Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сейчас мы готовимся совершить чин Торжества Православия и прочитать Синодик в Неделю Православия. Для людей грамотных и способных к какому-то образованию, конечно, необходимо понимать, о чем там говорится. Необходимо знать эти догматические споры, знать суть этих высказываний, богословских положений, которые сегодня провозглашаются. Но всем вообще необходимо знать, что в сегодняшнем синодике провозглашается торжество православия над всеми лжеучениями, которые были, есть и будут. Прежде всего, ересь иконоборчества, в память о преодолении которой установлен сегодняшний праздник, но также и все остальные, а в особенности те, которые были после ереси иконоборчества в Византии, и те, которые явились в наши дни, по крайней мере, в XX веке, и до сих пор являются очень сильными и опасными. Что такое Торжество православия? В каком смысле это Торжество? Если смотреть внешне, то никакого торжества не видно, а если посмотреть в Библию, то будет понятно, что его и не будет. Внешне торжествует не православие, а нечто совсем другое до тех пор, пока вообще этот мир не закончится. Но Торжество православия заключается в том, что внутри Церкви сохраняется истинная вера, истинное православие. Несмотря на то, что вокруг происходят обломы, несмотря на то, что даже бывшие чада Церкви отпадают. Потому что не все, кто вступил на путь в Царствие Небесное, доходит до конца этого пути – это известно. И отпадают по разным причинам, хотя внутренняя причина, наверное, всегда одна и та же – гордость. Но эта гордость может кого-то приводить к плотским грехам, а кого-то к ереси. И в том, и в другом случае это ведет к отпадению от Церкви, только в случае ереси это отпадение более заметно. Многие могут спросить: «Зачем нам так разбираться во всех этих догматах? И какая разница? Придешь в одну из конфессий – там хорошо поют и приятная обстановка. Придешь в другую – и там примерно то же самое». Или наоборот – бывают неприятные приходы в пределах одной и той же конфессии. Получается, что многие думают, что простому человеку никакой разницы нет. И действительно это так, смотря что этот простой человек хочет узнать и увидеть. Если он просто приходит в церковь для того, чтобы ему стало на душе спокойнее, т.е. для психотерапии, то и на самом деле никакой разницы нет. Вы можете в таком настроении ходить даже в истинную Церковь, но для вашего спасения она ничего не даст. Но если мы хотим действительно жизни вечной и за этим мы приходим в Церковь, то надо смотреть не по тому, где хорошо поют или плохо поют, не по тому, где на душе спокойно и легко, а совершенно на другие вещи: на то, где совершаются Христовы тайны, где совершается евхаристия, где Тело и Кровь Христовы и где необходимые для этого условия соблюдаются, то есть соблюдается истинная православная вера. И вот те ереси, которые анафематствуются сегодня, они особенно касаются того, чем от православия отличаются сегодня распространенные лжеучения. Это касается и византийских ересей какого-нибудь XI или XIV веков, которых как таковых сейчас уже, казалось бы, нет, но основные их положения и сейчас очень популярны у многих людей, которые считают себя христианами. И потому понимание еретичности этих заблуждений по-прежнему важно. Если очень коротко, что отрицают эти ереси? Эти ереси, которые сейчас будут анафематствоваться, отрицают то, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Очень часто мы можем спросить об этом каких-нибудь религиозных деятелей, которые называют себя христианами, которые даже признают Божественность Христа, но не получить никакого толком ответа. Уж не будем упоминать о некоторых протестантах, которые говорят, что Христос не является Богом, а просто человек, но с ними понятно, что с ними можно дальше не говорить. А другие скажут, что да, он является Богом и является человеком, как и мы скажем. И получается иллюзия, что у нас одна вера. Но их можно спросить дальше: а зачем Он это сделал? Зачем нужно было Богу становиться человеком? Что, Ему Богом плохо было быть, тем более, что Он все равно Им остался? Зачем тогда еще и человеком? А затем, чтобы человека сделать Богом. Для того, чтобы человека сделать хорошим человеком, конечно, достаточно хорошего примера. Если наша цель, как выражались до революции в каких-нибудь благоглупостных учебниках по догматике, является «духовно-нравственное совершенство» – этого словосочетания невозможно найти, конечно, ни у одного из святых отцов, — то тогда, конечно, можно было и не воплощаться Богу, можно было как-то иначе этого достигать (если вообще такое бывает: что это за совершенство – непонятно). Но если цель в том, чтобы человеку стать Богом, то нужно, чтобы Бог воплотился. Человек может хотеть стать Богом, может отвратиться от греха, может воздерживаться от греха, но стать Богом он не может ну никак, потому что Бог – это одно, а человек – другое. Бог не мог с самого начала сделать человека Богом, иначе что же это будет за Бог, если он тварный? Значит, уже не Бог. Поэтому получается, что пришлось сделать человека таким, чтобы он мог избрать, чем он станет – тленным, греховным, смертным, или станет бессмертным, нетленным и тогда станет Богом. Но если он это избирает, то он не может это просто получить в силу того, что он избрал. Без избрания получить не может, потому что Богом насильно не станешь, а с избранием тоже не можешь, потому что не может человек сам, каким бы он ни был, стать Богом. Вот для этого Бог стал человеком. Бог может пойти к нему навстречу, если человек идет к Нему навстречу. На самом деле, конечно, бывает наоборот – сначала Бог идет навстречу, всех к Себе призывает, и потом все говорят, как в евангелии, что у меня одни дела, другие дела, очень много работы, много дел по хозяйству, и никто к Нему не идет. Но все-таки некоторые идут. И в результате, если они идут, то они становятся Богом по благодати. Но на это тоже многие возражают так: «Вот я уже десять лет в Церкви (или двадцать, или пятьдесят), а Богом не стал, да еще и человеком стал не особо хорошим или даже немного перестал им быть. И что же тогда за вера такая?» Или даже есть довольно справедливый упрек в адрес православных, именно таких, которые за истину в православии, но Богом они еще не стали, а человеком быть уже перестали. Хотя, конечно, предполагается, что человек должен стать настоящим человеком, каким он был задуман при создании Богом, потому что Христос же не перестал быть совершенным Богом, став совершенным человеком. Поэтому тот, кто спасается, становится совершенным человеком из несовершенного, становясь также совершенным Богом. Как же быть, если этого нет? Если этого нет, то, конечно, надо посмотреть на себя. С другой стороны, на это тоже можно возразить, что святые считали себя грешными до самого исхода живота своего. Есть такое даже правило аскетическое, очень полезное, что никого не ублажай прежде смерти. То есть не говори, что какой-то человек праведный и святой, пока он не умер, потому что никто не знает, какой у него будет конец жизни. Может быть, он жил как праведный, и действительно, все было хорошо, а потом он все-таки, обладая свободной волей, употребил ее не так, как следует. Поэтому как же так получается, что они вроде как и не обожились? Есть разные степени, есть разные степени совершенства, даже разные степени бесконечности. Самое главное здесь вот что: основа православия заключается в том, чтобы иметь общение с Богом и иметь веру. Изначально общение с Богом и вера приобретается не в Церкви, а еще за пределами Церкви, иначе ни один человек не смог бы в Церковь прийти. Конечно, благодать Божия действует на всех подряд, всех призывает, и кто-то испытал ее зов и пришел в Церковь. Я имею в виду не зов крови, не зов предков, не зов культуры, не потребность в психотерапии, а именно призвание Божие, которое приводит человека в Церковь. Конечно, дальше Бог его влечет в истинную Церковь для того, чтобы он жил истинно по-христиански, для того, чтобы во всех смыслах это было истинно – и в смысле догматики, и в смысле личной жизни и аскетики. Человек уклоняется, грешит, но потом и кается, и выправляется. Так получается, что начальное призвание Божие увеличивается в нем и возрастает, и реальное присутствие Божие в нем возрастает. Но все православие на этом и основано. В православии нет такой инстанции, которая могла бы сказать своим авторитетом, что вот это православно, а это неправославно. Есть только согласие святых отцов, а никакие патриархи, вселенские соборы, которые уже не собирались давно, более тысячи лет, — все равно они не гарантируют того, что все это будет православно и истинно. А какой-нибудь человек самый простой, это может быть даже не монах, а тем более никакой не клирик, может знать всю истину православия и понять в каком-то вопросе, что собор неправ, а он прав. Все это может быть. Нас упрекают, особенно католики говорят, что у нас все время какой-то беспорядок в православии из-за того, что нет никакой инстанции, которую можно было бы спросить, и она уже точно скажет учение Церкви. Да, у нас действительно беспорядок, но не такой, чтобы Церкви не было вообще. Все равно учение Церкви есть, оно выражается, оно формулируется, только это бывает постепенно, а если хочешь прямо сейчас, то тебе надо иметь собственный религиозный опыт. Но вот без общения с Богом не работает православие. Нельзя общение с Богом заменить каким-нибудь чиновником, пусть даже папой Римским. С другой стороны, спросим, а почему оно должно работать? Почему мы должны создать такую Церковь, где будет очень хороший социальный механизм, который будет работать по часам и не нуждаться в Боге? Достаточно будет только сказать, что Бог ее когда-то создал, завел, и теперь она тикает, как часы. Нет у нас такой Церкви. У католиков может и есть, но мы в нее не верим. А та, в которую мы верим, и которая есть у нас, она так не «тикает», потому что без Бога просто не работает, не хочет работать и не должна работать. И вот о том, что Церковь наша всегда с Богом — сама в целом, и мы, как каждый отдельный ее член, тоже должны быть всегда с Богом, — говорит православное учение. Так как все время хочется, чтобы тикало само, без Бога, то все время возникают ереси, которые так или иначе это оправдывают. Особенно те ереси, которые актуальны за последнее тысячелетие, сейчас будут анафематствоваться в чине православия. Поэтому будем внимательно слушать, стараться понять, чего не поймем, потом стараться читать, кто способен читать такую литературу, и стараться понять о чем, говорится в Синодике в Неделю православия. Конечно, детям это не выдержать – я понимаю. Поэтому, может быть, для них имеет смысл немного послушать и пойти. Вообще это длинный чин, он займет примерно час, в котором будут разбираться подробно лжеучения и православное учение. В конце будет провозглашена вечная память тем, кто защищал православие, епископам и царям, которые были в прошлом, а также будет провозглашено многолетие тем, кто сейчас подвизается в православии. Аминь. епископ Григорий
Опубликовано на portal-credo.ru |