Иеромонах Григорий (Лурье). Почему католики отпали от православия. Слово в день памяти святителя Григория Паламы и святых царей Юстиниана и Феодоры (14/27.11.2003) E-mail
04.09.2013 23:10

Символическое сочетание памяти св. Григория и св. Юстиниана. Они оба сформулировали православное учение в той форме, в которой оно не было принято еретиками, в т.ч. латинянами. Католики отвергают учение св. Григория об обожении, основываясь на неправославном учении о воплощении Христа, которое было осуждено при императоре Юстиниане и в конце концов привело к окончательному отпадению католиков от Церкви в XI веке. Учение о том, что Бог пострадал во плоти; почему оно важно для нашего времени.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем одновременно память святого Григория Паламы и святых царей Юстиниана и Феодоры. Память святого Григория мы сегодня совершаем потому, что именно сегодня - день его преставления. Но самый главный праздник в его память не сегодня, а, как бывает в случае каких-то особо важных праздников, память святого Григория Паламы совершается торжественно во второе воскресенье Великого поста, и этот праздник является продолжением Торжества Православия; таким образом подчеркиваются не просто заслуги этого святого в утверждение православной догматики, а то, что исповедание веры этого святого является исповеданием православия. Но, может быть, некоторым образом символично, что на сегодняшний день приходится годовщина его преставления, потому что на этот же день приходится годовщина преставления святого праведного царя Юстиниана, память которого по этой причине тоже совершается сегодня, и заодно сегодня же совершается память его супруги Феодоры, умершей раньше его и в другой день. Но чтобы память их праздновать вместе, как обычно Церковь празднует память святых супругов, память святой Феодоры совершается в один день с памятью святого Юстиниана. И вот, почему же можно считать символичным сочетание памяти святых Юстиниана и Григория Паламы? Почему можно считать символичным, говоря точнее, то, что они, по промыслу Божию, умерли в один и тот же день, хотя и с большим временным интервалом? Святой благоверный император Юстиниан умер в 565 году 14 ноября по церковному календарю, а святой Григория Палама умер в это же день в 1457 году. Некоторые считают, что он умер в 1459 году, потому что византийские источники дают разные сведения об этом, но в последнее время уже научно доказано, что правы именно те хроники, которые относят дату его смерти к 1457 году. И вот, что же общего между этими святыми?

Общее между ними то, что они сформулировали православное учение в той форме, в которой оно не было принято еретиками, и не только теми еретиками, которые жили в их время, потому что такое свойство имеет учение всех святых богословов - а оба эти святые были богословами, - но не были приняты и теми еретиками, чьи учения легли в основу учения римского католичества. Что касается святого Григория Паламы, то мы привыкли думать - и католики об этом говорили еще с XV века, - что именно Григорий Палама является для них неприемлемым святым среди богословов Восточной Церкви. Хотя есть такие католики, которые считают его святым, но на самом деле понятно, что если он святой, тогда не свят Фома Аквинский, и почитание святого Григория невозможно сочетать с почитанием большого количества католических святых, чье учение легло в основу официального богословия Католической церкви.

О чем же учил святой Григорий Палама? О том, что Бог познается в Церкви православными христианами без всяких посредников, потому что Он открывает Сам Себя человеку непосредственно. Поэтому в обожении человек становится Богом так же, как Бог стал человеком во Христе. И это учение святого Григория Паламы очевидно опиралось на православное исповедание Христа, и сам святой Григорий много раз об этом говорил. Но и католическое учение, которое отвергало обожение, отвергало видение Фаворского света, отвергало православное подвижничество, тоже опиралось на своеобразное исповедание Христа, но исповедание неправославное, - и это было то самое учение о воплощении Христа, которое было осуждено в VI веке по настоянию святого императора Юстиниана на V Вселенском Соборе, который был созван этим императором. На этом Соборе отказался присутствовать находившийся в то время в Константинополе папа Римский, потому что он знал, что Собор примет такое решение, которое он не хотел подписывать. И когда это произошло, папа не хотел подписывать соборное определение. И только когда император и члены Собора пригрозили ему, что если он не подпишет, то его самого анафематствуют, папа Римский его подписал. Но хотя этот папа смирился с постановлением Собора о том, что Христос истинно воплотился, будучи истинным Богом, но на Западе осталось много людей, которые следовали осужденной на Соборе ереси. На этой почве там произошло несколько расколов, и ересь эта развивалась на Западе и дальше, пока, наконец, в XI веке, именно по причине этой ереси, которая привела к неправильному учению о Святом Духе, наша православная иерархия отвергла римское католичество, и было принято решение об анафематствовании Римской церкви. Причем именно отвержением неправильного латинского учения о Христе обосновывалось это решение в 1054 году и потом это обоснование было повторено на первом официальном собеседовании после разделения между католиками и православными в 1112 году: главная вина католичества в том, что они последовали за папой Вигилием, который не хотел признавать решения V Вселенского Собора, и неправильно веровали во Христа.

Что же там было неправильно? То, что латиняне не хотели признать того, что Бог пострадал во плоти. Потому что мы, конечно, понимаем, что Божество не страдает, мы не монофизиты; мы согласны с утверждением, что Бог пострадал Своим человечеством, во плоти. Но когда мы спрашиваем: "Кто пострадал?" - мы не можем ответить, что пострадала плоть, потому что плоть это не "кто", а "что", а говорим, что пострадал Бог, потому что Сын Божий это Бог, и потому что никакого другого субъекта, который мог страдать на Кресте, кроме Сына Божия, не было. И если пострадал Сын Божий, хотя и плотью, а не божеством, то, значит, пострадал Бог. И вот, нарушив понимание этого догмата, католики пришли к тому, что во Христе получается, будто человечество отдельно от Бога, а уж наше человечество и подавно отделено от Бога, и поэтому учение о боговидении и обожении для них было неприемлемо. И поэтому на святого императора Юстиниана католические богословы всегда воздвигали всякие хулы, они никогда не считали его святым, хотя он жил еще во времена до раскола между католиками и Восточной Церковью. И потому вполне можно сказать, что если православную христологию в противопоставлении католической выразил святой император Юстиниан, то православную аскетику и учение о спасении, основанные именно на этой православной христологии, выразил святой Григорий Палама.

И вот, двое этих святых, которые защитили православные веру именно от тех ересей, которые особенно сильны в современном мире, умерли в один и тот же день и празднуются вместе. Поэтому будем держаться их учения, будем стараться по возможности изучать их творения и будем понимать, что наше почитание этих святых, которое доступно и тем, кто не знает греческого языка, оно очень важно именно для того, чтобы нам оставаться в истинной Церкви, чтобы не уйти не только к каким-нибудь римокатоликам, но и чтобы не стать экуменистами, которые не видят особенных различий между католичеством и православием.

Аминь.