Митрополит Иерофей (Влахос). Да святится имя Твое (перевод с англ.) E-mail
19.06.2014 12:18

 

В начале молитвы Господней мы обращаемся к Богу как к нашему Отцу, Который на Небесах, ибо Он свят по природе, как мы обсуждали в прошлое воскресенье. Сейчас мы подошли к первому прошению – прошению, чтобы Его имя святилось. Мы говорим: «Да святится имя Твое».

 

 

Имя Бога есть энергия Божия. Из нашего православного богословия известно, что Бог имеет сущность и энергии. Даже сотворенные вещи имеют сущность и энергии; например, солнце – это небесное тело, испускающее свет. А его огонь – это то, что пылает и испускает энергии – тепло и свет. Но Бог, как Нетварный, имеет нетварную природу и нетварные энергии. Что касается природы, Бог вне всякого имени и превыше всякого имени, но по своим энергиям Бог имеет множество имен.

 

Когда бы Бог ни открывал Себя людям, Он открывает одну из своих энергий, таких как любовь, мир, справедливость, любовь к человеческому роду. Таким путем Он имеет общение с людьми. Также и по этой причине я говорю, что имена Бога есть Его энергии. В самом деле, когда кто-либо упоминает имя Бога с раскаянием, покорностью, верой, то он получает знание об энергии Бога и познает опытно эту энергию.

 

Когда мы молимся «да святится имя Твое», то это не означает, что имя Божие не свято или что мы должны молиться, чтобы оно было свято.

 

Скорее, это прошение имеет два значения. Первое значение прошения «да святится (имя Твое)» состоит в том, что Его имя должно быть прославляемо и что мы должны прославлять его своими собственными жизнями. Ибо мы оскорбляем имя Божие своими жизнями, когда не соответствуем своему высокому призванию, и прославляем имя Божие, когда соблюдаем волю Божию и живем в соответствии с Его заповедями.

 

Второе значение прошения «да святится имя Твое» связано с первым его значением. Оно состоит в том, чтобы «делать нас святыми», чтобы Бог мог быть прославляем через наши освященные жизни.

Эта молитва показывает, в чем замысел о человеке и для чего он живет. Цель человека – соединиться с Богом и стать святым по благодати и энергии Божией. Бог свят по природе, а люди призваны стать святыми по благодати. На языке отцов Церкви это называется «обожение», а те, которые стали святыми по участию в благодати Божией, называются «обоженными». У обоженного человека все телесные и духовные способности преображаются, так как Бог является центром его жизни.

 

К сожалению, многие христиане, молящиеся этой молитвой, не имеют столь возвышенных целей, но ограничивают свою христианскую жизнь хорошим поведением, привычками, обычаями и религиозной традицией; они молятся о земных вещах. Но этого никоим образом недостаточно. Много раз в Библии мы находим призыв: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет., 1, 16). Существуют люди, которые стараются оправдать самих себя, говоря: «святая жизнь не для меня», «я хочу испытать радости этой жизни и не хочу быть обделенным тем, что земная жизнь может мне предложить», «я не праведник, потому что бываю злым» и так далее.

 

Поскольку наша жизнь не соответствует этому прошению молитвы Господней и мы не стараемся жить в соответствии с волей Божьей, то наше поведение антихристианское. Мы наполнены пороками и страстями, ненавистью и враждой, совершаем несправедливости и злословим. И поэтому другие люди видят нас и не верят в Бога, следовательно, мы – причина того, что имя Божие хулится среди язычников.

 

Обычно, когда мы молимся Богу, мы просим Его дать нам здоровье, процветание, материальные блага. И это правильно, что мы так делаем. Но прежде всего мы должны просить Бога сделать нас святыми. Однако мы должны знать, что это не происходит независимо от нашей воли. Поэтому нам необходимо, наряду с молитвой, проявлять и свою свободную волю, и таким образом прославлять имя Божие в мире.

 

Иерофей (Влахос), митрополит Навпактский и святого Власия

Английский текст здесь http://www.thewonderfulname.info/2013/12/hallowed-be-thy-name.html