Иеромонах Габриэль (Бунге). О богословии, мире и Церкви (из интервью иеромонаха Габриэля (Бунге) журналу "Церковь и время" (4 (45), 2008))
— Возможно ли сегодня для проповеди христианства использовать ориентиры современной культуры, как в свое время великие отцы использовали эллинскую культуру? — Безусловно. Мы живем в этом мире со всеми его проявлениями. Но необходимо, как я уже говорил, различать духов. Ни в коем случае не нужно становиться рабами обстоятельств. Возьмем, к примеру, интернет. Есть люди, которые «подсаживаются» на интернет как на наркотик. Скажу сразу: у меня нет интернета. В стены моей обители такое не войдет. Интернет, равно как и вообще компьютер, это такая вещь, которая крадет время, захватывает. Можно провести весь день, нажимая на кнопки, щелкая по ссылкам. И вы теряете ваше время. У меня есть в моей келье компьютер, маленький ноутбук, исключительно потому, что моя старая пишущая машинка, которой я пользовался многие годы, сломалась. Я понимаю, что это вещь необходимая. Но сам я использую компьютер только как пишущую машинку. Что касается современной культуры, то прекрасный пример ее использования я вижу в музыкальных трудах епископа Илариона (Алфеева). Одну из своих последних статей я написал, прослушав его «Страсти по Матфею». Мне подарили запись, и после прослушивания я не удержался и написал размышления о важности использования современной культуры для проповеди христианства. А поводом для нынешнего приезда в Россию после 30-летнего перерыва мне послужила премьера «Рождественской оратории» владыки Илариона в Большом зале Московской консерватории. — Поделитесь вашими впечатлениями об этом концерте... — Московская публика с восторгом приняла это музыкальное событие. Не все желающие смогли попасть в тот вечер в Большой зал Московской консерватории. Зал был полон. А продолжительные овации стали уже традиционными для концертов епископа Илариона. Название «Рождественская оратория» указывает на то, что сочинение посвящено величайшему празднику Рождества Христова. Но на самом деле границы этого музыкального произведения намного шире, ибо уже сами речитативы солистов погружают нас в библейские и литургические тексты сразу трех праздников, связанных между собой, — Благовещения, Рождества и Сретения. И этот факт показывает, что мотивы, побудившие епископа Илариона написать это произведение, были не только музыкальными, но и глубоко богословскими. Дабы оценить подлинную важность «Рождественской оратории», простирающуюся далеко за пределы просто красивой музыки, необходимо хорошо вслушаться в библейские тексты, читаемые диаконом, и постараться понять литургическую составляющую, которая проходит красной нитью через все песнопения. Всякое человеческое творение имеет свое Sitz im Leben (нем., букв.: «место в жизни», «контекст»), хочет того автор или нет, отдает ли он в том себе отчет или не отдает. И творение человеческое чаще всего бывает побуждено каким-то частным намерением и призвано быть носителем определенного послания. В случае с епископом Иларионом мы можем быть уверенными, что он прекрасно знает о Sitz im Leben своего произведения и о послании, связанном с ним. Первое же утверждение напрашивается само собой: «Рождественская оратория», как и ранее написанные «Страсти по Матфею», призваны стать произведением для евангелизации посредством музыки. «Рождественская оратория» обращена прежде всего к России, а затем и ко всему миру. Россия сегодня — динамично меняющаяся страна. И если менее чем за десятилетие одна общественная модель сменилась другой, оставив навсегда в прошлом советский строй, то не так быстро меняются люди, рожденные и выросшие в советском обществе. Если одни довольно легко приняли новые условия жизни, активно используя сегодня обретенную свободу слова и действий, то другие до сих пор скорбят по «несправедливо» утраченному прошлому. Ныне необъятное поле для евангелизации открывается перед Церковью, которая на протяжении более 70 лет мученичества и запретов была лишена практически всех средств для осуществления этой своей миссии. Каждый призван к соработничеству на ниве возрождения страны и Церкви, используя средства, имеющиеся в его распоряжении. Музыкальные произведения епископа Илариона, содержание которых глубоко духовно и литургично, занимают в деле миссии уникальное место. Любовь к музыке, укорененная в душе русского народа, объединила в одном оркестре и хоре людей разных убеждений: верующих и, быть может, неверующих. В очень мягкой и уважительной манере по отношению к каждому слушателю «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория» не просто возвещают Благую Весть, но несут умиротворение в постсоветское общество. И было бы замечательно, если бы как можно большее число слушателей могли услышать то послание мира, которое возвещают эти музыкальные произведения. Но «Рождественская оратория» обращена не только к России. Мне кажется очень значимым тот факт, что премьера этого музыкального произведения состоялась (из-за разницы календарных стилей) в США, в самом большом католическом соборе страны — Национальной кафедральной базилике Вашингтона. Реакция на ораторию публики, заполнившей до отказа величественную базилику, была восторженная! Но главный сюрприз случился под конец концерта. В финале оратории к российским музыкантам, исполнявшим произведение, добавился Вашингтонский хор американских детей. Все вместе, православные и католики (я уверен, что и присутствовавшие там протестанты), единым голосом пели «Слава в вышних Богу». Это песнопение, общее для христиан Востока и Запада, было своего рода первым дуновением того «мира между Церквами», о котором молятся на мирной ектенье древней литургии амвросианского обряда. В этом смысле «Рождественская оратория» епископа Илариона, посвященная «Князю мира» (Ис. 9:6) есть подлинное послание мира. — Хотелось бы узнать Ваше мнение о месте Христа и христианства в современной Европе, в цивилизации постхристианской... — Я уверен, что Европа переживает некий переломный, весьма трагический период. Еще Ориген говорил, что когда у Церкви нет внешних врагов, она начинает разрушаться изнутри. И с точки зрения даже Церкви видимой, институциональной, в которой мы живем, мы видим, что времена не самые лучшие. Потому что через несколько поколений, даже через несколько лет мы придем к тому, что большинство людей не будет крещено. Не будет священства. Сейчас внешняя церковная жизнь покрывает сетью все страны. Но через несколько лет из-за того, что может не остаться ни крещеных, ни священников, она будет сужена до какой-то внутренней духовной жизни, без внешних проявлений. И люди, гораздо более умные, нежели я, как раз предсказывают, что в будущем верующие люди смогут объединиться лишь вокруг существующих духовных общин. Это могут быть как монашеские общины, у которых будут собираться остатки верных, либо общины какого-то современного толка, типа харизматических общин, которые есть. Потому что это все-таки нечто стабильное, что остается более-менее незыблемым. Какое-то место, какая-то община, которая была вчера и, надеемся, будет завтра. И боль, которая разрывает мое сердце, — это как раз осознание того, что люди просто-напросто не готовы к такому будущему. Они к нему не готовятся. — Перспективы отношений между православной и католической традициями, восточнохристианской и западной. Есть ли они? Будет ли сближение? — Я много думал об этом как раз в те дни, которые провел здесь, в Москве. Быть может, я сейчас скажу то, с чем многие будут не согласны. И, может быть, кто-то даже осудит меня за мои слова. В мои годы я этого не боюсь. Лично я уже давно отказался от употребления термина «экуменизм», потому что оно стало двусмысленным. Я говорю про Запад. Потому что, когда произносят слово «экуменизм», то люди сразу представляют себе какое-то совместное сослужение, молитву с папой или далай-ламой. Это не так. Я больше не говорю об объединении Церквей, потому что у многих за этим термином стоит собственное представление, имеющее мало общего с подлинным смыслом этого слова. У современного католика идея о единстве Церквей формируется на основании тех мыслей, которые у него есть в голове, на основании имеющихся представлений об этом единстве. Он представляет себе единство на основании той церковной модели, в которой живет. Такая как бы вселенская унификация Римско-Католической Церкви, модель которой складывалась на протяжении двух тысячелетий. Но это не имеет никакого отношения к тому опыту христианской жизни, внутреннего церковного единства, которое было на Востоке. На Востоке институционное единство понималось и проживалось совершенно по-другому. Православные Церкви едины между собой, потому что у них одна и та же вера. И они остаются едиными в своем Причастии, в своей вере, в своем общении, несмотря на то, что между ними есть масса различий, обрядовых, культурных или каких-либо еще. И, начиная с VII Вселенского Собора, это единство в вере между православными никогда не подвергалось сомнению, несмотря на внешние различия. Я скажу о другом. Древняя литургия святителя Амвросия Медиоланского начинается с ектеньи, которая эквивалентна «Мирной ектенье» литургии святителя Иоанна Златоуста. Она такой же длины, содержит более двенадцати прошений. И в самом начале ектеньи есть прошение, в котором молятся о мире между Церквами. Конечно, Церковь едина. Мы говорим в Символе веры: «верую во Единую Святую, Соборную... Церковь». Но конкретно единая Церковь выражается как раз в единстве Церквей национальных, различных обрядов. Мы молимся о мире между этими Церквами, мире для создания этого внутреннего единства, выраженного в разности обрядовой и территориальной различных Церквей. Мне кажется, что эта цель более реальная, нежели чем та, которая была раньше. Конечно, Православная и Католическая Церкви сближаются постепенно, двигаясь навстречу друг другу. Это реальность, к счастью. Я как католик говорю, что никогда на Западе отношение западных христиан к православным не было таким хорошим, добрым, открытым, радушным, какое есть сейчас. И если события будут развиваться в этом направлении, можно надеяться, что мы, наконец, достигнем момента более-менее видимого единства — восстановления подлинного мира между нашими Церквами, как это было раньше, не просто какого-то дипломатического, вежливого, а подлинного, настоящего мира. И тогда только мы сможем и должны будем приступить к изучению существующих между нами вопросов, которые необходимо разрешить. Но к их разрешению будет возможно приступать все-таки только тогда, когда отношения станут несколько иными, чем сейчас, несмотря на то, что они улучшаются. Я живу в этой надежде. Каждое утро служа амвросианскую литургию, я молюсь о мире между нашими Церквами. |