Трактат Гумберта о филиокве. E-mail
22.02.2012 11:02
Перевод по публикации Михеля в кн.: Michel-1924 (Humbert und Kerullarius), Bd.1, S.97-111


Часть 1

[97] Начало доказательств об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, написанных рукой Гумберта, Божией милостью кардинала епископа святой Римской церкви, Петра, архиепископа Амальфийского, и Фредерика диакона и канцлера, против Михаила, Константинопольского патриарха, заблуждающегося о Святом Духе, во времена правления папы Льва и Константина Мономаха, в императорском городе, в лето Господне 1054. Гумберт.

Желая разрешить долг обещания, [данный] власти твоего величества, прошу больше времени, да не разгневаешься, но лучше призовешь со мной Духа, [вопрос] о котором мы будем обсуждать, самом источнике и подателе помощи против его противников, которые, удалившись от Его благодати, говорят, что Он исходит не от Сына, но только от Отца. Впрочем, кто я таков, чтобы осмелиться рассуждать о столь невыразимой сущности и повествовать о Том, кто «содержит всяческая»? Но по внушению от Него, что Он положил знать, не надлежит о том умалчивать. Не свои [98] тебе буду я приводить о том примеры, но святых учителей. Хотя они и приводят обо всех и обо всем свидетельства Ветхого и Нового Заветов,in hac angusta latinitatis habitantes marginula, latini non habeant.*
«Итак, в той высшей Троице, которой является Бог, -- о непобедимый император, -- нет никаких промежутков времени, как говорит блаженный Августин, с помощью которых можно было бы указать или как-либо исследовать, сначала ли от Отца рождается Сын, а затем от обоих исходит Святой Дух, [или нет], поскольку священное писание говорит, что Дух [исходит] от них обоих. Это то самое, о чем говорит апостол: Так как вы сыны Божии, послал Бог Духа Сына своего в сердца наша (Гал. 4, 6). И сам он, о ком также говорит Сын: Не вы [будете] говорящими, но дух Отца вашего, который говорит в вас (Мф.10, 20). Этими и многими другими божественно изреченными свидетельствами доказывается, что Дух, который подлинно называется в Троице Святым Духом, [исходит] от Отца и Сына. О котором также и сам Сын говорит: Кого пошлю вам от Отца (Ин. 15, 26). И в другом месте: Кого пошлет Отец во имя Мое (Ин. 14, 26). Итак, [Дух] исходит от обоих, так учит [Писание]». Итак, Христос в евангелии говорит, что Дух, который от Отца исходит и от Моего приимет и возвестит вам (Ин.15, 26 и 16, 14-15). А что же от Него [следует] принять, если не то, что от Него [99] исходит, [так же, как] и от Отца? Говорит: который от Отца исходит, и когда воскрес из мертвых и явился своим ученикам, дунул и сказал: Приимите Духа Святого (Ин. 20, 22), так что указывает, что Он исходит не только от Отца, но также и от Него. И [указывает на это] сама сила, которая от Него исходила (как читаем в евангелии) и исцеляла всех (Лк. 6, 19). Что истинно все кафолические авторы полагали, держали и передали нам – это то, что истинно от Отца и Сына исходит Святой Дух, и что Дух есть [Дух] Отца и Сына, как написано: Кто любит мир, в нем нет Духа Отца (1 Ин. 2, 15). И также: Если кто Духа Христова не имеет, тот не Его (Рим. 8,9). При именовании Сына понимается [здесь] Отец.
Это древняя ересь, о вечно непобедимый Август, о которой уже вышеупомянутый учитель Августин сказал, что ее держатся македониане, от некоего Македония ересиарха, который по-гречески именуется Пневматомахом. Ведь и Людовик, римский император, который некогда, поразив, изгнал смятенных агарян из границ Апулеи (как читаем в римских анналах), в своем послании, которое направил относительно неких дел своей империи Льву, константинопольскому императору, осуждает презренных греков (Graeculos, «гречишек») в том, что, уклонившись от правой веры, они отсекают исхождение Святого Духа от Сына. Святой же и высший Афанасий никоим образом не принимался римлянами [в общение], пока не признал в своем исповедании исхождение Святого Духа от Сына. И Епифаний Дорийский, которому часто подражает упомянутый чудный учитель Августин, в своем трактате против еретиков таковых без сомнения осуждает и называет пневматомахами, то есть борцами против Святого Духа. Также и патриарх греков, блаженный Кирилл, который участвовал в Никейском соборе и был одним из отцов, которые составили святой символ, который греки римлянам [теперь] имеют обыкновение противопоставлять, подтверждал, что никак не расходится с римской верой, говоря: «Исповедаю Отца живым корнем, Сына – неувядаемой ветвью, [100] а Духа Святого – бессмертным плодом». И удивительно, святейший император, насколько открыто этот верный отец и греческий патриарх изобличает всех неверных презренных греков и указывает им на заблуждения в правой вере. Ибо плод какого дерева, если отсечь ветвь, от которой он должен произрастать, сможет тогда происходить [напрямую] лишь от корня? Конечно, никакое, как я полагаю и истинно говорю, но плод происходит и от корня, и от ветви. И все верные христиане [подобно этому] веруют, что Святой и непорочный Дух исходит от Отца и Сына. Но шумят еще мятежные, неверные и презренные греки и противопоставляют матери церквей, римской церкви, символ, который у самих римлян начертан за алтарем блаженного апостола Павла греческими и латинскими буквами на медной таблице. Но это был, конечно, один из тех мастеров, который, поскольку (nisi) не веровал сильнее и истинно, никогда бы не написал столь открыто в тех надписях об исхождении Святого Духа от Отца и Сына.**
Но если бы неверные исследовали, почему на их великом и святом (Никейском) соборе не было написано то, что ныне возвещает римская церковь, а именно об исхождении [Духа] и от Сына? – конечно, не ради того их святые отцы опустили [филиокве], чтобы таким образом они бы веровали правильнее и совершеннее, но поскольку полагали, что он станет ясным и очевидным всем верующим: ведь насколько они могли кратко [101] и сжато, пожелали написать этот символ, чтобы не только клирики, но и миряне могли бы его понять и распространять (discere et proferre). И исследовали бы также, почему римская мать-церковь его добавила: чтобы тем самым не учинить никакого греха. Итак, римляне проведали истину, но если греки восприняли от истины соблазн, то в чем вина римлян? О, если бы несчастные раскаялись, раскаялись и познали свой грех! Слишком тяжел грех, которым они прегрешают. Ибо если бы они прегрешали против Отца, то отпустилось бы им, и если против Сына, то так же; но поскольку они грешат против Духа Святого, то не отпустится им ни в сем веке, если вскоре не покаются, ни в будущем (Мф. 12, 31-32). И да веруют они с римлянами, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, чтобы с Ними самими смогли бы иметь жизнь вечную. И несомненно, что все кафолики греки так полагали и совершенно веровали, ибо искуснейший в слове их учитель Златоуст среди своих речей (carmina) говорит: «ἐξέρχεται δὲ παρὰ τοῦ πατρὸς καὶ υἱοῦ τὸ πνεῦμα τὸ ἅγιον», что в латинском переводе читается как: «Исходит же от (παρὰ) Отца и Сына Дух Святой». Воистину более открыто он никак не мог бы это сказать.
Также и Исидор в книгах о Святой Троице говорит об исхождении Святого Духа от Отца и Сына: [ведь] в своем третьем Лице имеется личная особенность (proprietatem suam esse in tertia sua persona). Ведь, как свойством (proprium) Отца является нерожденность и Сына – рождение, так и Духа Святого – исхождение от обоих. Также исповедание веры Амвросия, Иеронима, того же Августина и Григория учит [нас] быть в этом согласными, а они не могут быть сочтены дурными. И я слышал, как мудрейший и преславный папа Лев на соборе в Бари ко всем присутствовавшим привел такой пример об исхождении Святого Духа от Отца и Сына: он сказал, что Отец – это живой источник, Сын – неубывающий поток, а Дух Святой – неиссыхающее озеро; озеро, которое происходит не только от источника, но от источника и потока, и наполняет землю. Также из озера исходят двенадцать источников и четыре [102] больших реки, то есть проповедь двенадцати апостолов и четыре великих тома святых евангелистов. И все, что ни проповедали они всему миру, учение [это] исходит от Святого Духа. И так же, как в представленном примере, благой император, хотя бы и будет иное наименование источника, иное -- потока, и иное -- озера, однако одна и та же вода в источнике, потоке и озере, так и в высшей и святой Троице -- хотя одно лицо Отца, иное Сына и иное -- Духа Святого, однако одно божество, равная слава и совечное величие.

--------------------------------
* С переводом фрагмента затрудняюсь. Tametsi illos de omnibus et omnia scribentes instrumenta veteris novique testamenti, in hac angusta latinitatis habitantes marginula, latini non habeant.
** Из-за nisi в переводе фразы не уверен. Iste certe unus ex illis factoribus fuit, qui utique, nisi firmiter et veraciter crederet, sancti Spiritus a Patre et Filio processionem nunquam in suis eam libris tam manifestam ascriberet.


Часть 2 

Данная часть трактата представляет собой два фрагмента Августина, «О Троице» (из книг 15 и 4), цитируемых Гумбертом в основном сплошь буквально, почти без изменений текста Августина самим Гумбертом. Михель обозначает кавычками текст Августина, но в действительности данный текст не всегда совпадает с текстом PL (т.е. Михель, видимо, цитирует по какому-то другому изданию). Собственно моего перевода здесь мало, т.к. я в основном просто следовал русскому переводу Августина Тащианом-2004 (краснодарское издание, есть в сети).
---------------

[Августин О Троице, 15, 26, 47ff]
«Вот почему тот, кто может понять рождение Сына от Отца вне времени, пусть также вне времени поймет и исхождение Духа Святого от обоих. И пусть тот, кто может познать в том, что говорит Сын: Как Отец имеет жизнь в Себе, так Он дал и Сыну иметь жизнь в Себе (Ин. 5, 26), не то, что Отец дал жизнь Сыну, как уже существующему без жизни, но то, что Он родил его вне времени, так, чтоб жизнь, которую Отец дал, рождая, [Сыну,] совечна жизни Отца, который [ее] дал – таким образом, поймет, что: Как Отец имеет в себе то, чтобы из Него происходил Дух Святой, так и Сыну дал то, чтобы и из Него исходил тот же Дух Святой, от обоих вне времени; и что [когда говорится, что] Святой Дух исходит от Отца, при этом должно пониматься, что Он исходит также и от Сына: от Отца и совместно (simul) от Сына».
И так же, как кто-нибудь может понять, что Сын вне времени имеет рождение от Отца, таким же образом пусть поймет, что Сын от Отца имеет вне времени и то, чтобы изводить из Себя Святой Дух.
«Если же [103] все, что имеет Сын, Он имеет от Отца (Ин.16, 15), то от Отца Он имеет также то, что от Него исходит Святой Дух. И при этом не мыслится никакого времени, которое имеет [нечто] первое и последующее, поскольку такового здесь совершенно не существует».
Следовательно, Сын имеет от Отца вне времени то, что от Него исходит Святой Дух, как Он исходит и от Самого Отца. И как свойственно (proprium) Сыну быть рожденным от Отца, так и свойственно Духу Святому исходить от обоих.
Ибо «как Сыну рождение от Отца предоставляет сущность (essentiam) без начала времени, без какого-либо изменения природы, так же и Духу Святому исхождение от обоих предоставляет бытие без какого-либо начала времени, без какого-либо изменения природы. Поэтому, хотя мы и не назовем Духа Святого рожденным, мы не осмелимся назвать [Его] и нерожденным, да не заподозрит кто-нибудь в этом именовании двух отцов или двух сынов в святой Троице, один из которых не от другого (qui non sunt de alio). Ведь Отец один не от [кого-то] другого (non est de alio). Поэтому лишь Он один называется нерожденным, хотя и не в Писаниях, а в словоупотреблении рассуждающих и высказывающих о таком предмете суждение, какое они желают. Сын же рожден от Отца, и Дух Святой преимущественно (principaliter) от Отца, являющегося [его] причиной (dante) и без какого-либо промежутка времени (Spiritus sanctus de Patre, principaliter et ipso sine ullo intervallo temporis dante), совместно исходит от обоих; не рожденный от обоих, но исходящий от обоих. Ибо если бы [Дух] назывался рожденным от обоих, то Он назывался бы Сыном обоих, что, конечно, отвратительно всякому здравому смыслу [104], если поверить, что Он рожден от обоих. Итак, Дух обоих не рожден Он от обоих, но от обоих исходит.
Но поскольку в этой совечной, равной, бестелесной, невыразимо неизменной и нераздельной Троице затруднительно [строго] отличить рождение от исхождения, то пусть будет достаточно тем, кто не может быть более развит (qui amplius extendi non valent)», быть согласным и веровать так, как открыто [нам] в писании кафолической веры, а именно: «Отец никем не произведен, не сотворен и не рожден, Сын – лишь от Отца, не произведен и не сотворен, но рожден, Дух же Святой – от Отца и Сына не произведен и не сотворен, но исходящ». Впрочем, «если Дух Святой исходит от Отца и Сына, что действительно так, то почему тогда Сын говорит: От Отца исходит (Ин.15, 26)? Почему, думаешь ты, как не потому, что Он обычно относит к тому, что Его, также и [Того], от Кого Он Сам? (quemadmodum solet ad eum referre, quod ipsius est, de quo et ipse est?) Поэтому Он также и говорит: Мое учение не Мое, но Пославшего Меня (Ин. 7, 16). Итак, если здесь под тем учением, которое Он назвал не Своим, но Отца, понимается Его учение, то тем более следует понимать, что Святой Дух исходит и от Него там, где Он говорит: «от Отца [исходит]», чтобы не сказать: «От Меня не исходит». И от [105] Кого Сын имеет бытие Богом, то, конечно же, от Него Он имеет и то, что от Него исходит Дух Святой: Также по этой причине (per hoc) Дух Святой имеет от самого Отца то, что Он исходит и от Сына так же, как Он исходит от Отца». И обрати внимание, благой император, что Он, когда говорят и веруют, что Он исходит от Отца и Сына и истинно исходит от обоих, никоим образом не называется сыном Отца, как и Христом. «Ведь если бы Он назывался сыном, то назывался бы сыном, конечно же, обоих, что является совершенно нелепым, ибо никто не есть сын двух, кроме отца и матери. Но да будет чуждо сердцам верных, чтобы мы предполагали нечто такое между Богом Отцом и Богом Сыном, ведь и человеческий сын не исходит одновременно и от отца, и от матери. Но когда он исходит в мать от отца, от не исходит от матери. А когда исходит в этот свет от матери, он не происходит от отца. Дух же Святой не от Отца исходит в Сына, и от Сына происходит к освящению творения, но сразу исходит от обоих, хотя Отец дал Сыну то, чтобы таким же образом Он исходил от Сына, каким и от Него Самого. Ведь не можем же мы сказать, что Святой Дух не есть жизнь, тогда как и Отец есть жизнь, и Сын есть жизнь. А потому, поскольку Отец, имея жизнь в Самом Себе, дал также и Сыну иметь жизнь в Себе, то Он дал Ему и то, чтобы жизнь исходила от Сына, как она исходит от Него Самого».

[Августин О Троице, 4, 20, 28ff]
Блаженный Августин говорит, что «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор., 1, 23) так, чтобы Слово стало плотью и обитало с нами (Ин. 1, 5). Когда же сообразно времени Он, выступая, воспринимается умом каждого, Он, конечно же, называется посланным, но не в этот мир, ибо Он не является чувственным образом, то есть не наличен для телесных чувств. Ведь и [106] сотворенные (perfecti), в соответствии с тем, как они постигают умом что-нибудь вечное, насколько им возможно, не суть в этом мире. И также духи всех праведных мира, даже пока живущих в этой плоти, насколько они поглощены (sapiunt) божественным, не суть в этом мире. Но Отец, когда сообразно времени познается кем-нибудь, не называется посланным, ибо у Него нет никого, от кого Ему быть или из кого исходить. Ведь Премудрость говорит: Я изошла из уст Всевышнего (Еккл. 24, 5), и о Духе Святом сказано: От Отца исходит (Ин. 15, 24), Отец же – ни от кого. Следовательно, Отец не рожден, Сын рожден, но как Тот, кто родил и Тот, кто рожден, суть одно, так и Тот, кто послал и Тот, кто послан [суть одно] (Ин. 10, 30). И как Отец и Сын суть одно, так и Дух Святой с ними есть одно, так как эти Трое суть одно (1 Ин. 5, 8)».
И тот же учитель Августин говорит, что «как для Сына быть рожденным означает быть от Отца, так и для Сына быть посланным означает быть познаваемым, что Он от Отца. И как для Святого Духа быть даром Божиим означает исходить от Отца, так для него быть посланным означает быть познаваемым, что Он исходит от Отца. И мы не можем сказать, что Дух Святой не исходит от Сына, ведь не напрасно тот же Дух называется Духом и Отца, и Сына. И не может быть, чтобы Он желал сообщить что-то другое, когда, дунув на учеников, сказал: Приимите Духа Святого (Ин. 20, 22). Ведь это телесное дыхание, ощущаемое как телесное прикосновение [и исходящее] от тела, не было сущностью Святого Духа, но [было] обозначением соответствующим знаком того, что Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына. [107] Но какой безумец сказал бы, что Святой Дух был одним, когда [Христос,] дунув, дал Его [апостолам], и другим, когда Он послал Его после Своего вознесения? Ибо Дух един, Дух Божий, Дух Отца и Сына, и Святой Дух, производящий всяческая во всех (1 Кор., 12, 6). А то, что Он был дан дважды, было указанием определенного знака (dispensatio certae significationis fuit). Ибо дарованием Его изливается любовь в сердца наши (Рим. 5. 5), так как мы возлюбили [Бога] и ближнего, согласно двум Его заповедям, в которых весь закон и пророки висят (Мф. 22, 37-40). И обозначая это, Господь Иисус дважды дал Духа Святого: первый раз на земле, по причине любви к ближнему, и второй раз с неба, по причине любви к Богу. Следовательно, то, что говорит Господь: Кого пошлю вам от Отца– указывает, что Дух – [Дух] и Отца, и Сына. Ибо когда Он также сказал: Кого пошлет Отец, и добавил: во Имя Мое (Ин. 15, 26), и не сказал при этом: «Кого пошлет Отец от Меня», таким же образом, как Он сказал: Кого пошлю вам от Отца -- разумеется, чтобы показать, что Отец есть начало всей Божественности или, лучше сказать, Божества. Следовательно, Тот, Кто исходит от Отца и Сына, возвращается к Тому, от Кого рожден Сын. Что же касается слов евангелиста: Еще не было на них Духа, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 39), то как же их понимать, если не так, что тому дарованию или ниспосланию Духа Святого после прославления Христа предстояло быть такими, какими они до сих пор никогда не были? Не [в том дело, что] до сих пор их не было [вообще], но что не было таких. А если бы до сих пор Дух Святой [108] не давался [вообще], то чем бы исполнялись пророки, когда они вещали? Ведь Писание открыто говорит и во многих местах показывает, что они говорили Духом Святым. Когда и об Иоанне Крестителе сказано: Духа Святого исполнится от чрева матери своей (Лк. 1, 15), и когда Духа Святого исполненным стал Захария, отец его, что таковое о нем говорится, и когда также о Елисавете, матери его, говорится: исполнилась Духа Святого, так что пророчествовала о Господе, Которого тогда Дева Мария носила во чреве. И о Симеоне и Анне говорится, что они исполнились Духа Святого так, что признали величие Младенца Христа (Лк. 2, 25-38). Таким образом, почему же тогда не было на них Духа, потому что Иисус еще не был прославлен, как не потому, что это даяние или дар или послание Духа Святого будет иметь некое [особое] свойство при Его пришествии, какого до сих пор еще не было? Ибо нигде [до сих пор в Писании] не читаем, чтобы люди говорили на языках, которых не знали, при схождении на них Духа Святого. Произошло же так, потому что надлежало обозначить Его пришествие чувственными знаками, так что всему миру и всем народам, говорящим на разных языках, предстояло уверовать во Христа через дар Святого Духа, чтобы исполнилось то, о чем поется в псалме: Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласы их. Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 4-5). Итак, человек был связан и некоторым образом смешан со Словом Божием к единству личности (ad unitatem personae), когда пришла полнота времени и Сын Божий был послан в этот мир и рожден (factus) из Жены, чтобы стать Сыном Человеческим ради сынов человеческих». Но довольно об этом.


Часть 3

[фрагменты из Алкуина, О вере Святой Троицы. Ссылки на PL по т.101]

[109] Теперь я обращу внимание к книгам Алкуина, которые он написал в истинном исповедании святой и нераздельной Троицы, чтобы я смог сообщить что-нибудь о Ее величии из его точно написанных ученых свидетельств. И он указывает в 7-м капитуле своей первой книги, «что Дух Святой – общий Дух Отца и Сына. Ведь Дар Божий, то есть Дух Святой, который равно исходит от Отца и Сына, есть некое невыразимое общение Отца и Сына. И, возможно, Он так называется потому, что это наименование может соединить Отца и Сына (Patri et Filio potest eadem appellatio convenire)». (PL 101, 0016D). И прочее, чего я не пишу ради краткости. В 13-м же капитуле так говорит, «что во святой Троице у каждого Лица есть [личные] свойства; итак, каждое Лицо святой Троицы обладает каким-то [личным] свойством, и [при] нераздельном равенстве открывает в Себе какую-либо особенность. Лишь Отец является отцом, Сын – сыном, и Дух Святой – духом святым. И лишь Отец имеет то свойство из всех Лиц, что Он не от кого-то другого, и поэтому лишь Он является Лицом в отцовстве (in paternitatis persona), [но] не единственным [Лицом] в сущности Божества. Единородный Сын Божий имеет то, что Он только из Одного. Единожды рожденный единосущен и совечен Отцу. И в этом заключается [личное] свойство Его Лица. [110] Дух же Святой имеет то [личное] свойство, что равно исходит от Отца и Сына и является Духом обоих и одной и той же вечной сущности с Отцом и Сыном» (0019D-0020A). И прочее. И в 16-м капитуле: «о том, что установлено между нерожденным и рожденным, и что лишь Сын рожден, а Дух Святой ни нерожден, ни рожден, но о Нем допустимо лишь говорить, что Он только исходит от Отца и Сына» (0021D). И в 18-м: «о единстве Святого Духа с Отцом и Сыном» (0035D) так он пишет: «как Отец, который рождает, и Сын, который рожден, едины, так и Тот, Кто посылает и Тот, Кто послан, тоже едины. Дух же Святой, как Отец и Сын – полный и совершенный Бог, а точнее, один Бог с Отцом и Сыном и одна сущность, как уже выше было сказано. Так как сам Дух Святой – тот, Кто в Писании называется Духом Божиим, или Духом Христа, или Духом Отца, или Духом Утешителем, [111] или Духом Истины, а также Духом жизни. Тот, Кто от Отца и Сына равно исходит и с Отцом и Сыном равно почитается, так как Он равно Бог, Дух весь Отца и весь Сына, и так как один Дух природно и Отца, и Сына. Поэтому Он исходит весь от Отца и весь от Сына, весь пребывает (manet) в Отце и весь в Сыне, поскольку так пребывает, как исходит, и так исходит, как пребывает. Откуда Он и имеет с Отцом и Сыном природно единство полноты и полноту единства, чтобы Ему иметь всего Отца и всего Сына, и чтобы самому всему иметься во Отце и всему в Сыне. Ведь конечно, Тот, Кто равно подается от Отца и Сына, подается и от Себя самого, как Сын о Нем говорит в евангелии: «Дух дышит, где хочет» (Ин.3, 8).

Без Его вдохновения совершенно никакой человеческий ум не сможет приступить к познанию Отца или Сына. Поэтому молюсь: подаждь, о святой Просветитель, высший Утешитель, Огнь животворящий, Дух питающий, чтобы через Тебя я смог бы совершенно познать Отца и Сына, а с ними и Тебя Духа, им единосущного, совечного и соравного, а также во всякое время познавая верую и верою познаю [Тебя] от Обоих равно исходящего.
Такие примеры из святых отцов об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, исследуя, написал я тебе, высочайший владыка, к [той] истине, о которой ты просишь, чтобы тебе постоянно стремиться к такому изучению неповрежденной веры до тех пор, пока не только ты сможешь коснуться к познанию столь великого предмета, ведомый к нему Святым Духом, но также и приведешь вместе с собой на этот путь спасения весь народ, вверенный тебе Божьей волей.


Источник:

http://redechnik.livejournal.com/27508.html

http://redechnik.livejournal.com/27906.html

http://redechnik.livejournal.com/28609.html