Игумен Игнатий (Душеин). Христос в пустыне. Проповедь E-mail
20.02.2012 13:08

 

 

Предложения, от которых необходимо отказаться

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Этот Евангельский отрывок не читается на Воскресных богослужениях, хотя ему явно место именно там. Ему бы прозвучать именно в воскресный день после праздника Крещения Господня, перед тем, как мы услышим о том, что Господь вышел на Свою спасительную проповедь и начал учить, говоря: Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Божие!

Этот отрывок неизмеримо важен и для каждого христианина и для всей Церкви Христовой. В нем четко сказано, чем Церковь НЕ должна заниматься. Какие чуждые функции сатана пытался навязать Христу и до сих пор пытается навязать Его Церкви.

Предложения сатаны – не просто предложения. Это - его признания. Он выдает пути, которыми сам ходит, называет рычаги, которыми сам рулит, признается в свойственных ему самому делах. Он надеется навязать Христу свое, понимая, что это все равно останется сатанинским.

Во всех этих трех предложениях диавола по умолчанию присутствует убеждение, что Христу в человечестве нужно количество, а не качество. Такое убеждение сатаны не удивительно, так как количество нужно именно ему. Ему нужна масса. И он не может мыслить в других категориях. Он убежден, что Богу нужно то же самое.

Сатана нацелен на массу, психология толпы – его оружие, потому что в толпе у людей легче заблокировать разум и совесть.

Именно к нашим совести и разуму обращается Бог. Поэтому слово Божие всегда обращено не к толпе, а к личности.

Все предложения сатаны подразумевают человечество-толпу. А все ответы Христа – про человека-личность.

Сатана как бы говорит: «Хочешь, что бы за тобой шло больше народа? Как же иначе! Так накорми, удиви, властвуй»!

Христу не нужна массовка из зевак, едоков или рабов. Он ищет сынов. Свободных и сознательных. Бог не гонится за числом. Ради нескольких праведников сохраняются города. Ради избавления избранных города уничтожаются. Христово стадо – всегда малое, даже если в него затесались тысячи посторонних. Они разбегутся, когда не получат хлебов и зрелищ или когда с ужасом увидят, что президент не пришел со свечкой на Пасхальную службу…

* * *

В основном сатана держит мир через желудок и первое искушение - пищевое. Человек – раб желудка. Он может высоко думать о себе, но если человека не покормить пару дней – он уже ни о чем не будет думать кроме еды. А если месяц – он съест другого человека. В буквальном смысле.

Федор Михайлович вложил в уста своего Инквизитора суть мысли лукавого духа: «А видишь ли Ты сии камни в этой нагой и раскаленной пустыне? Обрати их в хлеба, и за Тобой побежит человечество, как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что Ты отымешь руку Твою и прекратятся им хлеба Твои».

Чего проще – у кого пища, у того и власть. Сатана сам это не раз использовал – вспомним времена продовольственной диктатуры.

А поскольку ресурс пищи у Всемогущего Бога неисчерпаем – безграничной может стать и власть над людьми. Только Христос не ищет такой власти.

Бог обращается не к той сфере человеческого естества, которая привязана к желудку. Он в нас видит не животных, которые виляют хвостами возле кормушки. Не хлебом одним будет жить человек – потому что он не для этого был создан - но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Бог создал нас для жизни с Собой, и к этой жизни пришел вернуть людей Христос.

Он Сам и Есть это Слово Божие, которое, воплотившись, дало Себя в пищу людям.

* * *

Великий фокусник, искусный шоумен, успешный рекламный менеджер. Много подобных титулов можно было бы отнести к искусителю. Он предлагает Христу стать ему подобным. Показать эффектное шоу. Ты же Сын Божий – покажи, на что способен.

Это не просто предложение спектакля для зевак, это еще и предложение демонстрации могущества, а значит – предложение попрания нашей свободы. Сила парализует. Она не дает воспринимать адекватно реальность.

Если ваш собеседник перед разговором продемонстрирует вам пистолет в кармане, то можно быть уверенным, что вы будете общаться с ним иначе, чем, если бы он вам его не показывал. Именно это предлагает сатана. Парализация воли явным чудом лишает человека свободы. Это, по сути, духовное насилие.

Сатане нужны рабы. Он рад попирать чужую свободу. Будь у него такая возможность, он бы всех поработил.

Но Христос пришел в мир, заранее оставив Свое Всемогущество. Он родился в пещере, отказавшись от славы. Он бежал в Египет, отказавшись от защиты.

Христос не ищет рабов. Ему совсем не нужно, чтобы кто-то шел к Нему ради чудес и зрелищ, чтобы шли за Ним как за Сильным и Могучим. Поэтому Он стал как бессильный и позволил, в конце концов, Себя арестовать и казнить.

* * *

Так же сатана признается еще в одном своем рычаге – административном ресурсе - власти. Через этот рычаг он также успешно правит миром. Это очень эффективный инструмент. С его помощью можно заставить кого угодно делать что угодно. Армия, полиция, суды, информационная машина, налоговая инспекция и т.д. – все в руках того, кто стоит на вершине властной пирамиды. И это место главы падшего мира он предлагает Христу: «Спасай людей! Подчини и спасай! Ты столько сможешь сделать для них, став во главе мира! Научишь хорошему, запретишь плохое. Ну а кто не захочет слушаться…».

 Многие ли люди останутся духовно свободными, если они станут объектами давления государственной машины? Она может все: лишить собственности, куска хлеба, близких, свободы, жизни. Эта машина дает сбой только на единицах – на тех, у кого есть ценности дороже жизни. На тех, у кого инстинкт духовного самосохранения превозмогает инстинкт самосохранения биологического. Но таких всегда мало, а Христу нужны именно они – единицы, малое стадо.

Лукавый предлагает свой инструмент Христу, Господь отказывается от этого инструмента насилия над людьми с гневом. Ему чужда власть насилия так же, как власть чуда и хлеба.

* * *

Что же мы видим? Христос не превратил камни в хлеб, хотя, когда стало нужно, накормил тысячи, шедших за ним не ради хлеба.

И Церковь не должна призывать к себе едой, жильем или одеждой - любыми земными ценностями. Впрочем, те, кто в ней не ради этого, по обещанию Господа получат все, что нужно для жизни.

Христос отказался от спектакля. И Церковь не должна развлекать. Ее проповедь – не для стадионов и субкультурных тусовок. Она дает живой воды жаждущему и ищущему, а не мечет духовный бисер перед зеваками.

 Христос не принял мирской власти. И Церковь не должна хвататься за административный рычаг. Никто не должен видеть в Христовой Церкви подпорку для земных властителей. От них нужно дистанцироваться, чтобы не стать их слугой. Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Слишком разные цели у власти и Церкви. Власти, в лучшем случае, думают как бы накормить, уберечь и развлечь. Церковь должна думать – как спасать.

Христос отвергает «заманчивые» предложения искусителя и идет Своим путем – на Крест. Оставляя нас в размышлениях: по какой причине мы собираемся Ему последовать…

игумен Игнатий (Душеин), февраль 2012 

 

 http://izglubinki.ru/content/khristos-v-pustyne