Иеромонах Григорий (Лурье). Почему нам нужно знать догматику. Слово в 1-ю Неделю Великого поста, на Торжество Православия (16/29.02.2004) E-mail
04.09.2013 23:07

Чтобы был понятен текст Синодика в Неделю Православия, надо изучать историю Церкви. Почему после недели подвигов поста и молитвы Церковь дает нам столько пищи для ума? - Потому что без знания своей веры невозможно спастись. Человек, не интересующийся догматикой и равнодушный к церковному учению, впадает в прелесть. Мы должны знать догматику, чтобы не впасть в ересь. Запрет на церковное общение с еретиками, которое отлучает от Церкви. Как избежать расслабления на второй неделе поста; о правиле пощения и о келейном правиле.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершали совершенно особенный праздник, который бывает только раз в году и называется "Торжество Православия". Он установлен более 1000 лет назад и с тех пор всегда совершается Церковью, только добавляются все новые имена святых защитников православия и имена еретиков, которые провозглашаются в этот день. Потому что после 843 года, когда был установлен этот праздник, появлялись новые ереси и новые святые, которые им противостояли, и вся эта церковная история отражена в Синодике, читаемом в Неделю Православия. Чем лучше мы будем знать церковную историю, особенно в том, что касается вероучения, какие были на него нападки и как Церковь отражала эти нападки, тем более понятен для нас будет становиться текст Синодика. Если человек находится в здравом уме и способен учиться, и достаточно молод, то, конечно, необходимо знать церковную историю хотя бы настолько, чтобы почти все в этом Синодике в Неделю Православия понимать. Конечно, это потребует нескольких лет изучения, но это не то, что надо на несколько лет все бросить и ничего другого не делать, а просто надо постепенно все больше узнавать о православии, и тогда все или почти все станет понятно из того, что говорилось в этом Синодике, который мы сейчас читали.


А мы лучше сейчас сосредоточимся на другом вопросе: почему так получается, что после недели, которая была посвящена подвигам воздержания и молитвы, богослужениям, - после этого вдруг дается столько пищи для ума? Ведь мы привыкли слышать - это раздается из самых разных углов, - что надо жить в простоте, надо смиряться, надо поститься, молиться, а умствовать это дело не наше. Правда, чье - непонятно, но по крайней мере, не наше. Вот это можно слышать с самых разных сторон, но только не из Церкви. Потому что Церковь призывает абсолютно каждого христианина узнавать свою веру. И это не просто желательно и полезно, а абсолютно необходимо, потому что невозможно спастись человеку, который не хочет узнавать свою веру. Потому что для человека, который просто молится и не хочет думать о догматике, не хочет думать об этих самых ипостасях и сущностях, потому что ему это неинтересно, ему приятно помолиться, чтоб на душе стало хорошо, - такой человек неминуемо впадает в прелесть. Он не в состоянии разобраться между православной верой и неправославной, особенно в тех случаях, когда эти различия не очень заметны внешним образом. Конечно, хорошо, когда придешь к католикам, а у них богослужение не похоже на православное; но если придешь, например, к другим католикам - униатам, то у них богослужение может быть точно таким же, а отличается только тем, что папу Римского поминают вместо другого епископа. А тут еще надо знать, какое значение имеет поминовение епископа, - может, и ничего, какая разница, какого поминают, лишь бы молитва была хорошая… Так тоже многие думают и поэтому относятся к вере безразлично.

Но конечно, на самом деле как раз очищение нашего ума, для которого в числе прочего дается пост - потому что это очищение происходит и через воздержание, и через молитву, - происходит таким образом, что наш ум становится более способным к восприятию церковного учения, к восприятию той самой догматики, какое-то понимание которой нам жизненно необходимо, чтобы не впасть в ересь. И вот к этому, в частности, призывает нас сегодняшний праздник Торжества Православия. И надо подчеркнуть, что этот праздник продолжается две недели, потому что в следующее воскресенье совершается память святителя Григория Паламы, которому сегодня пели "вечную память" и учение которого сегодня провозглашалось очень длинно в Синодике в Неделю Православия. Вот, специально такой богословский праздник в честь этого святого установлен в следующее воскресенье, т.е. во вторую Неделю Великого поста, для того, чтобы продолжить нынешний праздник Торжества Православия. Вот насколько важно во время поста обращаться к догматике. Т.е. не только к аскетическим творениям святых отцов обращает нас пост, хотя, конечно, в первую очередь к аскетическим - это основа всего, это безусловно так, без этого ничего быть не может, - но, во вторую очередь и обязательно (а не так, что это второстепенно и можно этим пренебречь) он обращает нас к догматике, что и произошло сегодня и будет продолжаться еще в следующее воскресенье; с этого именно мы и начинаем пост.

Но кроме того, это обращение к догматике нам нужно для того, чтобы понимать повседневные нормы нашей жизни. Потому что сегодня мы, в частности, провозгласили анафему тем, кто не только сам исповедует различные ереси, но и тем, кто находится в общении с еретиками. Потому что, действительно, мы, может быть, в уме и не держим никаких неправославных лжеучений - например, сейчас всюду распространена ересь экуменизма, и, может быть, мы сами с ней не согласны и искренне считаем, что она подлежит анафеме, - но при этом мы регулярно или иногда приходим в такие храмы, где поминают экуменических епископов, где поминают, скажем, патриарха Алексия и прочих епископов, которые молятся с еретиками, а значит, сами такие же еретики. И через такое церковное общение с еретиками мы, конечно же, становимся еретиками. Поэтому святой Феодор Студит, которому сегодня тоже пели "вечную память", говорил, что еретиком является не только тот, кто исповедует ересь, но и тот, кто находится в общении с еретиками. Конечно, в общении на улице мы можем находиться с кем угодно; не это общение имеется в виду. Конечно, и при общении на улице можно согрешить, если как-то не так поговорить, но можно ведь и не согрешить - и нужно не согрешить. Господь Иисус Христос на улице общался с кем угодно, даже с врагами Божиими, и это нормально, тем более, что через общение христиан с врагами Божиими некоторые из них становятся друзьями Божиими, и мы это можем вспомнить и по себе. Тем более, что мы и сами, может быть, не стали еще друзьями Божиими, а уж врагами были точно, но через общение с какими-то православными людьми все-таки обратились в православие. Поэтому такое общение может быть и хорошим.

Но когда мы слышим церковные запреты на общение с еретиками, то, конечно, имеется в виду запрет на какое бы то ни было молитвенное общение с еретиками. Поэтому в нашей Церкви - собственно, не в нашей только, а вообще в Православной Церкви так все строго относительно этого: или ты общаешься только с Православными Церквами и в их храмах молишься и участвуешь в богослужении, а тем более причащаешься, или ты не можешь ходить в нашу Церковь. И об этом, собственно говоря, еще Апостольские правила заповедуют, что тот, кто молится с еретиками, если он в сане, то да будет извержен и отлучен, а если мирянин, то просто отлучен от Церкви, - и это происходит автоматически. Т.е. те, кто приходит на какое-то богослужение к католикам или другим еретикам, например к экуменистам, в храмы Московской патриархии, если они там просто стоят и смотрят и молятся как-то сами, то это их личное дело; но если они участвуют в тамошнем так называемом богослужении, то тогда, конечно, они совершают то, что безусловно подпадает под прещение Апостольских правил, и это есть совершенно автоматическое отлучение от Церкви. Поэтому надо, чтобы все наши прихожане это помнили. А то бывают такие случаи, что кто-то вдруг пойдет на отпевание или на венчание в Московскую патриархию. Конечно, у нас у всех есть знакомые, которые являются прихожанами Московской патриархии; это дело их совести, нам не нужно совершенно их судить за общение с экуменистами; они могут нас пригласить, и мы можем к ним пойти, хотя лучше всего приходить на светскую часть этих процедур, а не в храм; но в крайнем случае можно пойти и в храм, но если уж мы туда заходим, то надо просто тихо постоять где-то сзади. Но ни в коем случае не следует участвовать там в молитвах, и уж тем более (я даже и говорить об этом подробно не буду) нельзя участвовать во всяких там молебнах и панихидах, пусть даже у чтимых мощей, например, в часовне Ксении Блаженной, которую мы все почитаем, - потому что эти молебны и панихиды служатся не православными священниками, а экуменистами, т.е. находящимися в общении с экуменическим епископатом Московской патриархии.

Вот это - санитарные нормы. Если мы их не соблюдаем, ничто остальное нам не поможет. Потому что тщетна молитва, если человек находится вне Церкви и думает, что так и надо. Конечно, если человек находится вне Церкви и начинает молиться, то эта молитва приведет его в Церковь. А если он находится вне Церкви и считает, что так и хорошо, просто хочется помолиться, то он впадет в прелесть и ни в какую Церковь не придет. Поэтому мы должны помнить, что если мы не хотим погубить все наши другие труды - да уж ладно там с трудами, самое главное - вообще погубить свою душу, мы должны держаться Православной Церкви, молиться в любой из Истинно-Православных Церквей, в их приходах или молиться дома сами, но только не оскверняться молитвенным общением с еретиками и ни в коем случае не присутствовать на таких службах, где служат священники, поминающие экуменистов. Вот и об этом нам говорит сегодняшнее богослужение, Синодик в Неделю Православия. Потому что если пост это воздержание от всякого зла и от всякого безобразия, то тем более таким злом, от которого надо воздерживаться, является общение с еретиками.

И, начиная вторую седмицу Великого поста, будем стараться избежать обычной ошибки, которая происходит с нами в это время, а потому каждый год надо о ней напоминать. Прошу прощения за то, что я повторяюсь. Обычно начинается расслабление, потому что таких частых богослужений обязательных уже нет. И вот, это расслабление может погубить все, если только у кого есть, что погублять; ну, а если кто-то ничего не накопил, то и не накопит, и пост пройдет напрасно. Поэтому надо не расслабляться, несмотря на то, что в Церкви такого ритма богослужений, как на первой седмице, уже нет. Если бы он сохранялся, то просто мы бы не выдержали; больше богослужений - это не всегда лучше. Люди должны, к тому же, исполнять трудовые обязанности, которые есть почти у всех, и которые на одну неделю можно как-то отложить (скажем, на первую и на последнюю неделю поста), но на весь пост - это нереально. Надо работать, надо ходить в церковь, сколько можно, а не сколько мы, может быть, мечтали бы. Но надо стараться все время хранить сердечное внимание, а этому помогают некоторые внешние средства, которыми никогда не надо пренебрегать. Прежде всего, относительно воздержания в пище надо стараться держаться церковного устава настолько, насколько это позволяет здоровье и привычки, т.е. не ослаблять строгость поста. Я напоминаю, что по уставу в будние дни поста положено сухоядение, т.е. даже нормальной вареной пищи не положено, не говоря о подсолнечном масле и прочих роскошествах и излишествах. А сухоядение это что-то типа хлеба или каких-то овощных консервов и сырых овощей и фруктов, а также чай и кофе. А в субботу и воскресенье в течение всего Великого поста дозволяется вино и елей, т.е. и вареная пища, и постное масло, и даже алкогольные напитки, но, разумеется, в умеренном количестве. А рыба дозволяется только на праздник Входа Господня в Иерусалим, в Вербное воскресенье, и на Благовещение. Пост помогает сдерживаться и дисциплинирует.

Кроме того, надо помнить, что вот, пришли мы сегодня в храм, кто-то причастился; и если мы начнем прямо сейчас мысленно готовиться в следующий раз к тому, чтобы придти и причаститься, то тогда будет лучше; а если мы этого делать не будем, то тогда мы, скорее всего, расслабимся и еще неизвестно, доживем ли мы до пятницы, когда у нас будет литургия Преждеосвященных Даров, или до воскресенья, когда опять будет воскресная литургия… Надо понимать, что каждый раз может быть последним, и стараться сохранить то, что у нас осталось после последнего раза, и стараться это все время обновлять - обновлять только одним способом - покаянием: "Господи, помилуй!" Стараться понять те грехи, которые мы совершили после последнего причастия, в них каяться мысленно и потом, когда будет случай, покаяться на исповеди.

А также, особенно в те дни, когда мы не можем придти в церковь, нужно держать свое келейное правило. У каждого из нас непременно должно быть какое-то домашнее келейное правило, которое мы совершаем в течение всего года, какой-то минимум молитв. В Великий пост, по крайней мере, в те его дни, когда мы не можем добраться в храм, к этому должно быть что-то прибавлено. Я не знаю, что; это все очень индивидуально, и я никому ничего не буду советовать; но общая такая рекомендация есть, она очень помогает. В частности, это могут быть или какие-то молитвы, или псалтирь, или четки, или земные поклоны, или и то, и другое, - но тут тоже не надо слишком увлекаться. Потому что, повторяю, больше - это не всегда лучше. И постараемся теперь отнестись к уже прошедшей первой седмице Великого поста как к таким рельсам, на которые Церковь хочет нас поставить. И вот, теперь наша задача - по ним ехать, чтобы добраться до дня Святого Воскресения, т.е. Пасхи.

Аминь.