Иоанн Тацис, богослов. Экуменическая и православная экклезиологии E-mail
09.11.2010 11:20

Недавнее письмо митрополита Кифирийского, направленное в Священный Синод, и вместе с ним сообщение Священному Синоду и ответ на него митрополита Мессинийского, были растолкованы многими, главным образом экуменистами, как некое персональное разногласие между двумя епископами, или как возобновление древнего конфликта сторонников и противников объединения церквей. Однако речь ведется не об этом, а о той пропасти, которая отделяет православную экклезиологию от экуменической.

    Митрополит Кифирийский с помощью вполне ясных аргументов ставит перед Священным Синодом проблему «отклонения в экклезиологии» от православной в воззрениях митрополита Мессинийского. В конечном итоге, в своём письме к профессору г-ну Димитрию Целенгидису Его Преосвященство митрополит Мессинийский усваивает экуменическую экклезиологию.

    Согласно этой экклезиологии, как это можно представить на основании изложенного в письме митрополита Мессинийского, «Церковь Христова есть Единая и Нераздельная до раскола, сегодня же они является разделенной, поскольку она находится в состоянии схизмы-раскола, это утверждает и содержание § 41 Документа Равенны». [1] Из этих фраз становится очевидным следующее:

  1. экуменисты полностью принимают и усваивают то, что было подписано Смешанной Комиссией по Богословскому Диалогу в итоговом документе (в данном случае документ Равенны). И это несмотря на то, что многие клирики и богословы-миряне отмечали полное несоответствие этих документов православному богословскому учению. Почему же экуменисты не отвергают эти документы? Если они отвергнут авторитетность этих документов, то они непосредственно станут оспаривать и саму работу Смешанной Комиссии.

  2. для экуменистов после схизмы Церковь является разделенной, и, следовательно, она станет Единой и Нераздельной только поскольку будет проведена отмена Схизмы! Таким образом, устанавливается обязательная необходимость в отмене всякой схизмы, и поскольку в сущности сохраняется Схизма, то Церковь не существует как единая, а существует в качестве разделенной на кусочки.

 

    Экуменическая экклезиология составляет теоретическую основу для процветания всякого филопапизма и филопротестантизма, поскольку такого рода действия, как и совместные молитвы, направлены на создание единства христиан.

    Однако православная экклезиология далеко отстоит от подобного рода взглядов. Церковь Христова является Единой, Святой и Нераздельной. Любой еретик, который удаляется от нее, не составляет отдельную часть Церкви, но терпит кораблекрушение, как вполне ясно напоминает митрополит Кифирийский, и он покидает корабль. Схизма не является разделением Церкви Христовой на две части, но отделением еретиков-папистов от Единой Церкви.

    Экклезиологическое признание какой-либо формы того, что предлагают экуменисты относительно папы, называя его «Святейшим» или «епископом» некоей «церкви-сестры», является настоящим применением на практике экуменической экклезиологии, которая в сущности до основания сотрясает существование этой Единой Православной Церкви.

    На Диалоге с римо-католиками, который будет продолжен в Вене, в качестве вопроса для обсуждения ставится вопрос о папском первенстве, то есть еретическое учение папистов, которое имеет полную противоположность православной экклезиологии и уже изложенному мнению митрополита Мессинийского по данному вопросу.

    По крайней мере, является весьма своевременным и богословски вполне ясным вмешательство митрополита Кифирийского через свое письмо, направленное в Священный Синод. К сожалению, в июне месяце очередное заседание Синода не занималось всеми этими вопросами, а следующее очередное заседание Священного Синода  даст свое определение [2] в октябре месяце, то есть уже после завершения работы Смешанной богословской Комиссии в Вене.

    Если же, в действительности, «Священноначалие Элладской Церкви следует или будет продолжать следовать путем пристального внимания в отношении диалогов Православной Церкви с инославными», как нас заверила соответствующим Заявлением наша иерархия в октябре 2009 г., то становится ясным, что требуется созыв нового внеочередного заседания иерархии для того, чтобы предложить для рассмотрения и вновь утвердить православную экклезиологию, а также назначить представителей Элладской Церкви для Диалога в Вене.

 

источник: газета Ορθόδοξος Τύπος, 2/7/2010

 

Примечание. 

    Несмотря на то, что данная статья была опубликована еще в июле месяце, мы сочли необходимым ее опубликовать, чтобы еще раз напомнить православным о том, что идет процесс, и достаточно активный, навязывания нам совершенно чуждой Православной Церкви экклезиологии. Это крайне опасная тенденция, которая направлена на разрушение православного сознания и активное насаждение идеологии экуменизма в виде теории существования «разделенной Церкви». Соверешенно неслучайно известный православный архипастырь митрополит Пирейский Серафим выступил с протестным заявлением против принятия Священным Синодом такого решения: «отцами, которые составляют Священный Синод, была сделана величайшая ошибка, которой изменяется Вера, поскольку молчаливо принимается ересь, которая осуждается положением Символа веры».

 

[1] Критический богословский разбор неправославности экклезиологии митрополита Мессинийского представлен в двух ответных письмах профессора Димитрия Целенгидиса, перевод которых был опубликован на apologet.spb.ru

[2] Это определение было вынесено на 2-ом заседании Священного Синода 11 октября, которое было просто поразительным и неожиданным и гласило: «ουδεμία εκκλησιολογική παρεκτροπή υφίσταται στον Σεβασμιώτατο Μητροπολίτη Μεσσηνίας Χρυσόστομο» ("не существует никакого отклонения в экклезиологии Преосвященного Митрополита Мессинийского").

 

http://apologet.spb.ru/problemi-sovremennogo-bogosloviya/ekumenicheskaya-i-pravoslavnaya-ekkleziologii.html