Епископ Триадицкий Фотий. Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. E-mail
12.03.2012 00:27

В Символе веры Христова Церковь названа АПОСТОЛЬСКОЙ. Апостоличность – это соборная богочеловеческая святыня Церкви. Апостоличность исполняет жизнь Церкви, проникает всецело ее небесно-земное бытие. В богочеловеческом теле Церкви и ее единство апостольское, и святость апостольская, и соборность апостольская. Впрочем, все четыре свойства Церкви единосущи друг другу: любое есть во всех, и все — в любом.

        Апостоличность Церкви ведет свое начало от Самого Господа Иисуса Христа, Который есть «Посланник и Первосвященник нашего вероисповедания» (Евр. 3:1) Следовательно, Спаситель есть Апостол (=Посланник) Бога Отца, Апостол Пресвятой Троицы, будучи Сам по Своей Божественной природе Единым с Нею. Богочеловек Христос есть Апостол и Первосвященник, Который Священнодействует и совершает непостижимое и предивное таинство нашего спасения. Он Сам первоверховный Апостол и вводит в апостольское достоинство Своих двенадцать учеников и всех последующих апостолов, Он Сам вечный Архиерей (=Первосвященник) и вводит в архиерейское достоинство всех последующих архиереев Своей Церкви. Через Свою благодать Господь Иисус Христос Сам исполняет и вдохновляет Своих апостолов. Он Первоапостол, Который апостольствует через них и их делает апостолами «небесного звания»(Евр. 3:1). По Своему неизмеримому человеколюбию Господь как бы отождествляет Себя с ними и потому говорит им: « Кто вас принимает, Меня принимает...» (Мат. 10:40).

        Богочеловек Христос, Спаситель Христос – средоточие и источник апостольства: и апостольской жизни, и апостольского свидетельства, и апостольского учения. От своего божественного Учителя святые апостолы получили благодатную и всепобеждающую силу апостольского служения. Именно поэтому апостолы – фундамент Церкви, имеющий «краеугольным камнем Самого Иисуса Христа» (Ефес. 2:20), на котором она зиждется и возрастает. Эти двенадцать основ Церкви Господь открывает в видении Своему любимому ученику и тайновидцу: «...И увидел я святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, ... Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:10,14).

        Апостольская только та церковь, которая имеет полноту апостольского наследства и прежде всего апостольскую иерархию, полностью верную апостольскому Преданию. Апостольство святых апостолов – это апостольство в Господе (1 Кор. 9:2). Господь Иисус Христос, Который «Тот же вчера и сегодня и во веки» (Евр. 13:8), совершает свое домостроительство в святых апостолах и через святых апостолов. Так что все, что они имеют – от Него. Отсюда жизнь в Церкви, прежде всего в том, чтобы находиться в постоянном учении апостолов (Деян. 2:42), которые призваны «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал. 1:1). Ко всем святым апостолам относится истина, которую св. апостол Павел возвестил язычникам: Духом Святым тайна Христова открыта святым Апостолам, а через них — всем их наследникам и последователям (срв. Ефес. 3,5-10).

        Наследники апостолов – святые отцы Церкви. Апостольство – душа их души, жизнь их жизни, благовестие их благовестия. Святые отцы непрестанно апостольствуют и как благодатные христоликие личности, и как епископы поместных Церквей, и как члены Вселенских и Поместных соборов. Они же – хранители апостольского Предания. Все они, как и святые апостолы, свидетели воплощенной ипостасной Истины – Богочеловека Христа. Именно ее они неустанно исповедуют и проповедуют, потому и Церковь воспевает их как «всезлатые уста Слова» (1).

Святоотеческое богословие есть продолжение апостольской проповеди, оно продолжает быть апостольским посланием и свидетельством. Богословие отцов, даже подкрепленное доводами и обретшее стройную логическую целостность, продолжает оставаться по сути той же самой проповедью, возвещенной Христовыми апостолами раз и навсегда. Вот почему Христова Церковь одинаково связана как с апостольской проповедью, так и с учением святых отцов. И то, и другое образуют нерасчленимое единство. Церковь — апостольская, но она же и святоотеческая. Только в силу того, что она святоотеческая, она постоянно апостольская. Потому что отцы продолжают апостольское свидетельство, продолжают свидетельствовать апостоличность Предания. «Мы опираемся на апостольское учение, а также и на учение наших святых отцов, потому как они, в согласии с апостолами, говорили одно и то же», — пишет св.Феодор Студит.(2)

        Предание святых апостолов сохраняется в Церкви через апостольскую преемственность епископов. Епископы – преемники и наследники апостолов. «Истинное познание, — свидетельствует св. Ириней Лионский – это учение апостолов и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак тела Христова, выражающийся в преемственности епископов, которым апостолы передали Церковь, которая повсюду».(3) Так, именно благодаря апостольской преемственности епископов до нас дошли церковное Предание и проповедь истины.

        По своему прямому предназначению, полноте власти и особой благодатной силе служение Христовых апостолов как «очевидцев и служителей слова» (Лука 1:2) уникально и неповторимо. Но апостольская проповедь, как хранимый в Церкви «возрастающий залог» (св. Ириней Лионский), продолжает цвести и приносить плоды. Вместе со святыми отцами и их апостольским богословским свидетельством в истории Церкви известны святые люди, проявившие себя, с помощью Божией Благодати, особенной ревностью в распространении Христова благовестия. Их св. Церковь прославляет как равноапостольных. Так например, к лику равноапостольных причисляются св. Первомученица Фекла (I в.), св. Нина, просветительница Грузии († 335 г.), Св. Царь Константин († 337 г.), и матерь его царица Елена († 327 г.), наши родные просветители и первоучители свв. Кирилл и Мефодий, креститель нашего народа князь Борис-Михаил, блаженной кончине которого в 1997 г. исполняется 1090 лет, и многие другие.

        В самом широком смысле этого слова апостольскую миссию имеет каждый православный христианин, который, являясь членом единой святой соборной и апостольской Церкви, призван благовестить Христа не кичливым многословием, а духом и истиной, жизнью и делами. Сердце этого апостольского благовестия – православная апостольская вера и жизнь по этой вере. «Кто с терпением упражняется в добродетели и добрых делах, те причисляются к чину апостольскому», — пишет св. Симеон Новый Богослов (4). В гнетущем духовном мраке сегодняшнего времени путь к апостольской вере светится от соборного апостольского вероисповедания отцов, изливающегося от слов св. Иоанна Дамаскина: «Все, что мы получили по Преданию, как через закон, так и через пророков, апостолов и евангелистов, принимаем, познаем и почитаем, без стремления искать что-либо сверх этого…, да привыкнем к нему и в нем да пребудем, не перемещая старые межи (Прит. Сол. 22:28) и не нарушая Божественое Предание“ (5). «Потому, братья, да станем на камне веры и Церковного Предания, не перемещая межи, поставленные святыми нашими отцами, и не дадим место тем, кто хотят новаторствовать и крушить здание святой Божией соборной и апостольской Церкви» (6).

Перевод с болгарского языка - Андрей Иванченко

Сноски:

        1. Цветная Триодь, неделя 7-я после Пасхи, святых отцов Первого Вселенского собора, Слава на хвалебную стихиру на утрене.
        2. Аγίου Θεοδόρου Στουδίτου Μικρά κατηχήσις. Θεσσαλονίκη, Ορθόδοξος κυψέλη, 1984, Κατηχήσις 97- σελ. 248.
        3. S. Irinaeus. Contra haereses, liber I, cap. VIII — PG, 7,1077 ?.
        4. Преп. Симеонъ Новый Богословъ. Слова въ переводе на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Феофана, изд. второе, Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва, 1890, Слово 88-се. 465-466.
        5. S. Ioannes Damascenus. Expositio accurata fidei orthodoxe, liber l, 1 — РG, 94, 792 А.
        6. Idem. De imaginibus oratio III,41 — PG, 94,1356 C-D.

http://pravoslavie.domainbg.com/rus/ef/veruju.html