божия, а только отлучение от Церкви, отлучение от нее того, кто фактически перестал в ней уже состоять. В Церкви состоит и ее членом является только тот, кто верен ей. Вчера мы приводили слова Спасителя: "Кто Церковь не слушает, тот все равно, что язычник и мытарь", т.е. перестал уже быть христианином. О таких Церковь и объявляет, что они себя отсекли от общения с Церковью, перестали слушаться ее материнского голоса. И это — не только для сведения других, чтобы они знали это, но и для пользы самих отлучаемых. Церковь уповает, что хоть это грозное предупреждение подействует на них — они содрогнутся, слыша, какому суду Церковь их подвергла за их заблуждения, и одумаются. Когда-то Апостол Павел писал к Галатийским христианам о том, что после него закрались лжеучители, которые старались их сбить столку, проповедуя им не то, что он проповедовал. Указывая Галатам на это, Апостол Павел говорит: "Если не только мы, но и ангел с неба будет вам благовествовать не то, что вы приняли от нас раньше, анафема да будет". Так Апостол и сказал — и после этого снова повторил: "Анафема да будет". Вот потому-то Церковь и возглашает анафему. Но помните, что провозглашение анафемы соединяется в Торжестве православия с умилительными молитвами ко Господу о том, чтобы Господь Сам вразумил заблудившихся. Церковь вынуждена о них сказать, что они — анафема, т.е. отступники — и отлучаются от Церкви, но она скорбит о них и молится за них, чтобы Господь помог им образумиться и вернуться в лоно Матери Церкви. Аминь. Православная Церковь завтра торжественно празднует день, посвященный самой православной вере нашей, ибо завтрашний день так и именуется "Торжество Православия". Церковь празднует свою победу над всеми своими врагами, которые на протяжении тысячелетий восставали против нее и против ее ученья. Трудным путем, крестным путем, многоскорбным и многострадальным путем шла Церковь. Этот путь остается и теперь, в особенности теперь. Но верно слово Божественного Благого Основателя Церкви, Который сказал, когда апостол Петр, от лица не только своего, но и от всего апостольского сонма, исповедовал веру в Него, что Он есть Сын Бога Живаго. Господь на это апостольское исповедание сказал, что на этой вере, на камне этого исповедания, Он создаст Церковь Свою и врата ада, т.е. все адские усилия, все усилия темных адских сил, Церкви не одолеют. А эти темные адские силы обрушились на тех сразу. Самое первое время — чрез неверующих евреев, книжников, фарисеев, членов синедриона — врагов Христовых. Они надеялись угрозами и всякого рода притеснениями подавить христианство, но, конечно, не смогли. Когда увидели они, что христианство распространяется и ширится, тогда уже поняли они, что им не победить его и стали всячески возбуждать уже господствующую, государственную языческую римскую власть, к гонениям против Церкви Христовой. И эта власть обрушилась на Церковь со всем своим могучим государственным аппаратом — мучениями, пытками. Всякого рода насилиями действовало языческое государство, чтобы христианство победить и уничтожить, но оказалось само побежденным. В особенности, в начале и в конце гонений они были лютые и страшные. Первые гонения Нерона, который приказал христиан распинать на крестах, а потом заживо их сжигать, и последние императора Диоклетиана, который, в конце концов, обезумевши совершенно, издал эдикт (распоряжение), приказывающий всех христиан в государстве к поголовному истреблению. Вскоре после него воцарился равноапостольный Константин, при котором уже христианство воссияло, как та вера, про которую говорит св. апостол: "Сия есть победа, победившая мир, вера наша!" Правда, была еще безумная попытка и позднее. Попытка императора Юлиана Отступника, который в юности воспитывался в недрах Церкви, имел степень чтеца церковного, участвовал в богослужениях. Но великий столп Православия Святитель Григорий Богослов, который учился вместе с ним в одной и той же школе, говорил, что он тогда еще видел, какое зло возрастает в недрах Церкви. Зло, которое потом обратится на Церковь же. "И мне хотелось, — говорил св. Григорий Богослов, — быть пророком, который ошибется. Но увы! я не ошибся". Император Юлиан, отправляясь в поход против персов, также дал чуть не клятвенное обещание, когда он вернется, христианство истребить. Но не вернулся, ибо был во время битвы поражен чудесно небесной Рукой. Когда прекратилась эпоха гонений, темные адские силы адовы, не успокоившись, стали на Церковь нападать другим образом: появились ереси. Они были и раньше, в эпоху гонений, но они не волновали Церковь особенно, а вот когда появилась первая ересь Ария, та взбунтовала всю Церковь. Именно эта ересь, как и последняя ересь иконоборческая, подобно тому, как и в эпоху гонений, первая и последняя были самые лютые и злобные, так и первая ересь Ария и последняя ересь иконоборческая, в особенности, долго и упорно волновали Церковь. Поразительно, как живуча была эта ересь Ария: осудил ее Вселенский Собор, победоносно боролись с ней Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие, и, несмотря на это, она существовала, и существовала, и воевала с Церковью более ста лет. Также упорно и долго волновала Церковь ересь иконоборческая. И вот, наконец, когда на 7-ом Вселенском Соборе был окончательно установлен догмат иконопочитания, то тогда и было установлено Торжество Православия совершать в первый воскресный день Великого Поста. Собор в основу своего постановления о святых иконах положил точное определение Святителя Василия Великого, который, говоря о молитвах пред иконой, пред святыми образами, указал, что честь воздаваемая пред образом, не к образу самому, как вещи, относится, а эта честь и молитва от образа к первообразу восходит, т.е., восходит от образа к тому, Кто или Что изображены на святой иконе. И вот, Церковь установила это Торжество Православия. Мы не знаем путей церковных впереди, но знаем мы то, что наше время есть время, когда новая ересь появилась, которая именуется "экуменизмом". Как когда-то говорил наш собор, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, в докладах своих святителей и в своих собеседованиях, это — ересь из ересей, ересь всех ересей, потому что, как раз, экуменисты хотят соединить несоединимое, сочетав правду с ложью и создав гармоническое целое. Безумная попытка! Но как она привлекательно предлагается в наши дни, что не нужно много разглядывать, чтобы сразу увидать, как многие и многие захвачены соблазном этой духовной подделки, этого ложного единения. Берегись, христианин! Берегись этих соблазнов в наши дни! Когда завтра будет совершаться Чин Православия, когда в слух всех молящихся протодиакон будет возглашать Символ веры, как общее верование всей Православной Церкви, а дальше будет указано, что "сия вера апостольская, отеческая, православная", что она вселенную укрепила, тогда проверяй себя. Символ веры точно и кратко содержит изложение нашей веры. Проверяй себя, так ли ты веруешь, по всем ли пунктам, которые указывает Символ веры. И если в чем-либо сомневаешься, если в чем-либо мыслишь не так, то помни, что в этом пункте, в котором твои мысли расходятся с учением Церкви, ты должен поступить с ними так, как на иконе поступает Архангел Михаил с диаволом или Великомученик Георгий с драконом: попрать ногами и пронзить копьем — беспощадно уничтожить всякую свою мысль, которая противится ученью церковному. Берегись не соглашаться с каким-либо пунктом учения Церкви. Основатель Церкви сказал, что кто Церковь не слушает, тот все равно, что язычник и мытарь. Поэтому, если ты в чем-нибудь заколебался, то помни, что в день Торжества Православия, тебе нужно Господа молить, чтобы Господь помог тебе всяческие твои сомненья преодолеть и решительно во всем верить в то, чему учит тебя твоя Мать-Церковь, в недрах которой ты живешь, без которой ты не спасешься, которая есть совершительница верного твоего спасения. Поэтому, повторяю, если в чем-нибудь сомнение закралось, молись Господу, чтобы Господь дал сил тебе быть верным Его Церкви, верному Его Православию. Если ты верен, то тогда действительно Торжество Православия будет и твоим торжеством, будет великим и радостным праздником для души твоей. Аминь. Завтрашний воскресный день, первое воскресенье в Великом посту, именуется "Неделя Православия", когда Церковь Православная торжественно празднует свою победу над всеми злоучениями и над всеми скорбями, притеснениями и гонениями, которые испытала она за все эти многие сотни и тысячи лет своего пребывания на земле. Священное Писание говорит: "Мир во зле лежит", зло разлито в мире. Теперь мы это в особенности ясно видим, когда стараются победоносно занять командные позиции в жизни. Раньше было не то. Оно было всегда, это зло, но раньше, как Сам Господь Иисус Христос говорил, оно таилось больше во тьме, а теперь оно вылезает наружу гордо и нагло. Но так или иначе — мир лежит во зле. И когда в мир пришел Свет, когда в мир пришла Любовь воплощенная, когда пришли правда и добро, то естественно, что зло, которое в мире, обрушилось на этот Свет и на это добро, и прежде всего обрушилось на Того, Кто его принес, на Самого Господа Иисуса Христа, и предало Его на позорную тяжкую крестную смерть. Они не знали еще, что имеют дело с Богом воплотившимся, Который воскрес из мертвых, и этим положил начало Нового Завета. Сам Он был после этого, конечно, для них абсолютно неуязвим, недоступен. Но тогда на Церковь Его обрушилось это зло со всеми своими злобными силами. Сначала Церковь заливалась кровью христианской. Могучее римское языческое царство обрушилось на Церковь со всей силой своего мощного государственного аппарата: все было мобилизовано для того, чтобы сломить христиан. Это пробовали сделать еще в первые десятилетия христианского существования Христовой веры — иудеи. Но у них не было силы, и они сумели восстановить мир римский могучей его властью против христианства. Прошло несколько веков кровавых гонений, в которых была борьба между Церковью Христовой и языческим царством римским. Римское царство было вооружено всеми средствами борьбы притеснения и убийства, а христиане были вооружены только верою, надеждою, любовью и всепрощеньем. В этой борьбе христианство победило, и мир языческий склонился к подножию Христа. Аминь. http://lib.eparhia-saratov.ru |