Епископ Григорий (Лурье). Путь истинного православия. Слово в день памяти святителя Филарета (28.10/10.11.2011) E-mail
16.11.2011 08:26

Слово в день памяти святителя Филарета, Первоиерарха Зарубежной Церкви (28.10/10.11.2011)

Святитель Филарет оказался во главе Зарубежной Церкви в 1964 году случайно – если рассуждать по мирским понятиям, и промыслительно – если рассуждать по-христиански. В то время архиереи РПЦЗ разделились из-за вопросов власти и влияния на две враждующие партии, обладавшие приблизительно равной силой. Престарелый митрополит Анастасий понял, что он ничего не сможет сделать для умиротворения Церкви, и решил уйти на покой. Надо было выбрать преемника. Каждая партия архиереев хотела своего человека, но противоположная партия была достаточно сильной, чтобы в этом воспрепятствовать. Но раскола удалось избежать, потому что лидер одной из враждующих партий, святитель Иоанн Максимович, предложил не выбирать в первоиерархи никого из "своих", а выбрать самого младшего епископа, рукоположенного всего лишь в 1963 году, и не успевшего примкнуть к какому-либо из кланов. Этот епископ Брисбенский Филарет и стал митрополитом.

Он, как благочестивый человек, старался делать то, что от него требовалось на новом месте служения. Но прошло всего лишь несколько лет, и вдруг оказалось, что самая главная проблема, которую ему надо решать, это не тот вот финансово-имущественный спор, который перессорил архиереев — этот спор и сам со временем решился, — а оказалась совершенно новая проблема, а именно, обвал исторических православных Церквей.

Если и раньше они уже частично обрушились, и то, что устояло, было шатко, то в 1965 году, на второй год избрания первоиерархом Филарета, произошло совершенно немыслимое событие. Первый по чести иерарх мирового православия патриарх Константинополя торжественно отказался от анафем, которые почти за тысячу лет до этого были возложены на римский престол за его отпадение в ересь. Взаимно и Папа Римский снял анафемы, возложенные тогда же на Константинополь Римом.

Таким образом, Константинопольский патриарх совершенно отказался от тех пределов, которыми Святые Отцы очертили православие, положив границу между православием и латинской ересью. Тогда очень многие люди в Константинопольском патриархате, в Элладской церкви и в других патриархатах стали понимать, что эти епископы вообще не являются православными, что от них надо отделяться. И они пришли к греческим старостильникам. А в Америке такие люди стали приходить не только к старостильникам, но и в Зарубежную Русскую Церковь. В частности, так присоединился к РПЦЗ Бостонский Свято-Преображенский монастырь.

И вот эти люди объяснили митрополиту Филарету, насколько тяжела ситуация, в которой оказалось мировое православие. И митрополит Филарет стал об этом думать. Он стал писать предстоятелям поместных Церквей так называемые "Скорбные послания". Это были открытые послания, они публиковались. Всего митрополит написал три послания, в которых призывал их одуматься. Конечно, никто не одумался, но, по крайней мере, те люди, которые были косвенными адресатами этих посланий, одумались.

В результате Зарубежная Церковь при митрополите Филарете берет курс на то, чтобы прекращать сослужение с мировым православием. В это время как раз Московская патриархия, пользуясь дипломатическим влиянием мощного государства Советского Союза, стала давить на другие Церкви, чтоб они переставали сослужить с Зарубежной Церковью. Митрополит Филарет стал устанавливать отношения с греческими старостильниками.

К великому сожалению, те люди, которые понимали, в чем задача православия, которые поддерживали в этом начинании митрополита Филарета, так и не составили в Зарубежной Церкви не то что большинства, но даже не составили и наиболее влиятельной группы. По временам им удавалось перехватить влияние: в результате была принята в 1983 году анафема на ересь экуменизма. Но анафема, как мы знаем, половинчатая, совершенно ненормальная. Конечно, сформулировали, в чем ересь состоит, но при этом ни одного еретика не назвали. И это потом дало повод перетолковать анафему. Мы знаем, что когда кого-то анафематствуют, то не только саму ересь анафематствуют, но итех, кто ее разделяет, и называют их поименно. Но тогда ничего этого не произошло. Как говорили разочарованные в РПЦЗ западные ревнители православия, назвали болезнь, но не назвали больных — как будто бывают такие болезни, при которых не появляется больных.

В результате дело митрополита Филарета в Зарубежной Церкви так и не восторжествовало. Стоило ему только умереть, как все те, кто поддерживал его, его близкие соратники, оказались так или иначе выдавлены из Зарубежной Церкви. Это относится и к Бостонскому монастырю, на который сразу же обрушились гонения, и к епископу Григорию Граббе, который фактически хоть никогда и не отделялся формально от Зарубежной Церкви, но поддержал отделение Суздаля. Он всегда был в общении с Суздалем, даже когда Суздаль был уже в Зарубежной Церкви нон-грата, когда уже Синод Зарубежной Церкови с Суздалем не сослужил.

Как бы то ни было, святитель Филарет остается для нас указателем истинного православия и одновременно путем к истинному православию. В чем этот путь состоит? Если особо не вникать, но при этом не делать ошибок, то он состоит в том, чтобы не принимать никакие еретические исповедания, оставаться со святыми отцами, с теми иерархами, с теми церковными организациями, которые тоже не принимают никакой ереси.

Но беда в том, что трудно исполнить это правило. Тут как повезет: либо ты найдешь того, кто тебе объяснит, и тебя это объяснение увлечет и покажется правильным, либо нет. Поэтому надо самому разбираться, чтобы это не было случайным. Самому в этом разбираться можно только ровно тем же способом, которым разобрался святитель Филарет.

Поэтому главное, что он нам указывает — это тот способ, которым можно самому разобраться, где истинное православие, а где ложное. Этот способ один — христианская аскетика. Это значит стараться самому быть христианином, стараться подвизаться. С одной стороны не увлекаться всякими идеями мира сего, которые, в конце концов, заставляют нас принимать то, что дает нам житейский комфорт. Так обычно становятся экуменисты экуменистами.

С другой стороны, не уходить на страну далече в свои грезы. Бывают люди, которые и не принимают никакого житейского комфорта, но они настолько находятся в каких-то своих мыслях, не имеют контакта с действительностью, может быть, даже на грани психического здоровья или за его гранью, что это, конечно, тоже уже нехорошо.

Конечно, таких людей нельзя обвинить в том, что они своекорыстны, или что они за какие-то материальные ценности продают христианскую веру. Но в каком-то смысле они все-таки своекорыстны. Потому что из-за своего душевного комфорта, чтобы самому себе рассказывать сказки, себя убаюкивать, они в какой-то степени тоже предают христианскую веру. Это состояние на языке аскетики недаром называют прелестью — ложным пониманием своего духовного пути, которое не позволяет разобраться, где ересь, а где православие.

Хотя, опять же для предостережения напомню, что люди с прелестью вполне могут оказаться и в истинной Церкви. С одной стороны, и сами не спасаются, а, с другой стороны, и другим мешают. Поэтому будем стараться смотреть на вещи, с одной стороны, просто и реалистично, как Филарет, а, с другой стороны, аскетично, как тоже Филарет.

Будем стараться кто монашествующий — быть монахами, кто не монашествующие — по крайней мере, быть монахом по внутреннему человеку. Это полезно всем, не исключая даже и семейных людей. Всем нам надо быть православными христианами, потому что тогда мы и сохранимся в истинной вере, особенно взирая на таких светочей, как святитель Филарет, чью помощь мы можем ощущать совершенно непосредственно.

Он жил рядом с нами, еще живы некоторые люди, которые его помнят. Они приводят сейчас к знакомству, к дружбе в духовном смысле этого слова тех людей, которые так или иначе на него ориентируются. Поэтому недавно любимый монастырь святителя Филарета — Бостонский Свято-Преображенский монастырь, который когда-то был в Зарубежной Церкви — сейчас является одним из ближайших друзей нашего прихода, который нас так поддерживает.

Мы с ними имеем не только единство веры, но имеем и особенно близкое понимание этого единства веры. Так же и катакомбники, которые находятся на Руси в разных местах, еще живы до сих пор, хотя люди эти уже пожилые. Они подарили нам такую святыню, как пояс святителя Филарета, которому сейчас будет возможность всем поклониться.

Аминь.

http://www.portal-credo.ru/authors/riskzone/index.php?status=txt&id=643