Игумен Игнатий (Душеин). Проповедь в неделю Торжества Православия (2012 г) E-mail
06.03.2012 17:54

Христос, как известно не оставил записей. Все книги о Нем написаны Его учениками и учениками его учеников. Не оставив не строки, Господь сделал так, что непосредственно к Нему может приобщиться каждый человек в любом месте земли и в любое время.

Он, по сути, оставил нам Самого Себя, и мы знаем, где нам Его найти – в Церкви. Церковь - это не общество и не партия, не религиозное учение и не идеологическая доктрина. Это - Сам Христос, являющий Себя в этом мире вне границ пространственных и временных. Это Тело Христа, расширенное в пространстве на весь мир и во времени на всю человеческую историю, для того, чтобы каждый желающий мог стать Его частью.

Церковный организм не от мира сего, он живет по своим законам – по Небесным. И вся история Церкви – это история того, как мир со своими падшими законами и правилами покушался влезть в Церковь, навязывал ей свои понятия. Он пытался подменить ее таинственное небесное ученье своим - понятным и земным. Ее небесные установления – своими. Это желание сего мира – а под миром имеется ввиду совокупность греха и страстей человеческих – вполне понятно. Так же мир хотел приспособить под себя и Самого Христа. Когда не смог приспособить – взялся уничтожить. Но верным стала спасением Его смерть.

Мир сей и его непосредственный руководитель – тот, кого Господь наш назвал князем мира сего - не ослабляет усилий для того, чтобы блокировать спасительное действие Христовой Церкви. Действует он разными способами. Периодически он пытается уничтожать христиан физически. Всегда он пытается свести на нет благую весть Евангелия, которую несет Церковь. Иногда мир действует через прямые запреты, иногда через различные провокации, иногда через псевдоисторические фальсификации.

Он пытается, наконец, внедриться в саму Церковь через своих по духу людей и изнутри воздействовать на нее. Так было всегда со времен апостолов. И если бы не Бог был в Церкви, если бы Сам Христос не ограждал ее от натиска мира, то врата адовы давно бы одолели ее.

А сколько раз люди пытались поправить непонятное им откровение Божие? Никак не укладывалось в человеческую логику учение Церкви. Оно же небесное, а значит всегда не до конца понятное. В нем всегда тайна, требующая веры. Человеческому, мирскому сознанию хотелось сделать его понятнее, логичнее. Все ереси появились в результате попыток упростить христианство. Убрать все лишнее и неясное.

И каждый раз, когда для Церкви во вселенском масштабе возникала такая угроза, Бог воздвигал своих воинов, духоносцев, через которых являлась Истина Церкви - Святых Отцов. Часто их платой за победу Истины были страдания и смерть. Иногда они не доживали до торжества Православия, умирали как бы отлученными от Церкви высокопоставленными иерархами-отступниками. Иногда они были осуждены земными властями, были осмеяны и унижены, всеми оставлены. Но всегда Истина Христова торжествовала, и после их кончины благодарные чада защищенной ими Церкви, обязанные им торжеством Православия, обретали их честные мощи на заброшенных кладбищах, прославляли их песнопениями и молитвами, писали их иконы. А их знатных гонителей занесли в специальные списки и до сего дня ежегодно публично анафематствуют.

Земная Церковь всегда в болезни. Это нужно помнить, чтобы не соблазняться. В ней всегда в основном больные, пришедшие к Врачу. Это – в лучшем случае. В худшем – просто больные, которые еще и сами не поняли куда пришли. У них вечно приступы, припадки, обострения. Их крутит и кидает. Выздоровевших – один на миллион. Остальные – хворые. И когда внешний человек пытается свежим взглядом посмотреть на Церковь, то сначала видит толпу больных и часто отшатывается в ужасе. Он просто еще не понял, что сам болен худшим: видит себя здоровым.

Болезни Церкви бывают тяжкими и долгими. Так бывало в эпоху Вселенских соборов, когда различные недуги – ереси – иногда больше чем по столетию терзали Церковь. Отпадали в ересь целые патриархаты, иногда целые государства. Самый яркий пример – отпадение православного Рима в ересь папизма. Некогда первенствующая и более других почитаемая поместная церковь Рима, усвоив ряд еретических учений, постепенно переквасилась в еретическое сообщество и отпала от Церкви. По внешней видимости до сих пор эта организация представляет из себя огромную и мощную структуру, называет себя церковью соборной и апостольской. Но мы знаем, что дело не в количестве адептов и не в блеске золота. Мусульман – миллиард. Атеистов – и того больше в одном только Китае.

Церковь там – где правое исповедание. И не важно, сколько уст это исповедание произносят. Бывало, что такое исповедание оставалось у двух – трех человек во всем мире. Они и были Церковью Христовой в то время. А все цари и патриархи – их гонители - при всем своем блеске и внешней власти были вне Тела Христова.

Чем же так опасна ересь? Почему бы не быть разномыслиям в догматических вопросах? Ересь не просто искажает учение о Боге, она, по сути, подменяет Бога Истинного на бога вымышленного. Еретик обращается не к Тому, Кто Есть, а к тому чего нет. Он молится идолу, которого создало его воображение. При таком состоянии невозможен и правильный духовный путь. Поэтому в сообществах, принявших еретические учения, очень скоро рушится аскетика. Ее место занимает прелестная псевдодуховность. Так было и с Римом: после принятия ереси «филиокве» у католиков появляются «святые», которых наши православные святые не боялись называть сумасшедшими.

Хорошо бы закончить на этой оптимистической ноте: нападали мол, на Церковь Христову всякие ереси, но не одолели ее врата адовы. И будет стоять она во веки веков.

Хорошо бы, но не получается. Потому что ереси, как порождения нашего ветхого человека, будут воевать на Церковь Божию всегда. Воюют и сейчас.

Людьми, потерявшими Дух Православия, но внешне именующимися православными, внутренне же усыновившимися духу мира сего, насаждается новая ересь, злейшая всех прежних. Прикрываясь необходимостью нести инославным истины православия, ими размываются базовые понятия границ Христовой Церкви. Еретические сообщества, осужденные множеством духоносцев – Святых Отцов – объявляются частью Церкви Христовой. Ложь и заблуждения объявляются частью Истины.

В официальных документах поместных церквей появляются утверждения, что Церковь православная якобы признает «частично» благодатность таинств еретиков, и что они находятся в некоем «неполном общении» с Церковью Христовою. Но Святые Отцы однозначно учили, что не бывает благодати наполовину. Не может быть спасительными и освящающими таинства еретиков. Святые учили бежать не только от еретиков, но и от тех, кто дерзает называть еретиков Церковью, кто молится с ними.

Господь всегда оберегал от заблуждения верных Своих. Тех, кто сам стремился себя оберегать. И Он всегда убережет неравнодушных к своему спасению. Пока нам нет дела до нашей веры, Бог не будет уберегать нас от опасностей заблуждения. Пока нас не волнует спасение, Бог не будет уберегать нас от погибели. Мы должны знать, во что мы верим и знать, во что верить мы не должны. Мы должны это знать сами, научаясь у Святых Отцов, а не полагаться только лишь на священство и иерархию.

игумен Игнатий (Душеин) Неделя 1-я Великого Поста 2012 г. п. Мятлево 

http://izglubinki.ru/content/torzhestvo-pravoslaviya