Иеромонах Григорий (Лурье). Святой Марк Ефесский как борец с экуменизмом. Слово в день памяти святителя (19.01/1.02.2002) E-mail
14.03.2012 01:25

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память великого иерарха и исповедника православия, святителя Марка, епископа Ефесского, который особенно прославился не тем, что он был епископом Ефесским — т.к. он так и не доехал до своей кафедры, — а тем, что он был послан в числе многих других иерархов в Феррару и Флоренцию в Италию на собор, который совместно составили Православная Церковь и латинская Римо-католическая церковь, между которыми тогда уже был полный разрыв и взаимные обвинения в ереси. И вот, это была попытка объединения, но попытка объединения не в истине, а такая попытка, чтобы православные пошли на компромисс с ересью католичества. И почти все иерархи, которые туда приехали, действительно пошли на этот компромисс и подписали Унию, т.е. такой акт, где принималось и неправославное исповедание веры, и даже административная зависимость от Римского папы. И только два иерарха не подписали Унию. Один был совсем некнижный и малограмотный даже, а другой был святой Марк Ефесский, который был одним из главных лиц в этой делегации православных.

И вот, когда папе доложили, что Уния подписана, он сразу же спросил: "А подписал ли ее Марк Ефесский?" И когда ему сказали, что нет, то он ответил своим посланцам: "Вы не сделали ничего!" — и он был совершенно прав, потому что когда уже вернулась вся эта делегация в Византию, почти сразу же большинство этих иерархов отказались от своих подписей, потому что народ их не принимал. И еще немного времени была эта Уния в силе, потому что императоры ее держались, но потом дело кончилось тем, что за три года до падения Византии последний униатский патриарх Константинопольский просто убежал в Рим, потому что уже только в одной его домовой церкви поминалось его имя, а все остальное духовенство, даже и в соборе Святой Софии, отказывалось это делать. И три года вообще не было никакого патриарха в Константинополе, даже и латинского, потому что император не давал избрать православного, так как он сам держался Унии, и латинского уже тоже было невозможно избрать. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок, и немедленно ученик святого Марка Ефесского, к тому времени покойного, святой Геннадий Схоларий был избран единогласным желанием народа и стал патриархом уже православным. Причем его искали и с трудом нашли — его уже успели продать в рабство к этому времени, — но нашли и сделали патриархом, и его сам султан встретил с большим почетом.

А почему пала Византия? — Потому, что не удержала православие. Подобно этому пала и Российская Империя в 1917 г., которая тоже не удержала православия, хотя там и не принимали Унии, но не держались чистоты православной веры. И вот, конечно, в наше время, в ХХ веке и в XXI-м теперь, особенно почитается Марк Ефесский как исповедник православия не только потому, что он подвизался против той ереси католичества, которая до сих пор существует и весьма сильна. Дело даже не столько в этом, а в том, что он подвизался против унии, против той идеи, которая уже была и тогда, а сейчас она называется словом "экуменизм", — против того, чтобы говорить, что будто бы наши догматические разделения, которые святые отцы провели на самом деле именно потому, что они видели, что еретики отпали от истинной веры и вообще отпали от благодати Божией, происходят оттого, что, как экуменисты говорят (и экуменисты XV века, когда жил Марк Ефесский, говорили именно это), прежние Отцы, будто бы, просто запутались в терминах, а на самом деле все одно и то же; что, например, когда мы, православные, говорим, что Дух Святой исходит от Отца, то это то же самое, что имеется в виду, и когда латиняне говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Как будто святые отцы уже в течение нескольких столетий перед тем не разбирали, то это самое или не то самое. И давно уже было ясно, что не то самое. Но вот, дух компромисса заставил сказать тогда, на Флорентийском соборе в 1439 г., что смысл, якобы, один и тот же, а просто, мол, разными словами выражается.

И святой Марк Ефесский обличил не только латинскую ересь, но еще и именно ересь экуменизма. Он в своем завещании пишет, что никакого общения православные не должны иметь с униатами, точно так же, как и с латинянами. Хотя эти униаты и не изменяют православных обрядов, хотя они и Символ веры по-православному читают, но это люди, которые уже изменили Православию и отпали от Церкви, и поэтому же он пишет, чтобы на его погребении никого от них не было, что, конечно же, было исполнено, когда он умер в 1445 г.

А самое главное, что мы должны понимать, — это то, что экуменисты сегодняшние ничем не отличаются от экуменистов тогдашних. И это несмотря на то, что тогдашние приняли еще и административное подчинение Риму, чего сегодняшние не делают. Но когда святой Марк Ефесский объяснял, почему эти экуменисты не являются христианами, экуменисты его времени, он их не обвинял в том, что они подчинились административно папе Римскому, потому что это само по себе не имело в его глазах никакого значения. Он их обвинял только в том, что они изменили православной вере, что они считают, что можно и по-православному, а можно и по-неправославному, и все это будет одно и то же; что можно молиться и с латинянами, и с латинскими обрядами, а можно молиться и без латинян.

И вот, точно так же делают и современные экуменисты, которыми являются абсолютно все без исключения епископы "мирового православия", так называемого, — Московской патриархии, а также и Вселенской патриархии и всех прочих патриархатов. Они все молятся с еретиками, совершенно регулярно; а те епископы, которые сами не молятся, участвуют в соборах и подписывают их решения, которые разрешают молиться с еретиками, и также никогда не обличают тех еретиков, которые молятся, из собственных собратьев-епископов. Потому именно все епископы "мирового православия" являются экуменистами; они точно так же, как униаты XV века, совершенно вне Церкви, независимо от того, сколько их по численности, сколько у них прихожан и насколько похожи их обряды на православные, — пусть сколько угодно похожи, но дело не в обрядах, и сходство обрядов не должно отменять разность веры. Мы должны понимать, как это понимал и учит нас святой Марк Ефесский, что в экуменизме нет никакой благодати, что те, кто подчиняется епископам-экуменистам, — они ничем не лучше тех, кто подчиняется папе Римскому или, скажем, состоит в каком-то протестантском сообществе; это совершенно не христианство. Это просто некоторое подобие, некоторые иллюзии христианства, некоторые, может быть, упражнения в христианской аскетике и в выстаивании христианских служб, — но это все равно как если бы просто какие-то актеры переоделись бы в священников и в епископов и стали бы служить эти службы.

И именно поэтому мы должны так особенно в наше время, время экуменизма и апостасии, господства ереси еще худшего, чем это было в XV веке, — особенно почитать память святого Марка Ефесского и понимать, что именно его исповедание самое главное. И хоть он не был допущен в свою епархию — Ефес (Ефес в то время был под властью турок, но император написал туркам, что он не давал права этому епископу быть епископом Ефеса, и поэтому турки послушались императора и так Марка Ефесского и не допустили), — но тем не менее, реальная его власть в Церкви оказалась гораздо большей, потому что Марка Ефесского послушалось монашество и послушались ревнители православия всех званий. Вот так же и мы должны его послушаться. И в сегодняшнем мире мы можем применить к себе с еще большим основанием то, что написал святой Марк Ефесский в одном своем письме, — что если мы уйдем отсюда в мир иной, то, за неимением других добродетелей, если у нас их не будет, сохраним хотя бы православную веру. Потому что уж православную веру мы хранить должны и обязаны, а без нее никакие другие добродетели нам не помогут. Аминь.

http://st-elizabet.narod.ru/grr_propovedi/2001_2002/prop02_02_01.htm