Протоиерей Всеволод Чаплин. Дух владыки Никодима и Церковь XXI века E-mail
31.03.2011 13:47

Для меня как человека, который лично не застал Владыку митрополита Никодима, но изучал его деятельность и во многом вдохновлялся ею, несомненно, что он оставил новому поколению архипастырей, пастырей и мирян нашей Церкви целый ряд уроков, очень важных для созидания церковной жизни в XXI веке.

 

В первую очередь - это умение бесстрашно, честно, в любых условиях творить дело Божие, отстаивая право христиан жить и действовать по своей вере. Вступая в нелегкий диалог с чиновниками советской эпохи и в то же время умело привлекая для защиты прав и интересов верующих влияние средств массовой информации и мирового общественного мнения, Владыка Никодим ясно показал: в диалоге с властью Церковь никогда не должна быть одинокой. Она всегда должна взывать к воле народа и всегда должна быть сильна правдой и честностью, оценить которую могут даже скептически настроенные журналисты и общественные деятели разных стран. Недоброжелатели из числа сильных мира сего у Церкви всегда найдутся. Вчера это были чиновники-атеисты, сегодня это "новые безбожники" в среде интеллигенции, экономических и информационных элит, националистических кругов некоторых стран и все тех же чиновников. Мы никогда не сможем достойно вести диалог с этими людьми и никогда не отстоим нашей правоты, если не будем обращаться к народной поддержке, если не будем объяснять то, что делаем, через отечественные и зарубежные СМИ. Наша Церковь не желает быть государственной и не должна таковой быть. Но стать Церковью народа, его совестью, его духовным вождем - значит воистину исполнить нашу миссию, перед которой отступят все мироправители тьмы века сего (Еф. 6, 12). И на нашем пути к победе будем вдохновляться словами митрополита Никодима: "Искренне религиозный человек <...> относится к мировой действительности как к сложному процессу великой непрекращающейся борьбы между силами добра и зла, борьбы, в которой необходимо участвует и он сам, поскольку в сердце его звучит призыв Божий, призыв отвергнуть зло и стать решительным поборником Божественных начал справедливости и добра". (Цит. по: Человек Церкви. М, 1998. С. 89).

Второй урок Владыки Никодима - это стремление к диалогу, соединенное с верностью православной Истине. Сегодня стало очень популярным объяснять необходимость диалога с людьми других вер и убеждений прагматическими нуждами. Мы убеждаем друг друга: диалог нужен для того, чтобы отвечать на общие вызовы современности, гармонично устроять общественную жизнь, гасить конфликты, решать бытовые проблемы религиозных общин и отдельных граждан. Все это действительно необходимо, особенно в обществе, где люди разных религий и разных взглядов соседствуют друг с другом (а другого общества у нас просто нет и не будет, как бы этого ни хотелось тем, кто зовет людей в пещеры).

Но главная мотивация диалога для христианина должна быть совершенно иной, и именно ее имел Владыка Никодим. "Собрати расточенная", привести людей к всеединству (выделение - ред.), о котором мечтали русские религиозные философы, поделиться с ближними и дальними тем несравненным чувством соборного единомыслия, которое переживают православные христиане за Божественной литургией - вот какая цель должна двигать нами, когда мы выходим из церковной ограды для общения с людьми, пока не разделяющими нашей веры. "Мы стремимся, - писал святитель, - к единству и миру, к миру внутреннему - в сердцах человеческих, и к миру внешнему - между всеми людьми и народами. Мы стремимся к единству, но не к единству внешнему, человеческому, механическому, мы стремимся к единству глубокому, к единству духа в союзе мира, какой дает нам Господь Иисус Христос, Который над всеми и через всех и во всех". (Цит. по: Человек Церкви. М, 1998. С. 80.)

И такая апостольская открытость является лучшим средством православного свидетельства. Свидетельства о единственной Христовой Истине, которой в своих контактах с инославными и иноверными людьми оставался привержен митрополит Никодим. Сегодня мы с печалью вспоминаем о том, как быстро кончились времена энтузиазма в межхристианском диалоге, свидетелем и тружеником которых был почивший святитель. В 60-е годы многие верили, и не без оснований, что единство людей, именующих себя последователями Христовыми, достижимо в краткие сроки. Не будем забывать и о том, что многие тогдашние западные христиане были готовы вернуться к вере Древней неразделенной Церкви, хранимой Святым Православием.

И именно к этому призывал Владыка Никодим, говоря: "Вполне естественным и единственно возможным путем к воссоединению христиан различных исповеданий в единстве веры является возвращение к догматическому учению древней неразделенной Церкви эпохи Семи Вселенских Соборов". (Цит. по: Человек Церкви. М, 1998. С. 99.) Как мы знаем, уже вскоре в западном мире победил другой дух - дух обмирщения, приспособленчества, закоснелой приверженности "институциональным" и псевдомистическим заблуждениям, принятым в XVIII-XX веках. Но я всем сердцем верю, что, если мы будем идти путем Владыки Никодима - путем не холодной "дипломатии", не заботы о земных интересах "религиозных организаций" и их лидеров, а путем искреннего свидетельства об Истине, путем собирания разрозненных людей в единое стадо Христово - нас услышат многие из тех, кто сегодня "духовной жаждою томим" в пустынях безбожия и приспособленного к нему "постхристианства".

Наконец, еще один урок святителя - это созданная им школа пастырства, которая обнимала и маститых архиереев, и юных воспитанников духовных учебных заведений. И их церковный путь, во многом определенный Владыкой Никодимом, подтверждает его мудрость и правильность созданной им воспитательной системы, собранной вокруг яркой личности, которая в то же время не заслоняла собой Христа и не ставила все в зависимость от постоянной связи с основателем школы. Сегодня в нашей Церкви подобных школ практически нет. Некоторые попытки их создать заканчивались разобщением учеников после кончины учителя или отхода его от активной деятельности. Нормой же, к сожалению, остаются разделенность, неприемлемый в Церкви индивидуализм или культ личности, который на деле не объединяет, а разделяет людей. Будем надеяться, что в нашей Церкви появятся люди, способные создать новые школы пастырства и церковного служения, и что этим людям не буду завидовать и мешать, как завидовали и мешали Владыке Никодиму.

Церковная жизнь в XXI веке, как и в любое другое время, требует горения и трезвомыслия, требует мудрости и энергии. "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10, 16) - наставляет нас Господь Иисус. И сейчас, в период возрождения, нам нужно обращать особое внимание на подвиг архипастырей и пастырей периода гонений - периода, в которой Церковь, будучи внешне униженной, явила Господу и людям необычайную широту и высоту духа. И одним из маяков в наших трудах, прилагаемых посреди бушующего житейского моря, пусть послужит наследие и сам дух митрополита Никодима, о котором мы можем сказать словами Спасителя: "Он был светильник, горящий и светящий" (Ин. 5, 35).

 

Интерфакс-Религия, 2008 год

http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=109