Смогут ли католики и православные когда-нибудь объединиться? Интервью сотрудника Папского совета журналу "Город'812" E-mail
26.05.2012 19:51

25/05/2012

В Петербурге с визитом побывал представитель Ватикана, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству  отец Милан ЖУСТ. О том, что сейчас обсуждают католики и православные, он рассказал журналу "Город'812".

 

- Ваш визит носит официальный характер?

- В Петербурге я три дня по приглашению католического прихода Святой Екатерины, что на Невском проспекте. В то же время это возможность встретиться с некоторыми представителями Православной Церкви в Петербурге. Я встречался с епископом Амвросием, ректором Санкт-Петербургской духовной академии. С епископом Назарием, игуменом Александро-Невской лавры. Было еще несколько встреч с православными священниками. Я всегда стараюсь, чтобы был баланс между встречами с католиками и православными - настолько, насколько это возможно.



- И что вы обсуждали епископом Амвросием?

- Ну, это был мой первый визит в Духовную академию. Я там присутствовал на божественной литургии, которая мне очень понравилась. После литургии мы обсуждали стипендиальную программу для студентов академии, которые учатся в Риме. Их двое. И будущее сотрудничество на этой почве: помощь православным студентам в учебе в католических учебных заведениях и католикам в православных. Так же обсудили несколько вопросов взаимоотношения между православными и католиками в России, в Петербурге.



- В прошлом году, впервые за многие годы, католикам Петербурга разрешили провести крестный ход вокруг квартала церкви Святой Екатерины с выходом на Невский проспект. Подобного не было с середины 20-х годов XX века. Как вы оцениваете такое разрешение?

- Я вижу, что в России становится все больше и больше религиозной свободы, возможность выразить свои убеждения не только большим религиозным организациям, но и маленьким группам, как наша католическая церковь. Радует, что такие вещи стали возможны. И лучше радоваться тому, что есть, чем быть несчастным от того, чего нет.



- Вы работаете в совете по содействию христианскому единству. Что это за совет?

- Я сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству. В отделе я занимаюсь отношениями с Православными церквами славянских земель и Грузии. Это одна часть моей работы, а другая часть - это Католический комитет по культурному сотрудничеству с Православными и Восточно-православными церквами. Большая часть этой работы - это стипендии для православных студентов в католических учебных заведениях. Это то, что касается моей работы в Ватикане.

А еще я член Общества Иисуса, ордена иезуитов, с 2000 года живу в Centro Aletti в Риме, где я настоятель общины. В этом центре мы занимаемся, с одной стороны, изучением христианского Востока по отношению к Западу, с другой - встречами между христианами: католиками, греко-католиками и православными.



- А кому вы непосредственно подчиняетесь в Ватикане?

- Председатель нашего Папского совета – это кардинал Kurt Koch из Швейцарии. Секретарь совета – епископ Brian Farrell из Ирландии. Кардинал Кох докладывает о деятельности нашего комитета напрямую Папе.

Всего в совете работает 25 человек. Мы разделены на две секции: Восточная, для отношений с Православными и Восточно-православными церквами, и Западная, для контактов с западными христианскими церквами и церковными общинами, которые появились после Реформации. И внутри Папского совета еще есть Комиссия по религиозных отношениях с иудеями.



- Вы давно интересуетесь Россией?

- Я родился в Словении, в католической семье, в маленькой деревне. Закончил гимназию, потом была служба в армии, в Белграде. После армии, когда мне было 19 лет, я поступил в новициат (время послушничества) к иезуитам, где был 2 года. Далее два года занимался философией в Любляне на богословском факультете. Потом три года пасторской практики в Италии. 6 месяцев в Риме на «Радио Ватикан», далее основный курс богословия в Инсбруке, Австрия. Далее магистерская работа в Риме, на Восточном Папском институте. Докторская диссертация была в Париже, в Свято-Сергиевском православном богословском институте и в Католическом институте. Диссертации была по о. Павлу Флоренскому. Как раз тогда я впервые был в России, собирал материалы для диссертации, встречался с православными и католиками России. В Петербург в первый раз я приехал 14 лет тому назад, в 1998 году.

После защиты я начал преподавать в Папском Григорианском университете в Риме, специализировался на пасторском богословие (также с точки зрения восточной христианской традиции) и межкультурном диалоге. С мая 2006 года начал работать в Папском совете по содействию христианского единства.



- Почему вы заинтересовались творчеством Павла Флоренского?

- В ордене иезуитов я встретил о. Марка Рупника и потом о. Фому Шпидлика, будущего кардинала, через них я познакомился с восточной христианской духовностью и богословием, особенно меня заинтересовала русская духовность, которую вскоре я очень полюбил. Работу в Инсбруке писал об этике Николая Бердяева. Для докторской диссертации о. Фома Шпидлик посоветовал мне о. Павла Флоренского.



- Кроме Бердяева и Флоренского вы знакомы с другими авторами русской христианской литературы?

- Я читал Владимира Соловьева, о. Сергия Булгакова и других религиозных философов. Очень близко мне богословие Владимира Лосского. Мистическое богословие христианского Востока. Я там много нашел близкого к нашему католическому богословию. Но кроме этого мне очень близки святые из русской традиции - Серафим Саровский, Феофан Затворник и другие.



- Основной партнер в деятельности Папского комитета – это Русская Православная церковь Московского Патриархата. С другими православными церквами вы не ведете диалог?

- Кроме Московского Патриархата, который количественно самый большой, я занимаюсь контактами с Сербской Православной церковью, с Болгарской Православной церковью, Православной церковью Чехии и Словакии, Польской Православной церковью и Грузинской Православной церковью. Я имею непосредственные контакты с ними и помогаю кардиналу Коху в отношениях с этими церквами.



- А в России есть у вас контакты с православными не Московского Патриархата. Скажем, со старообрядческими церквами или Российской православной автономной церковью?

- Нет. Пока у нас только контакты с РПЦ МП. С другими церквами в России официальных контактов нет.



- Вы не раз встречались с председателем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Илларионом. Вы с ним легко находите контакт?

- Хоть мы близки по возрасту, но у нас разные должности. У него большие функции и большая ответственность. У нас было несколько встреч. Он приезжает также и в Рим, встречается с Папой, другими ответственными персонами в Ватикане. Рад, что есть такая инициатива от РПЦ МП по сближению и сотрудничеству. К примеру, меня дважды приглашали провести лекции в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую тоже возглавляет владыка Илларион.



- Вы говорили о контактах и с протестантами. Кого вы имели виду? Лютеран, кальвинистов или пятидесятников, к примеру?

- Лично я не имею таких контактов, но наш Папский совет занимается контактами с теми христианскими церквами или общинами, которые желают иметь такой контакт. Конечно, их много и уровень отношений очень разный. Скажем, с традиционными протестантскими направлениями, такими как англиканство, кальвинисты или лютеране, у нас уже долгие годы плодотворные отношения. Но в последнее время растет количество контактов также с Евангелистическими и другими новыми общинами. Ватикан открыт для отношений со всеми. В то же время мы стараемся сохранять баланс между отношениями с Восточными и с Западными церквами и церковными общинами.



- А скажем, с таким христианскими религиозными движениями, которые появились в XIX веке, но все еще считаются маргинальными, как Армия Cпасения, мормоны, Свидетели Иеговы. С ними вы ведете диалог?

- С теми, которые христианские, контакты есть, а со Свидетелями Иеговы или мормонами контактов пока в нашем Папском совете нет.



- В течение многих лет обсуждается возможность объединения двух ветвей христианства, чтобы стать едиными, как в первые века. Какова, на ваш взгляд, перспектива у соединения двух христианских церквей?

- О соединении православных и католиков еще трудно говорить, но много шагов уже сделано на пути диалога между нами. С нашей стороны мы признаем православные таинства и апостольское наследство в Православной церкви, многие православные признают это и в нашей церкви. Остались некоторые богословские вопросы, но в целом все очень близко, по сравнению с другими христианскими общинами.

Один из серьезнейших вопросов, что обсуждается уже несколько лет в Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между православными и католиками, - это вопрос соборности и примата на вселенском уровне. В первое тысячелетие Римского епископа воспринимали как первого среди равных. Вопрос стоит о роли Римского епископа во втором тысячелетии, после разделения. Сейчас в комиссии изучается вопрос о том, как это было в первом тысячелетие, а потом нужно изучать, как было во втором и как может быть в третьем тысячелетии, то есть сейчас, в наши дни. Это исследование с точки зрения истории и богословия. Сколько на это нужно времени - этого никто не знает. Но я думаю, и это самое важное, что процесс есть.

Известно, что есть некоторые части Восточных церквей, которые присоединились к Римской церкви, и то, что эти присоединившиеся церкви живы и существуют и могут продолжать свою деятельность. И более или менее все согласны, что такая практика соединения не может приниматься в будущем. А какая должна быть – это то, что нужно обсуждать и искать вместе. Искать такой способ, который соответствовал бы и одной и другой традиции. Я думаю, что это возможно. Но это долгий путь.



- В 1439 году, перед захватом Константинополя турками, была подписана Флорентийская уния об объединении двух церквей.

- Такой исторический факт есть. Там была непростая ситуация, сейчас трудно в несколько словах оценить все детали. Но даже если тогда и было такое желание, то все равно объединения не произошло (хотя формально уния была подписана), потому что большинство с этим подписанием унии не согласилось.



- Сегодняшний мир называют постхристианским. По вашему мнению, какое место занимает сейчас христианство?

- В Европе христианские ценности уже не имеют того значения, какое они имели ранее. Есть места в мире, где христианские ценности и даже сами христиане уничтожаются. И, к сожалению, это продолжается и даже расширяется. Никто не знает, что будет. Всегда возможны какие-то изменения, как это уже было в истории, когда в конце Римского царствования уже думали, что пришел конец христианства, но варвары как-то приняли христианство. И христианство продолжало жить.

Я думаю, что очень важно для христиан быть открытыми для всех. Но самое важное, в своем сердце и в публичной жизни быть следовать за Христом. Одновременно нужно идти вперед с открытыми глазами и с уважением к тому, что не христианское, но делается на благо человека и народов.

Владимир ЕГОРОВ

http://www.online812.ru/2012/05/25/006/