Епископ Игнатий (Душеин). Мученик Михаил Новоселов о значении имяславия для судеб Российской Церкви. E-mail
03.02.2016 00:53

Доклад на V Мятлевских чтениях

Вопрос об имяславии и, в частности, о значении имяславческих споров для дальнейшей истории Российской Церкви (РЦ) актуален в наше время, так как, по сути, этот вопрос еще не закрыт и споры продолжаются. Имяславие стало маркером истинного православия, причем почти сразу после своего оформления.

Тем ценнее для нас свидетельства святых, особенно таких знаковых, как святой мученик Михаил Новоселов, с именем которого связана история становления катакомбной Церкви в России.

 

Известно, что сам Михаил Новоселов был последовательным имяславцем и активным проповедником и апологетом имяславия. Кроме этого, ему принадлежат некоторые важные мысли по этому вопросу.

1. Причина падения православия в России – утрата внутреннего благочестия, самого интереса к спасению и вследствие этого – повреждение чистоты веры.

За несколько десятилетий до Новоселова другой наш замечательный святой – святитель Игнатий Брянчанинов – много писал о падении благочестия, об утрате правильного понимания православия в иерархах и монашестве. Но тогда он еще мог констатировать, что Российская Церковь хранит неповрежденной догматическую веру.

После Синодального документа, осуждающего имяславие и отлучающего от причастия его приверженцев, такого о РЦ уже сказать было нельзя. Это поняли немногие.

А когда утрачена чистота веры в самом высшем эшелоне церковной организации, заниматься проповедью и просвещением уже нет смысла.

Поэтому Михаил Новоселов пишет в одном из своих писем: «…я высказал мысль, что, если бы можно было всю Россию буквально засыпать апологетическими листками и книжками, это мало принесло бы пользы Церкви, так как главный недуг церковной жизни слишком глубоко коренится в недрах Церкви, чтобы быть исцеленным таким внешним средством, как апологетика. Недуг этот заключается в утрате православного самосознания и самочувствия и отступлении от святоотеческих основ религиозной мысли и жизни».

Погрешение в вере есть следствие духовного расслабления, утраты самой практики настоящей молитвы в церковной иерархии. Новоселов видит это в поспешном осуждении имяславия и жестоком разгроме афонских имяславцев.

«Глубочайшее отступление от православного мудрования я вижу в так называемом имяборчестве, т. е. в том мировоззрении, которое проведено было в известном послании Святейшего Синода "всечестным братиям, во иночестве подвизающимся", опубликованном в мае 1913 года и в приложенных к нему докладах…

Исключительный по своей значительности и таинственности вопрос о страшном и святейшем Имени Божием был тогда разрешен Святейшим Синодом с изумительным легкомыслием по отношению к непостижимому Имени Божию и жестоковыйностью относительно афонских иноков».

Цитируя профессора Муретова и выражая с ним согласие, Новоселов сравнивает архиереев, осудивших имяславие, с архиереями, распявшими Христа.

2. Новоселов сожалеет, что, и получив свободу и собравшись на Собор, РЦ не смогла найти в себе силы и, главное, желания разрешить этот вопрос.

«Еще больше огорчения и изумления вызывает отношение к данному вопросу Всероссийского Церковного Собора. …Собор, заседавший не один месяц и занимавшийся иногда самыми второстепенными вопросами, не нашел времени посвятить свои силы вопросу, выходившему, по его же мнению, за пределы компетенции Синода? Вернее, Собор, в подавляющем большинстве своих членов, был так далек от существа вопроса, так мало заинтересован в нем, что просто "сдал его в комиссию", чтобы спихнуть со своих плеч эту все же неприятную мелочь, из-за которой кто-то ссорится и беспокоит членов Собора своими заявлениями и обращениями.

…Кратко сказать, и Св. Синод, и Всероссийский Церковный Собор оказались не на высоте вопроса».

Имяборчество Новоселов определяет как новую ересь, которая не допускает благодатной помощи Божией, расслабляет весь церковный организм, навлекает кару Божию.

«Имяборческая стихия отравила нашу богословскую школу, нашу иерархию, наше пастырство и, естественно, отравляет все церковное общество. Плоды отравления у всех на глазах. Чтобы не ходить далеко вглубь России, достаточно посмотреть, что делается в ее "сердце", Москве. Ведь только слепой или зрячий, у которого лежит покрывало на очах, не видит того растления, которое проникло в нашу церковную жизнь и которое является плодом давнишнего практического имяборчества, в последнее время Святейшим и Патриаршим Синодами закрепленного теоретически

Никто деятельно не озабочен сохранением единства веры, ибо сознание этого единства утрачено кормчими Церкви, которые сами плывут вне церковного русла, куда несет их волна религиозной анархии. И какой бутафорией является в наши дни "Торжество Православия", это помпезное провозглашение единства исповедуемой будто бы нами веры "Апостольской, отеческой, кафолической, яже всю вселенную утверди"! Когда я присутствовал на этом величественном церковном празднике в текущем году и слушал громогласную анафему патриаршего архидиакона, мне казалось, что всею силою она обрушивается не на отсутствующих еретиков и большевиков, а на присутствующих иерархов-имяборцев. И я с полной серьезностью отношу к ним же страшное пророчество преп. Серафима, изреченное им сто лет тому назад: "Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут "учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня"" (Душеполезное чтение, 1912 г., стр. 242–243). Не пришел ли уже этот предсказанный Преподобным гнев Божий на нашу иерархию, а вместе с нею на всю нашу Русскую Церковь за "уклонение от чистоты православия"!? Не за хулу ли на страшное Имя Божие иерархия наша несет тяжелые удары, начиная с первых дней революции? Не эта ли хула является причиной того бессилия, того как бы параличного состояния, в котором находятся наши правящие иерархи, сами сознающиеся в этой параличности, хотя и не сознающие, кажется, причины ее? Словесное стадо разбредается и разбегается в разные стороны, увлекаемое "в научения различна и странна", а кормчие Церкви, словно богаделенские старички, только поглядывают из окон своей богадельни на словесных овец, которым вместо единой, строгой, вековечной, живой и животворящей Истины Православия предлагаются многообразные суррогаты гуманистической морали, мелодраматической проповеди, богослужебной лжеэстетики, а в последнее время "социалистическое христианство».

Взирая на современную ему иерархию, Михаил Новоселов печально восклицает:

«… зачем им богодейственное, непобедимое и страшное Имя Божие, которое нужно и близко, и дорого, и опытно понятно лишь тем, для кого христианство есть "великая тайна" претворения ветхого человека в новую тварь, обожение человека через боговселение, подаваемое чудотворящим Именем Иисусовым, таинственно вселяющимся в сердце человеческое?»

3. Бедствие, которое нашло на Российскую Церковь в виде большевистских гонений, Новоселов видит и следствием, и промыслительным актом милости Божией, очищающим Церковь от нечестия.

«Странно и, пожалуй, страшно сказать, что спасают нашу Церковь, святыню нашего сердца, не Собор, не Высшее Церковное Управление, а сильный социалистический пресс, выжимающий, говоря языком Апокалипсиса, из теперешней умирающей (Апок. 3:1) церкви Сардийской верную ("сохраняющую слово Христово и не отрекающуюся от Имени Христова", 3:8) Филадельфийскую и отжимающий на сторону "теплохладную, нищую, слепую и нагую" Лаодикийскую ("народоправческую" – христианско-социалистическую) (3:15,17).

Да сохранит нас Господь от сообщения с Лаодикией и да вселит в шатры Филадельфийские ("братолюбивые"), не многолюдные, но "хранящие слово Господне и не отрекающиеся от Имени Его" (Апок. 3:8)».

Следует остановиться на этом слове Михаила Новоселова в письме, датируемом 1918–19 годами. Оно содержит в себе выводы, которые для большинства исповедников православия стали видны только после 1928–30 годов.

Сардикийская Церковь, согласно Откровению Иоанна Богослова, – достаточно печальное зрелище. Ей, по слову Новоселова, уподобилась современная ему РЦ.

Вот что сказано о ней в Откровении:

«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».

Пресс гонений разделяет ее на две фракции: Церковь Филадельфийскую и Лаодикийскую.

Что сказано в Откровении о Церкви Филадельфийской?

«И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».

Эти пророческие слова Михаил Новоселов относит к Истинной Церкви Христовой, сохранившей верность Святому Имени Господню, к той части Церкви Российской, которая из нее выдавливается большевиками из уже распадающейся Сардийской – к Церкви новомучеников и имяславцев.

Что же остается и какова участь этого остатка?

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».

Эти пророческие слова Новоселов произносит еще до оформления основных грядущих лжецерквей: обновленческого ВЦУ и новообновленческого «синода» Сергия, которым будет посвящено много его писем впоследствии.

Из дореволюционной Сардийской церкви будет, действительно, выдавлена истинная – Филадельфийская. Как и сказано в Откровении, она будет относительно немногочисленна. Она будет гонима и уничтожаема. А Лаодикийский остаток, после длительной утряски и ферментации, перегниет во вторичный продукт – в сергианскую организацию, куда сольются позднее и остатки обновленцев – в РПЦ МП. Эта организация действительно достигнет богатства, мирского могущества и покровительства безбожных гонителей Истинной Церкви.

Свое письмо мученик Михаил заканчивает выводом-девизом, который определяет не только его личный выбор, но вполне относится ко всему истинному православию:

«Сознание исключительной важности вопроса о боголепном почитании Имени Божия, от чего зависит наше настоящее и будущее, простирающееся в вечность, и признание имяборчества, этого плода и причины религиозного безверия и бесстрашия, опаснейшим врагом Православия, поражающим основной нерв нашей веры, побуждают меня отдать все свои силы на обличение этого душепагубного заблуждения и на уяснение противоположной истины – имяславия».

Для нас, считающих себя преемниками Церкви Катакомбной, очень важно помнить о том, что наши святые, в частности, мученик Михаил Новоселов, не мыслили православной Церкви вне имяславия.

взято с  http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=117499