Александр Метлицкий. Бойтесь латинян, дары приносящих! E-mail
09.07.2011 13:04

июнь 2005 г

Очередное обострение православно-католических отношений возвращает нас к необходимости осознать основу, базис этих отношений, мотивации сторон и – что очень важно – механизм разрешения возникающих конфликтов.

Одна из гипотез, которая многократно артикулировалась и православной стороной, и независимыми экспертами, заключается в том, что Римско-Католическая Церковь считает приоритетом экуменизма "обмен дарами" между Востоком и Западом. Поскольку с восточной стороны дары Западу были преимущественно духовными, а с западной дары Востоку были преимущественно материальными, то, разумеется, у некоторых католиков возник соблазн "купить экуменизм", а у некоторых православных – истолковать помощь католиков именно как попытку "подкупа" с целью последующего "окатоличивания". Это истолкование становится более громким и публичным в случаях обострения отношений "Церквей-Сестёр".

Если гипотеза о подкупе верна, то по случаю шума вокруг преподавания религии в школе (точнее, вокруг высказывания на сей счет московского митрополита Тадеуша Кондрусевича) в ближайшее время со стороны Ватикана должно поступить соответствующее предложение…

 

Цена вопроса

Об экономической подоплеке православно-католических отношений написано много, но точных, проверенных цифр до сих пор нет. Называются суммы разного порядка, однако проверить данные из независимых источников не представляется возможным.

Спрашивать об этом у РПЦ МП вряд ли имеет смысл, ибо публиковать количественное выражение принятой от католиков помощи ей просто невыгодно (и с точки зрения пиара это вполне понятно). Можно в очередной раз попробовать спросить у католиков, но до сих пор все подобные попытки не приводили к конкретным результатам. Посему мы остаемся в поле гипотез, которые, тем не менее, дают представление о масштабах "обмена дарами".

Последняя по времени сумма была названа в недавно опубликованном письме прелата Иосифа Свидницкого епископу Иосифу Верту, и она впечатляет. Один из наиболее уважаемых священников, который начинал строить католические храмы в Средней Азии и Сибири еще во времена Брежнева, в связи с этой суммой вопрошает: "Стала ли Русская Православная Церковь хоть на йоту отзывчивей, благодарней или хоть на микрон ближе к нам? Увы, нашей наивности нет предела. Только одно никому не понятно: зачем мы свой "экуменизм" нахально пихаем во все карманы тем, кто не только не дорос до уровня человеческого, до этого загадочного для них состояния, но оказался и без карманов. Мы сыпем его просто-напросто на землю, словно обезумели и забыли священные заветы Христа: "Не бросайте жемчуга под ноги свиньям".

Прелат Иосиф Свидницкий предлагает оставить РПЦ МП в покое и проповедовать Христа, а не заниматься "торговлей, как в Иерусалимском храме".

Три года назад, в момент пика напряженности после установления в России четырех католических епархий, пресс-секретарь Ватикана Хоакин Наварро-Валльс в ответ на возмущение православных также назвал восьмизначное число, точно отражающее размер помощи, оказанной РПЦ МП только одним католическим фондом за очень короткий промежуток времени. Несмотря на то, что Наварро-Валльс имел полное право называть суммы, на него обиделся и фонд-даритель, и РПЦ МП. Причем смысл возмущения православных был примерно такой: "Ага, вот вы до чего дожили – нас уже дарами попрекаете? Так вы же нас и наше доброе к вам отношение просто купить хотели – но православные не продаются!" В этой фразе – квинтэссенция комментариев РПЦ МП по поводу "ноу-хау" католиков в активизации экуменического диалога…

О том, насколько это ловкий и беспроигрышный для православных ход, писал на "Портале-Credo.Ru" литовский журналист Ритис Моркунас в своих размышлениях о роли благотворителей в жизни католиков Восточной Европы, озаглавленных "Диктатура спонсоров, или кто на самом деле правит в Католической Церкви".

Услышав обвинения в попытке "подкупа", католики оказываются заложниками своей прошлой политики. Вот что пишет Р. Моркунас: "В частной беседе один из благотворителей сказал: "Если мы сейчас прекратим помощь православным, то они подумают, что мы хотели купить их доброе к нам отношение, купить экуменизм". Очень точно в этой фразе передана природа и мотивация сегодняшней помощи православным: как бы они чего не подумали про католиков плохое".

Помимо собственно финансовой помощи, есть еще много других форм участия католиков в обмене дарами, которые также могут по православным "понятиям" быть квалифицированы как содержащие "состав преступления" по статье "попытка подкупа". Это и помощь в строительстве и восстановлении храмов, и организация различных структур – номинально межконфессиональных, экуменических, но фактически – православных и по неформальному руководству, и по "неформальной" подчиненности ОВЦС МП.

 

Сколько волка ни корми…

Давайте задумаемся еще над одним вопросом: разве полезли бы хитрые, но весьма "прижимистые" католики со своими дарами в Россию, если бы в начале 90-х гг. об этом им не "намекнули"? Фактически именно тогда прозвучал призыв к христианам Запада об оказании братской помощи, который впоследствии оказался соблазном для обеих сторон.

И если с католиками все ясно – само их подобострастное поведение, основанное на стремлении "погасить" любую напряженность или, не дай Бог, конфликт при помощи финансовых и материальных "огнетушителей", говорит о том, что они были бы не прочь действительно "купить экуменизм" на корню, если бы знали настоящую, реальную "цену вопроса".

Однако чувствуют они себя все более неуютно и уже начинают нервничать, потому что православная сторона поставила их в ситуацию "вечного аукциона", когда цена вопроса неуклонно растет, и не только в личных апартаментах Папы – во всех Ватиканских базиликах и музеях может не хватить икон, чтобы расплатиться за торжество экуменизма в России (в других православных странах – Румынии, Болгарии, Греции – вопрос либо уже закрыт, либо почти решен с гораздо меньшими потерями).

А аппетиты РПЦ МП все растут. Тот же Р. Моркунас в своей статье рассказывает весьма показательную историю о том, как в одном областном центре на Дальнем Востоке рядом с китайской границей католический храм, построенный до революции, позже был передан РПЦ МП. Когда же в начале 90-х годов прошлого века там возродилась католическая община и попросила вернуть им построенное дедами и прадедами, православный архиерей сказал: "Хорошо, только помогите нам возвести новый кафедральный собор, мы туда переедем, и будет у вас ваш храм". Ударили по рукам при посредничестве и свидетельстве местной администрации, которая сочла такое решение проблемы оптимальным. Своих денег у сибирских католиков не было, но один из западноевропейских фондов согласился профинансировать строительство православного кафедрального собора. Когда же его возвели и торжественно освятили, то вдруг выяснилось, что и старый католический храм православным тоже нужен, ибо в городе их много, а католиков – мало… Приход остался без храма, фонд – без денег (естественно, возвращать их никто не собирается). Но католики, кажется, по этому поводу не сильно переживают и не спешат к публичному разбирательству этого казуса.

Католикам, прежде чем соваться в Россию, было бы неплохо последовать традиции американских президентов, которых, по слухам, специально учат русским пословицам. Две из них, слегка перефразированные и склеенные, здесь весьма уместны: "Сколько волка ни корми, а у него все равно аппетит растет"…

 

Что скажет новый Римский Папа?

Римский Папа Бенедикт XVI оказался в довольно трудной ситуации, поскольку ему придется вновь выбирать место для запятой во фразе "давать нельзя отказывать". Для тех людей в Ватикане, которые говорили и действовали от имени прошлого понтифика, место для запятой очевидно, но люди эти в Римской курии, кажется, до сих пор сидят на своих местах.

Бенедикту XVI действительно предстоит воистину титанический труд по расчистке "экуменических завалов", сравнимый с санитарным подвигом античного героя Геракла. Уязвимой "ахиллесовой пятой" католиков в их экуменизме в России как раз и является, на наш взгляд, щекотливый вопрос "обмена дарами", который всегда, в любой момент может быть обращен РПЦ МП против самих католиков. Поэтому его неизбежно придется затронуть, если действительно новый понтифик собирается положить все свои силы на благо христианского единства (заявлений Папы Римского по этому поводу уже было предостаточно).

Если же эту санационную работу не сделать или отложить на потом, то вряд ли можно будет говорить о "новом этапе" православно-католических отношений…

Да и самой РПЦ МП для чистоты эксперимента и собственной безопасности пора бы перестать принимать дары от "данайцев". К счастью, пока – до поры до времени – удается отделить "жертвенного коня" от лазутчиков, впустив соблазнительный дар и оставив данайцев за городскими стенами. Однако рано или поздно можно нарваться, а повторять историю Трои Москве не хотелось бы хотя бы в силу исторического опыта. Ведь от "просочившихся" латинян хорошего не жди: вспомним двенадцатые годы – и в XVII веке, и в XIX.

Бенедикт XVI в первые дни своего понтификата заявил, что будет вести диалог с РПЦ МП не только в любви, но и в истине, потому что любовь без истины слепа. Любопытно, "прозреет" ли Ватикан от осознания истинных размеров "подкупа" РПЦ МП, и обновится ли, выбравшись из-под обломков этого прозрения, христианская любовь латинян к православным? Ведь только истинная любовь ведет к действительному браку, когда двое – одна плоть, одно тело.

Пока же, без доброй воли обеих сторон, без обоюдного испытания совести, православные и католики, в лучшем случае, могут заключить лишь "брак по расчёту"

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=332