Вселенская мечта Патриарха Кирилла E-mail
17.03.2011 21:26

Вселенская мечта Патриарха Кирилла. Провал политики мультикультурности в Европе и России может объединить православных и католиков ради "крестового похода" против "инославия".

 

17 февраля президент России Дмитрий Медведев во второй раз официально посетил в Ватикане резиденцию папы Римского Бенедикта XVI. Русская православная церковь, которая веками причисляла Апостольский Престол к "оси зла", после избрания патриархом "политика в клобуке" Кирилла кардинально изменила мнение о церкви-"сестре". Близость мировоззренческих позиций папы Бенедикта и патриарха Кирилла не должна вызывать особого удивления: последний много лет возглавлял Отдел внешних церковных связей (ОВЦС, своеобразный МИД РПЦ) и был учеником митрополита Никодима (Ротова), в свое время много сделавшего на поприще экуменизма.

Кризис христианских ценностей в Европе и стагнация российского православия вынуждает церковных иерархов с обеих сторон двигаться в сторону всемирного христианского единения. Однако, как свидетельствует история, Западная и Восточная церкви христианского мира неспособны самостоятельно наладить диалог. Большинство совместных соборов древности собирались по воле и при содействии императоров. Похоже, поездка президента Медведева в Ватикан – это очередная демонстрация имперских амбиций России как "Третьего Рима", цель которой – зондирование почвы для возможности воссоединения православия и католицизма. Что в дальнейшем приведет к масштабному перекраиванию геополитической карты мира.

Государственное сближение Москвы со Святым Престолом невозможно без одобрения и активного участия в диалоге Русской православной церкви. Это как лететь на одном крыле. Медведев должен ехать с предложением, которое бы устраивало и Кремль, и Московскую Патриархию. И самое важное – было бы воспринято с должным вниманием в Риме и в руководстве Евросоюза.

После того как главы стран-ЕС Германии, Франции и Великобритании объявили о крахе политики мультикультурности, само провидение подкинуло России шанс найти платформу для сближения с Европой. Это обозначение общего врага и предложение методов борьбы с ним. И этот враг – "инославные" сообщества, которые даже не пытаются интегрироваться в общество, а наоборот, на фоне аморфной секуляризованной, дехристианизированной Европы выглядят как "государство в государстве".

Поэтому предложение России "по спасению ЕС" может заключаться в следующем: пора объединять западный и восточный христианские миры, вернуться к первоначальному вселенскому христианству. Реальным шагом в этом направлении может быть созыв Вселенского собора, который в последний раз собирался в 787 году. Идеологическим и догматическим подспорьем для собора может быть именно объединение усилий Европы и России в борьбе с "мультикультурностью". Или, как в сентябре 2010 года заявил глава "внешнеполитического" ведомства РПЦ митрополит Иларион Алфеев: "Вспомним также, что перед лицом турецкого и арабского нашествий Византийская империя искала помощи христианского Запада, а мы сейчас тоже живем в условиях нашествия антихристианской пропаганды, развращающей наших сограждан, способствующей вандализации наших обществ. В этом смысле мы все чувствуем себя "в одной лодке" (с Римом)".

Конечно, у такой дерзкой идеи – созыв Восьмого Вселенского собора – будет огромное количество критиков и противников. И прежде всего в церковной среде. Ни РКЦ, ни РПЦ не согласятся искать компромиссы в области вероучений. За время тысячелетнего разрыва отношений и взаимного проклятия каждая из церквей создала свою собственную богословскую и догматическую аргументацию, которая часто создавалась именно для того, чтобы подчеркнуть свое отличие и исключительность представлять учение Христа. Однако христианская история изобилует фактами, когда волевым решением папы или поместных соборов каноны и догматы корректировались с учетом местных особенностей. Поэтому догматические расхождения не являются серьезным препятствием для созыва Собора.

Больше вопросов возникнет вокруг организационных моментов и формулировки канонов самого решения Вселенского собора, если он будет собран. Вот уже более сорока лет православный мир будоражит идея созыва Всеправославного собора, главным вдохновителем которой является константинопольский патриарх Варфоломей І. Одним из противников такого собрания является Русская православная церковь, которой не импонирует статус константинопольского первоиерарха с чисто историческим титулом "Вселенский", "первого среди равных". Естественно, по важности Вселенский собор будет выше Всеправославного, что позволяет РПЦ перехватить у Константинополя пальму первенства. Тем более, как уже подчеркивалось, созыв вселенских соборов всегда был прерогативой государственной имперской власти. В данном случае "императором" выступит президент "Третьего Рима Димитрий", что полностью устраивает Кирилла и позволяет автоматически понизить статус Варфоломея до "представителя одной из православных церквей".

С другой стороны, что этот собор даст Римско-католической церкви и лично папе Бенедикту? Самое главное, как и Кирилла, прославит его в веках, как иерархов, которые "вернули христианскую душу Европе". Кроме того, в Риме должны понимать, что созыв Вселенского собора может означать начало новой эпохи в жизни всей христианской церкви. Объединение христиан на всех континентах позволит по-новому перекроить политическую карту мира. По сути будет сделано то, что в свое время реализовал император Константин Великий, организовавший Первый Вселенский собор в 325 году. Даже православные историки соглашаются, что догматическая борьба с ересью Ария была второстепенной задачей императора. Политический момент заключался в пламенной мечте Константина утвердить pax Romana ("Римский мир") на базе единой кафолической Церкви. То есть приобщить христианских верующих, где бы те ни проживали, в число граждан Римской империи. Без сомнения, такая мечта осталась и у Рима, и у Москвы. Только у Ватикана, кроме духовного и финансового влияния в мире, ничего не осталось, а в России есть все ресурсы, чтобы стать интегратором нового "священного" pax Romana с вытекающими отсюда политическими последствиями и, если нужно, военным протекторатом.

…Конечно, такой сценарий может показаться во многом фантастическим. И на организацию вселенского мероприятия нужно потратить не год и не два. Но не следует сбрасывать со счетов прогнозы американского социолога Самюэля Хангтингтона, который предрек ХХІ веку превратиться в эпоху новых религиозных столкновений. Да и политика "насилия спокойствием" и системы "экономического успеха" в Европе дала сбой. Если РПЦ при поддержке российской власти объединит усилия с Ватиканом, мир ожидает глобальный переворот, последствия которого даже трудно себе представить. Уже сейчас в христианской миссионерской литературе звучат призывы закрыть "окно 10-40". То есть начать активную миссионерскую экспансию в странах Азии и Африки, лежащих между 10° северной и 40° южной широты, где проживает большая часть мусульман, индуистов и буддистов, выходцы из которых и привели к "мультикультурному" краху в Европе.

Ярослав Коцюба

"КОММЕНТАРИИ", 18 февраля 2011 г.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=82533&topic=630