Епископ Филарет (Вахромеев). Богословская основа миротворческой деятельности Церкви E-mail
08.11.2011 15:34

Доклад епископа Дмитровского Филарета на Православно-лютеранских богословских собеседованиях в Финляндии между представителями Русской Православной Церкви и Финляндской Евангелическо-Лютеранской Церкви, состоявшихся в г. Турку в помещении курсового центра «Синаппи» 19—22 марта 1970 года

 

 

Современная действительность, как еще никогда, по-видимому, за всю историю человечества, остро ставит вопрос о войне и мире. Это обусловлено целым рядом причин.

Технический прогресс, открывающий человечеству, с одной стороны, огромные возможности к созиданию, с другой — предоставил в руки людей и небывалые силы разрушения и уничтожения.

Наличие в настоящий момент двух различных социально-политических систем также поддерживает постоянную напряженность в мире.

Пробуждение стран «третьего мира», их неуклонное стремление к свободе, развитию и высокому жизненному уровню обнаруживает яркий контраст между ними и так называемыми высокоразвитыми странами, что в свою очередь вызывает неудовлетворенность, раздражение и протест народов так называемых развивающихся государств и создает ненормальную обстановку в ряде районов мира. Это видно хотя бы из того, что в настоящее время две трети человечества недоедают, а в некоторых странах избыток продовольствия из-за его перепроизводства систематически уничтожается, причем делается это в масштабах прямо-таки астрономических.

Одной из причин, вызывающих особую напряженность в современном мире, является также и социальная несправедливость, существующая еще внутри целого ряда государств капиталистического мира.

Наиболее же острыми проблемами в международных отношениях являются: американская агрессия в Юго-восточной Азии и особенно в Южном Вьетнаме, непрекращающаяся напряженность на Ближнем Востоке, отсутствие полного мира в Европе.

Уже этот далеко не полный перечень факторов, обусловливающих особо напряженное состояние современного мира, сам по себе показывает, какую реальную угрозу человечеству представляет война и как необходимы в настоящий момент усилия в борьбе за мир всех тех, кто искренне болеет о благе всего человечества.

В связи с этим вызывает глубокое удовлетворение позиция Правительства Финляндии в отношении к проблеме европейской безопасности и его инициатива о проведении Конференции правительств стран Европы по этому насущному вопросу в Финляндии.

Так каждый, кому в какой-то мере близко человечество и кому дорого его спокойствие и безопасность, кто не ослеплен интересами себялюбия и узкополитическими тенденциями, не может оставаться равнодушным в вопросе сохранения мира в настоящее время.

Поскольку мы являемся не только гражданами нашей планеты, но и людьми, исповедающими религию любви и мира, то не должны ли мы теперь же со всей ответственностью поразмыслить о том, как должна проявляться ныне христианская социальная этика, на каком богословском фундаменте должны мы основывать свои миротворческие шаги, что должны и что можем мы сделать в направлении установления незыблемого мира на земле? Это необходимо, чтобы наше христианское убеждение оказалось не отвлеченным понятием, не утопией, не мечтой, а реальностью, обязательной и обязывающей христиан.

 

1. В свете христианского веро- и нравоучения особенно наглядно уясняется чудовищность современной войны не только в связи с ее неизбежными бесчисленными бедствиями, но и как полнейшее извращение возвещенных Христом отношений между людьми. Поэтому наша задача, задача христиан,— засвидетельствовать, что Церковь, все общество именующих себя последователями Христа, исходя из самой природы своего, Господом учрежденного, бытия, должно свидетельствовать о мире, как естественной и необходимой потребности, проистекающей из исповедания Христа как Бога и Спасителя, ибо Он есть Господь мира (2 Фес. 3, 16). Христианской Церкви онтологически присуще то, что на человеческом языке выражается словом «мир».

Мир, понимаемый как полное согласие, гармония отдельных частей в целом, составляет глубинную основу христианской Церкви. Апостольское определение ее как Тела Христова (Кол. 1, 24 и др.) возводит христианское понимание мира на идеальную высоту — по образу согласия членов тела в едином живом организме, оживотворяемом единым духом. «Тело же не из одного члена,— пишет апостол Павел коринфянам,— но из многих... Не может глаз сказать руке: «Ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны...» Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге... И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, !4, 21, 24—25, 27). Это образное описание «структуры» Церкви вполне соответствует тому определению, которое дал ей Сам Господь, уподобивший Себя виноградной лозе, а всех членов Церкви — ее ветвям (Ин. 15, 1—6). В этом изображении Церкви, которое соответствует догматическому ее пониманию, достаточно ясно раскрывается, что основополагающим условием ее бытия является мир. Только в мире всех членов возможно ее единство, возможна ее жизнь, возможно осуществление тех целей, ради которых она учреждена на земле. Этот дух мира, онтологически присущий Церкви, является той основой, на которой зиждется вся ее деятельность. Любой другой дух несовместим с самим пониманием Церкви как Тела Христова, несовместима с таким пониманием и всякая деятельность Церкви, не соответствующая духу мира.

Но Церковь никогда не ощущала своей изолированности от человеческого общества, ради преображения которого она и была учреждена Спасителем мира. Заповедь Христа, данная Церкви в лице апостолов, о научении всех народов (Мф. 28, 19—20) совершенно однозначно определяет миссию Церкви и ее положение в мире. Живое сознание всеобщего единства в Боге ставит Церковь в положение того активного начала, которое долженствует привести весь мир к «кафоличности», т. е. той органической целостности, которая характеризует жизнь самой Церкви и сущность которой составляет гармоническое единство многих в едином — мир в духе и в действии.

Утверждение мира среди человечества представляется одной из насущных задач Церкви Христовой, почему и пишет св. Григорий Богослов: «Что наипаче полезно для душ ваших? Или что всего благоприличнее настоящему времени? Это узнаем следующим образом: что в нашем учении всего превосходнее, присовокуплю, и всего полезнее? — Мир. А что всего гнуснее и вреднее? — Разногласие»  [1].

 

2. Деятельность Церкви в земных условиях не может не способствовать постепенному преображению мира. Но в первую очередь это преображение требуется от самих членов Церкви. По христианскому пониманию Церкви, степень нравственного достоинства церковного народа определяет состояние межчеловеческих отношений.

Это обусловлено значением Церкви в жизни мира. Последователи Христа призваны быть светом мира (Мф. 5, 14), солью земли (Мф. 5, 13). В сумме общечеловеческой греховности вина христиан или тех, кто себя к ним причисляет, далеко превосходит количественное соотношение христиан и нехристиан, ибо, по словам Спасителя, «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Христианам дано познание истины и вверено дело любви и правды в мире. Соответственно велика их виновность пред Богом и людьми, которая часто не сознается нами. К великому сожалению, в представлении многих христианство превратилось в отвлеченную доктрину, в область философствования вместо истинного его понимания как религии непрестанного личного и общественного подвига.

Для многих же верующих христианство стало не более как мораль, которую или отвергают, как устаревшую, или так приспосабливают к своим корыстным желаниям, к суете житейской, что от евангельских заповедей почти ничего не остается.

Само понятие мира в общецерковном учении имеет прежде всего духовно-нравственный смысл. Мир — это особое состояние души человека, возродившегося водою и Духом (Ин. 3, 5), деланием заповедей Христовых и покаянием, сподобившегося обновления благодатию Божиею. Мир, по новозаветному учению,— это мир души человека с Богом, с Его волей, Его благовестием. Этот мир является следствием устранения того антагонизма, когда «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал. 5, 17). «Не подумайте, братия мои,— говорит Димитрий, архиепископ Херсонский,— чтобы неисполнение заповеди о мире с ближними можно было заменить или вознаградить другими какими бы то ни было добродетелями или подвигами благочестия. Где нет мира, там нет и истинной христианской любви; а без любви, по учению апостольскому, ничтожны все дарования, даже чудодейственные, бесплодны все добрые дела, хотя бы кто роздал все имение свое нищим, бесполезны все подвиги, даже мученические» [2].

Почему же столь важным и необходимым считает святитель Димитрий дело миротворчества для общества христианского, для Церкви, для всего народа Божия? — «Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш благоволит именовать Себя Богом мира; как же может явиться пред лицом Его тот, у кого в сердце таится вражда или злоба, а нет мира, любви и святыни? Потому, во-вторых, что Царство Божие есть царство мира, любви и единодушия... Потому, далее, что мир и покой Царства Божия, нарушенный грехопадением и происшедшею от того враждою и разделением, восстановлен ценою крови Единородного Сына Божия, Его крестными страданиями и смертию: «Яко Тем благоизволи Бог примирити всяческая в Себе, умиротворив кровию креста Его, через Него, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 20) » [3]. Этот мир имеет своим источником «Князя мира» (Ис. 9, 6). Он приобретается борьбой со всяким злом и неправдой, возникшими в душе, и понуждением себя к жизни по Евангелию.

Такой мир, основанный на чистоте сердца, на истинной нравственности, становится неиссякаемым источником излучения вовне. Он является твердой опорой для помощи ближним (Лк. 10, 30—37), для установления мира с ними. Мир внутренний с необходимостью переходит и в мир межчеловеческий, открывая путь к разрешению проблемы зла в плане социальном и международном.

 

3. Призыв Божий к людям — творить мир, стремиться к миру среди народов (Ис. 57, 19; Захар. 8, 19; 1 Кор. 14, 33), любить мир — повторяется в Священном Писании около двухсот раз. Но, с другой стороны, Священное Писание с прещениями и угрозами обращается к тем, кто, называя себя верующими, делами своими нарушает согласие и мир между людьми. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7),— говорит Христос. Истинно христианское действие в мире может иметь только нравственный характер. Нет безопасности на земле без примирения с небом, говорит Московский митрополит Филарет, указывая этим на необходимость нравственного исправления христиан, ибо прежде всего ко многим из тех, кто причисляет себя к ним, относятся слова псалма: «Говорят о мире, а в сердце у них зло» (27, 3). 

«Имейте в себе соль и мир имейте между собою» (Мр. 9, 50),—призывает Господь. «Соль» — это то воздействие на мир Церкви Христовой, которое способствует сохранению нравственных ценностей в мире и предохраняет его от разложения и гибели. Там, где забывается этот призыв Христов, где христианское звание воспринято только формально, где нет любви и самоотвержения, «где нет соблюдения, защиты, развития прав человека,— говорит папа Павел VI,— где его неотъемлемые свободы подавляются насилием или хитростью, где игнорируют или унижают его личность, где имеет место дискриминация, рабство, нетерпимость, там не может быть истинного мира... Мир должен быть прежде всего в душах, чтобы затем он мог отразиться в событиях» [4].

«Думаете ли,— вопрошает Христос, — что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? .  Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 4—5). В этом слове Спасителя раскрывается великий закон Божественной правды, непреложно действующий в мире человеческом и отражающийся даже на мире природном, космическом: «Бог мира» (1 Кор. 14, 33) вразумляет человечество указанием на достоинство человека как носителя образа Божия (Быт. 1, 27), запрещением зависти, хищения и убийства (Исх. 20, 17, 15, 13; Рим. 13, 9; Быт. 9, 6), предостережением лишить мира за нечестие (Ис. 48, 22).

В свете христианского учения о мире и человеке с полной очевидностью уясняется неизбежность военных бедствий, как ответ Божественной правды на нарушение Ее законов. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Мир бывает тогда, когда мы подражаем Ему (Богу), когда благодать пребывает с нами... раб, который оказался немилосердным к подобному себе рабу, пока не требовал от него ста динариев, дотоле пользовался милостию господина; а когда стал требовать, тогда был лишен ее и передан мучителям (Мф. 18, 34) » [5]. Ярко, образно, сильно изъяснил этот закон Божественного правосудия пророк Моисей в своем предсмертном завещании народу еврейскому (Втор., 28 гл.).

Обращаясь к современному состоянию мира, все церковные деятели, богословы, духовенство и миряне не должны забывать о правде Божией, которая побуждает их исполнить свой долг — служить примирению человечества. Ибо христиане, как знающие волю Божию, более чем кто-либо в мире ответственны за судьбу человечества. К ним первым в наше время относится и предупреждение Писания: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9, 6). Но пролить кровь можно не только мечом или бомбой. Не меньше можно пролить ее «льстивыми словами» (2 Петр. 2, 3), «надутым пустословием» (2 Петр. 2, 18), «злословием» (2 Петр. 2, 12). О таковых «наглых ругателях, поступающих по собственным своим похотям» (2 Петр. 3, 3), апостол Петр прямо пишет: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр. 2, 21).

 

4. Было бы, однако, большой ошибкой утверждать, что для спасения мира от ужасов войны и истребления достаточен лишь призыв к нравственно-духовному перерождению человека. Жизнь свидетельствует и история человечества подтверждает, что проповедь о личном духовном воспитании каждого индивидуума находила отклик далеко не во всех сердцах. Необходимы не только внутренние усилия, но и внешние, сопряженные иногда с преобразованием существующих социальных отношений. «Послушайте вы, богатые,— возглашает ап. Иаков,— плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас... Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5, 1, 4—5). Эти слова нельзя расценивать просто как голос гнева. Это — призыв к пересмотру отношений к бедным, это — осуждение имущественного неравенства, это — воззвание к братолюбию, это — основа социальных изменений для утверждения мира между людьми.

Поэтому существующая ныне борьба во всем мире — это борьба за переустройство мира, в первую очередь за переустройство социально-экономическое. «Не вливают вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают» (Мф. 9, 17). Именно это происходит в мире в настоящее время.

Новые времена настоятельно требуют обновления жизни, во-первых, внутренней, духовной, обновления человека, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24); во-вторых, обновления жизни социальной во исполнение заповеди: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18).

Вся история Церкви в полном согласии со Священным Писанием и учением отцов и учителей церковных свидетельствует о необходимости и возможности активной борьбы Церкви со злом. Сам Христос показал пример борьбы с нестроением и злом, когда взял бич и изгнал из храма всех торгующих (Ин. 2, 15). Этим Он показал, что истинный мир не есть примирение со злом, не есть пассивное, бездеятельное созерцание несправедливостей, но есть активное, созидающее начало, построенное на утверждении любви и добра. «Да не подумают, однако же,— предупреждает св. Григорий Богослов,— будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие, но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом» [6].

Господь, как сказано в Евангелии, заповедовал христианам прощать своим личным врагам, обидчикам и гонителям, но в то же время Он поставил идеалом совершенной любви того, «кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), в борьбе против общих врагов, "ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы» (Пс. 34, 20). Поэтому во все времена христианской истории были святые подвижники веры, которые поднимали меч сами и вдохновляли своим личным примером многих других на борьбу против угнетателей и завоевателей. Они жертвовали своей жизнью без страха и сомнения, исполняя заповедь Спасителя о любви к людям. Церковью за свой подвиг они причислялись к лику святых, наравне с мучениками, преподобными и праведными.

«Война более зависит от нас, чем от Бога»,— эти слова русского православного богослова С. С. Глаголева точно выражают богословскую основу миротворческого делания Церкви. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и если существует в мире зло, то причиной его является сам человек, в волю которого отдан выбор добра или зла.

От наших усилий, усилий каждого человека в мире зависит состояние мира в каждый момент истории. И тот христианин, который небрежет о заповеди мира, творит грех. Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий писал: «Мы должны добиться признания права на жизнь за каждым отдельным человеком и за каждым народом. Борьба за это право и есть борьба за мир между народами... Отказ от борьбы был бы преступлением перед Богом и совестью» [7].

Поэтому в нынешний напряженный период истории, когда в разделенном человечестве существует угроза войны, христиане должны всеми мерами стремиться осуществлять единство там, где это возможно, т. е., в частности, в борьбе против человеческой эксплуатации и унижения достоинства человеческой личности, против расизма и всех других видов дискриминации, против голода и нищеты, невежества и несправедливости,— против всего, что мешает нормальной жизни человечества и угрожает делу мира. Нужно помнить, что Господь не только заповедует христианам дело миротворчества, но и обещает за это награду (Мф. 5, 9). А «награждающий тебя,— говорит св. Григорий Нисский,— если предотвратил ты бедствие войны, предлагает тебе вместо одного два дара: одним служит «обетованная Христом» награда, а другим — следствие подвига, потому что, если бы за таковое дело и ничего не было обетовано, то мир сам по себе для имеющих разум дороже того, чем он достигается. Поэтому преизбыток Божия человеколюбия можно познавать в том, что благими воздаяниями награждает не за труды и усилия, но, можно сказать, за удовольствия и радости, так как из всего, что радует, главное есть мир, который каждому желательно иметь в такой мере, чтобы не только самому пользоваться, но... и уделять неимущим».

Таким образом, богословское понимание мира не ограничено областью только личного духовного восстановления человека, ибо внутреннее состояние человека должно отражаться и вовне. Когда апостол указывает, что «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 33), то он дает понимание «мира» как богоустановленного порядка мировой жизни в его внешнем выражении, требующего усилий (Мф. И, 12) для своего достижения.

 

5. Но существующее наличие зла в мире ставит перед богословием вопрос не только о возможности борьбы с ним Церкви, но и о средствах и формах этой борьбы. Если не действует добродетель, не помогает любовь, то, видимо, должны быть и какие-то иные средства. И они имеются в Церкви. «Если... рука твоя или нога твоя,— говорит Христос,— соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18, 8—9). Это слово Спасителя можно понимать не только в духовно-индивидуальном смысле, т. е. в отношении христианина к своим страстям, но и в ином, касающемся Церкви, Ее полноты.

Тело Церкви составляется из многих членов, но только соответствующие ее духу могут быть по существу причастны ей. Члены иного духа, вносящие соблазн во все тело, дисгармонию, разделение, иначе — нарушающие мир Тела, должны быть от сечены. Болезненна и тяжела эта операция, но она необходима для сохранения всего организма церковного. И не только исключительно церковного. Исходя из целостности общечеловеческого организма, Церковь сопричастна ему и не может быть само замкнутой, она духовным оком должна следить за всем, что вносит соблазн и раз деление в мир и актом духовно-нравственного порядка отсекать всякое зло от человечества. «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы,— пишет Апостол,— но и обличайте» (Еф. 5, 11). Процесс отсечения постепенен, творящему зло дается время подумать, осознать свое злодеяние. Но если после неоднократного увещевания он не останавливается, «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 9).

Современный мир подвергается опасности со стороны сил зла, желающих разрушить дело Христово, внести хаос в человеческие отношения, вражду в сердца не утвержденных в добродетели, упорно защищающих несправедливость, попирающие свободу народов, чинящих насилие над их волей, желающих разжечь пламя всеистребляющей войны. Отвратить от человечества эту опасность, показать источники зла и их основных носителей, отсечь их нравственным актом обличения от всечеловеческого тела и тем самым спасти человека во имя Божественного завета жизни и мира — таков священный долг и такова высокая ответственность Церкви пред Богом и пред человечеством.

Первый председатель всемирной организации за мир, выдающийся физик и общественный деятель Фредерик Жолио-Кюри призывал: «Наша воля к миру не должна обратиться в бездеятельный пацифизм. Мы укажем на опасность войны тем, кто ее __   еще не видит. Мы дадим средства защиты мира тем, кто вместе с нами желает его защищать. Тем же, кто понимает обстановку, но хочет войны, мы спокойно, но уве ренно скажем: «вам придется считаться с нами...»» [8]. Эти слова в полной мере могут служить и выражением духа богословской позиции христианской Церкви в вопросе войны и мира.

 

6. Но это средство борьбы Церкви со злом немыслимо без других средств, также в свою очередь обуславливающих действенность христианских усилий на миротворческом пути. С одной стороны, таковыми является множество усилий возможно большего числа христиан, ибо с многими Сам Господь (Мф. 18, 20), с другой,— глубокая солидарность этих усилий, их монолитность, их единство. Ибо только множество в единстве и единство в множестве могут дать реальный положительный результат в разрешении столь сложной проблемы, как проблема войны и мир.

Решение этой проблемы Церковью, таким образом, идет всегда двупланово: вне шне, в плане широкой консолидации всех христианских и внехристианских сил сторонников мира, и внутренне, в плане сакраментальном. Особенно активизировалась деятельность Церкви в плане внешнем в последнее время, когда угроза миру стала наиболее устрашающей и реальной.

Христианская Мирная Конференция, Всемирные Христианские Конгрессы, деятельность, посвященная вопросам мира и войны во Всемирном Совете Церквей и в Конференции Европейских Церквей, Христианские Конференции стран Азии и Афри ки, решения Второго Ватиканского Собора и Епископских Конференций Римско-Католической Церкви, многочисленные позитивные постановления различных региональных христианских съездов и собраний — все это лицо общехристианской деятельности нашего времени.

Русская Православная Церковь выступала и выступает всегда в авангарде сторонников мира. Посылая своих представителей, можно сказать, на все международные собрания в защиту мира и проводя активную работу по решению проблем защиты мира во всех межцерковных организациях, членом которых она является, Русская Церковь, кроме того, неоднократно принимала на себя задачу созыва и проведения специальных Конференций в защиту мира с широким международным и межрелигиозным представительством. Таковой была Конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная исключительно вопросу мира, в 1952 году.

Еще более широкой и представительной была подобная же Конференция в июле 1960 года в Загорске, в Троице-Сергиевой Лавре.

На чем основывается вся эта широкая миротворческая деятельность христианской Церкви, проходящая в замечательном единодушии с буддистами и мусульманами, иудаистами и индуистами? — Всё на том же фундаменте воли Божией, повелевшей человеку: «Ищи мира и стремись к нему» (1 Петр. 3, И) и возвещающей: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9); на том же фундаменте веры нашей, исповедующей Христа как Бога мира (1 Фес. 5, 23; Евр, 13, 20).

 

7. Особую силу приобретает миротворческая деятельность Церкви ввиду Ее не только мистического,, но и глубоко сакраментального единства. Это единство при обретается Ею в непостижимом и великом таинстве святой Евхаристии.

Это таинство, являясь, по выражению русского богослова Е. Аквилонова, «summa summarum религиозной жизни» [9], не только и не просто объединяет христиан, но и соединяет их с Самим Господом Иисусом Христом, делает христиан живыми членами Тела Христова, в Котором соприсутствуют Отец и Дух Святый. Это духовно-телесное единство, приобретаемое христианами, является высшей ступенью того единства в творении, которое имеет весь род человеческий (Деян. 17, 26). Отсюда проистекает и особая, исключительная значимость Евхаристии даже в таком, казалось бы на первый взгляд, далеко отстоящем от нее предмете, как миротворческая деятельность Церкви.

Вся деятельность Церкви, результаты этой деятельности неотделимы от жизни Церкви, и сакраментальная сторона ее жизни имеет особое значение. Евхаристия, являясь высшим выражением внутренней церковной жизни, ее завершением и венцом, служит глубочайшей основой христианского единства, которое столь необходимо во всей деятельности Церкви и тем более в таком жизненно важном и необходимом вопросе, как вопрос спасения мира от вражды, нестроений и войн.

 

***

Было бы большим упущением, однако, не сказать об одном из самых сильных стимулов к миротворческой деятельности христиан, как и нехристиан — о голосе Божием в человеке, его совести.

Каждое уклонение от добра, каждое непротивление мировому злу, пассивность перед лицом возможных бед мира — все это фиксируется в душе ее совестью, кото рая с особой, присущей только ей силой заставляет пересмотреть свое отношение к вещам.

  Совесть — один из сильнейших побудителей ко всякой положительной деятель ности. При этом она объединяет людей независимо от их религиозных, национальных и даже политических убеждений, при условии, конечно, что голос ее не заглушается лукавыми соображениями эгоистического разума. Голос совести служит нравственной основой для всех людей, являясь, таким образом, тем синтезом, который объединяет все лучшее в человечестве к неустанной и решительной борьбе с войной, как высшим выражением зла на земле.

Трудно представить себе, что есть люди, желающие войны. Но если и есть таковые,— их немного, и они не непобедимы. Великий гуманист, христианин Эразм Роттердамский писал: «Большая часть народа ненавидит войну и молит о мире. Лишь немногие, чье безбожное счастье проистекает из несчастья общества, желают войны. Решайте сами, можно ли оставаться безразличными к тому, что их низость имеет большую силу, чем воля людей благочестивых...» [10] На этот вопрос Церковь может дать только один ответ: «Нечестивым... нет мира» (Pic. 48, 22). И на эту священную войну с нечестивыми, разжигающими пламень вражды между людьми и народами, Церковь всегда благословляет своих чад. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, всякую брань прекратить и остановить преимущественно может Бог, но помогают также и люди, ревнующие о добре и знающие цену единомыслия.

 

 

[1] Св. Григорий Богослов. Творения, ч. 3. М., 1844, с. 135.

[2] Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий. Слово в неделю 8-ю по Пятидесятнице.См. "ЖМП", 1968, № 9, с. 32

[3] Там же, с. 31—32.

[4] Послание к празднику «дня мира» 1 января 1969 г.

[5] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. II. СПб., 1905, с. 888.

[6] Св. Григорий Богослов. Творения, ч. 1, М., 1843, с. 237

[7] Патриарх Алексий.  Слова, речи, послания. Т. 2. М., 1954, с. 137, 145.

[8] «ЖМП», 1969, № 7, с. 21, 22.

[9] Е. Аквилонов, Церковь... СПб., 1894, с. 86.

[10] «ЖМП», 1969. № 7, с. 20.

Источник: Богословские труды, выпуск 7, 1971.

http://www.btrudy.ru/archive/bt_7.html